Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа
Факторинг – комплекс финансовых услуг коммерческого банка или другой кредитной организации, включающий кредитование предприятия-поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказание услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей.[1]
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран.
Введение
Раздел 1 Сущность факторинговых операций в кредитных организациях.
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая факторинговые операции.
1.2 Функции, объекты и субъекты факторинговых операций. Виды факторинговых операций.
1.3 Сроки факторинга и другие взаимные обязательства сторон.
1.4 Зарубежный опыт проведения факторинговых операций
Раздел 2 Организация, оформление, учет факторинговых операций в кредитных организациях.
2.1 Характеристика счетов по учету факторинговых операций.
2.2. Учет факторинговых операций.
Раздел 3 Перспективы развития факторинговых операций.
3.1 Основные тенденции рынка факторинговых услуг Российской Федерации.
3.2 Перспективы развития рынка факторинга в России.
В мировом обороте факторинга, который в 2006 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны. Как ни странно, в 2006 году следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия и Тайвань. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5%, а в Украине с её более дорогими ресурсами – до 3,5%.
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2006 год колеблется около 20 000 млн. евро.
По темпам развития рынка следует сказать, что его рост за 2006 год составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга тут увеличивался на 35-39 %. Европейские страны тоже «держат марку». Хоть рынок растет в среднем на 11,8 % (по данным 2001-2006 гг.), но тенденция роста тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы.
Деление факторинговых услуг в разных странах проводится по различным критериям, а один и тот же вид факторинга может носить разное название в Великобритании, Италии и США.
В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – когда речь идет об invoice discounting (инвойс дискаунтинг) – либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности – full factoring (полный или классический факторинг). Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг.
В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России и Украины, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета.
Развитие рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал активно распространяться не так давно, и на современном этапе еще сталкивается с проблемами неосведомленности потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В одних странах факторинг прижился, в других – порой, не менее развитых в экономическом смысле, – не смог завоевать должной популярности. Одно несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят и используют наиболее успешные банки и факторинговые компании. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся – следуют примеру своих более успешных соседей.
Крупные факторинговые компании стремятся к узкой специализации, как по виду предоставляемого факторинга, так и по сфере хозяйственной деятельности, которую они обслуживают.
В Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли.
Таким образом, тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги – реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернет. Все большую роль тут начинает играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансирование.[18]
При отражении операции приобретения банком права требования по договору факторинга в бухгалтерском учете следует руководствоваться Указанием ЦБ РФ от 24.03.2004 № 1399-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 5 декабря 2002 года № 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"».
Операции, связанные с осуществлением сделки по приобретению права требования, отражаются в бухгалтерском учете на дату приобретения, определенную условиями сделки.
В балансе кредитной организации — приобретателя (далее — приобретатель) право требования учитывается в сумме фактических затрат на его приобретение (далее — цена приобретения).
В цену приобретения кроме стоимости права требования, определенной условиями указанной выше сделки, при их наличии входят затраты по оплате услуг сторонних организаций, связанные с их приобретением и регистрацией.
Бухгалтерский учет прав требования осуществляется на балансовом счете первого порядка № 478 «Вложения в приобретенные права требования», на котором открываются несколько балансовых счета второго порядка, в том числе:
счет № 47803 «Права требования, приобретенные по договорам финансирования под уступку денежного требования».
Операции на внебалансовом счете № 91310 «Номинальная стоимость приобретенных прав требования» осуществляются в целях контроля за полнотой погашения должником (заемщиком) обязательств по первичному договору.
1. Приобретение кредитной организацией прав требования от третьих лиц по договору факторинга[12]:
- при полной оплате
|
Дт 47803
Кт 30102; 30110; 40702
- при частичной оплате
Дт 47803
Кт 47201 Кт 30102; 30110; 40702
- в случае, если день расчетов не совпадает с датой перехода прав требования
Дт 47803 Дт 47402
Кт 47402 Кт 30102; 30110; 40702
2. Отражение расходов[13]
|
Дт 70606
Кт 47804
|
3. Учет номинальной стоимости приобретенных прав требований[14]
Дт 91419
Кт 99999
4. Получение от должника (заемщика) по договору денежных средств[15]
|
Дт 30102;30110;40702
Кт 61212
одновременно
|
Дт 61212
Кт 47803
Дт 99999
Кт 91418
отражение доходов
|
Дт 61212
Кт 70601
отражение расходов
|
Дт 70606
Кт 61212
1 Отражение НДС[16]
|
Дт 61212
Кт 60309
2 Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери[17]
|
Дт 47804
Кт 70601
Пример (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Таким образом, для финансистов, бухгалтеров предприятий, организаций особое значение имеет правильное отражение в бухгалтерском, налоговом учете хозяйственных действий обусловленных использованием факторинга. Бухгалтерская служба предприятия обязана тщательно учитывать все суммы платежных требований, подлежащих оплате поставщику, и в расход списывать только суммы, оплаченные плательщиками. Обычно в аналитическом учете имеются лицевые счета на каждого плательщика, ведутся и картотеки расчетных документов. Важно систематически контролировать своевременное поступление средств по счетам, оплачиваемым в рамках факторинга.
Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 - 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб[19]. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Если говорить о динамике рынка факторинга, то в первом полугодии 2009 года он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главными причинами этого стали банкротство ФК "Еврокоммерц" и общим сокращением деловой активности основных игроков Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33% [20].
В настоящее время факторы условно разделились на три группы: крупные, средние и мелкие факторы, как это показано в таблице 3. В первой группе к концу 2009 года остался только ОАО "Промсвязьбанк", однако и он сократил свою деятельность на 23%. Среди средних и мелких факторов среднее сокращение составило 39% и 49,86% соответственно [21].
Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов - лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.
Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70% финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2008 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2009 года данный показатель достиг уже 85% [22] (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Изучение региональной структуры рынка факторинга, существенно изменилась. Под влиянием экономического кризиса некоторые факторы стали закрывать малопривлекательные региональные представительства, происходит значительный отток средств из регионов в центральные районы (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2009 года оценивается в 52,6 млрд. рублей, прирост за 4-й квартал 2009 года составил 16%, темпы роста факторингового портфеля возросли. Значительно увеличилась (с 54% до 78%) за 4-й квартал доля компаний с положительной динамикой портфеля.
Таким образом, в течение 2009 года факторинговыми услугами воспользовались 3224 компании (прирост числа активных клиентов за 4 квартал составил 13%), число привлеченных клиентов за тот же период возросло на 35% и достигло значения 1261, число дебиторов возросло на 35% и достигло значения 16845. Услуги факторинга в 2009 году были оказаны по 2 548 122 поставкам, что на 39% больше показателей предыдущего периода [23].
По итогам 1-го квартала 2010 года оборот российского рынка факторинга составил около 78 млрд рублей.
Объем выплаченного финансирования в 1 квартале 2010 г. составил 52 млрд рублей. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований в среднем составило 67% (против 72% по итогам 2009 года), что указывает на традиционное падение оборотов рынка в начале года.
Свыше 80% факторинговых операций на российском рынке - внутренний факторинг с регрессом. Состояние рынка в продуктовом разрезе в 1 квартале 2010 г. претерпело некоторые изменения, подтверждающие ярко выраженную сезонность бизнеса. На внутренний факторинг с регрессом приходится 80,9% оборота рынка, на внутренний факторинг без регресса - 6%, доля внутреннего факторинга без финансирования выросла до 12% (против 0,9% по итогам 2009 г.), доля международного факторинга в обороте рынка стабильна - 1%.
Совокупный факторинговый портфель на конец 1 квартала 2010 г. составил более 41 млрд руб. Факторингом воспользовались свыше 1700 компаний при расчетах с более чем 7100 дебиторами. Российские факторы обработали свыше 508 тысяч поставок. В среднем на одного клиента приходится 4 дебитора (по итогам 2009 г. - 5,9).
Участники АФК занимают свыше 50 процентов рынка факторинга. Оборот входящих в АФК компаний и банков, предоставляющих услуги факторинга, в 1 квартале 2010 г. превысил 41 млрд рублей или 53% общего объема рынка.[24]
Привлекая клиентов посредством коммерческого кредитования, предприятие-поставщик иммобилизует оборотные средства в дебиторскую задолженность, обслуживание которой приводит к косвенным потерям и сопряжено с некоторыми рисками. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является факторинг – комплекс финансовых услуг коммерческого банка или другой кредитной организации, включающий кредитование предприятия-поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказание услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей.
В курсовой работе были рассмотрены и проанализированы задачи, поставленные в начале написания данного курсового проекта.
При написании курсовой работы использовались следующие нормативные документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Конвенции УНИДРУА[26] о международном факторинге;
- Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» и другие.
Целью факторинга является улучшение финансового состояния как поставщика, у которого ускоряется оборачиваемость оборотных средств, так и банка, который с помощью факторинга универсализирует свою деятельность.
За рубежом факторинг получил широкое распространение, чему способствует и создание международных факторинговых объединений.
Факторинг выполняет эмиссионную, стимулирующую и контрольную функции, усиливает ответственность сторон, решает проблему пополнения оборотных средств предприятия, сокращает цепочки неплатежей и расширяет экспортные операции благодаря снижению рисков экспортеров.
Наиболее часто встречающимися видами факторинга являются: факторинг с регрессом, факторинг без регресса и международный факторинг. В Российской Федерации в связи с экономическим кризисом более 90% от доли рынка занимает факторинг с регрессом.
Учёт факторинговых операций в коммерческом банке имеет существенные особенности – по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учётной документации, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам.
Для бухгалтерского учета прав требования Указание № 1399-У ввело в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях новый балансовый счет первого порядка 478 «Вложения в приобретенные права требования».
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю за совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных решений, для контроля за движением денежных средств, доходами и расходами коммерческого банка.
Основными задачами учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операции по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявления возможностей более рационального использования денежных средств.
По итогам 1-го квартала 2010 года оборот российского рынка факторинга составил около 78 млрд рублей.
Объем выплаченного финансирования в 1 квартале 2010 г. составил 52 млрд рублей. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований в среднем составило 67% (против 72% по итогам 2009 года), что указывает на традиционное падение оборотов рынка в начале года.
Совокупный факторинговый портфель на конец 1 квартала 2010 г. составил более 41 млрд руб. Факторингом воспользовались свыше 1700 компаний при расчетах с более чем 7100 дебиторами. Российские факторы обработали свыше 508 тысяч поставок. В среднем на одного клиента приходится 4 дебитора (по итогам 2009 г. - 5,9).
Таким образом, факторинг является перспективной, высокоприбыльной операцией банка, востребованной на современном этапе развития мировой экономики многими предприятиями. Эта операция является реальной альтернативой классическому кредиту. Но в отличие от обычного кредитования факторинг, как правило, не требует обеспечения, имеется возможность увеличения предоставляемой суммы по мере роста объёма продаж клиента, банк-фактор осуществляет управление дебиторской задолженностью клиента. Существует также ряд явных преимуществ использования данной операции предприятиями на рынке в современных условиях: превращение дебиторской задолженности в наличные деньги, экономия собственного капитала, расширение производства, увеличение оборота и так далее.
Информация о работе Организация учета и оформления факторинговых операций