Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:36, реферат

Краткое описание

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Вложенные файлы: 1 файл

3006 в Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Основные функции языка следующие:

  1. Коммуникативная функция

Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.

  1. Мыслеформирующая функция

Язык используется как средство мышления в форме слов.

  1. Когнитивная (гносеологическая) функция

Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

 

1 Понятие  языковой норме

 

Но́рма языкова́я — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Языковая норма является результатом коллективного представления о языке, но основывается на частном, индивидуальном употреблении языковых средств в процессе речевой деятельности каждого носителя языка в отдельности. Отсюда проистекает возможность конфликта между «спонтанным употреблением» и «языковой нормой». С.И. Ожегов дал такое определение языковой нормы: «Норма - это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов».

В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно).1

Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников (и даже законодательных актов — см. раздел «Ссылки») по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способов:

  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе бо́льшей частотности данного варианта по сравнению с альтернативными;
  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе выявленного языковедами его соответствия внутренним закономерностям данного языка;
  • признание нескольких вариантов спонтанного употребления «соответствующими языковой норме» (в этом случае говорят о подвижной норме). 2

Помимо указанных выше основных способов, иногда используются и другие основания для установления той или иной языковой нормы, в том числе эстетические, этические, политические и др.

Существуют различные подходы к установлению нормы, среди которых можно выделить два основных:

  • дескриптивный (описательный), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка;
  • прескриптивный (предписывающий), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления.

В чистом виде ни тот, ни другой подходы обычно не используются, тем не менее языковые традиции определенной страны отдают обычно предпочтение одному из подходов в ущерб другому. Прескриптивное нормотворчество обычно предполагает пренебрежительное отношение к диалектам и иным региональным или социальным вариантам языка, наличие жестких и развитых орфографических и пунктуационных правил, унифицированность школьной программы по языку и т. д. В то же время, дескриптивный подход часто выражается в отсутствии жестко установленных правил по некоторым аспектам языка (например, в пунктуации), лояльном отношении к диалектам, фиксации большого количества различных вариантов употребления в словарях и т. п. Считается, что для русского языка характерно прескриптивное нормотворчество, а, скажем, для английского — дескриптивное.

 

2 Звуковой состав современного  русского литературного языка. Классификация  согласных звуков

 

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

-          по  участию в их образовании голоса и шума

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные – шум преобладает над голосом:

              - шумные звонкие – шум с  голосом  [б] [в] [д] [г] [з] [ж]

                - шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

-          по  месту образования шума (губные  и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

 

переднеязычные:

 зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

 передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

-          по  способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

-          по  наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш3

 

3 Русское ударение. Функции  русского ударения

 

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные.4

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

  Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание:

выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции:

-          лексикологическая  – является дополнительным средством  различения слов атлас

-          морфологическая  – является дополнительным средством  различения грамматической формы  слова руки

-          некоторые  слова в РЯ имеют акцентные  варианты и этот факт рассматривается  как варианты литературной нормы  иначе

Местом ударения различают следующие варианты слов:

-          общеупотребительные  и профессиональные добыча

-          литературные  и диалектные холодно

-          литературный  и просторечный магазин

-          нейтральный  и разговорный звонишь

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.

 

4 Особенности русского словесного ударения

 

1.        Характеризуется  как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей  силой, напряжённостью и сложностью).

2.        Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

-          сложные  слова из двух основ древнерусский

-          многие  сложносокращённые слова стройматериалы

-     слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

-          в сложных  и сложносокращённых словах, состоящих  из 3 основ возможно 3 ударения. Аэрофотосъемка.5

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

 

Заключение

 

В современной лингвистике термин "норма" понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разно-образных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими);  во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка. Нормы пронизывают все ярусы литературного языка.

Есть нормы орфоэпические, т. е. произносительные, предписывающие, как поставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук. Языковая норма — это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Под лексическими нормами понимается правильность выбора слова и уместность его применения. Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова. Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений. Орфографические нормы — это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях, учебниках по русскому языку и пособиях.  Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания.

Литературный язык соединяет поколения людей и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-речевых традиций, должны быть как можно более устойчивыми, стабильными.

 

Список литературы

 

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. перераб. и доп.М., 1984.
  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е изд., перераб. и доп.М.: Русский язык, 1984.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузовРостов нД: изд-во «Феникс», 2003.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -  М.: Инфра-М, 2001.
  5. Русский язык и Культура речи./Под ред. А.И. Дунева.  – М.: Пресс, 2004.

1 Русский язык и Культура речи./Под ред. А.И. Дунева.  – М.: Пресс, 2004. с. 87

2 Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -  М.: Инфра-М, 2001. с. 158

3 Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. перераб. и доп.М., 1984. с. 75

4 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузовРостов нД: изд-во «Феникс», 2003. с. 164

5 Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е изд., перераб. и доп.М.: Русский язык, 1984. с. 125

 


 



Информация о работе Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения