Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа
Исходя из сформулированной актуальности, определим цель работы. Она заключается в изучении сущности инфляции и методов ее регулирования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить сущность инфляции, ее причины, классификацию и факторы;
2) Провести анализ динамики инфляционных процессов за 2009-2012гг. и прогноз ее параметров на 2013-2014гг.;
3) Привести схему антиинфляционных мер в России;
4) Выявить социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.
Определенные риски могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2012году (на 17-20% в годовом исчислении на уголь и мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона конца текущего года и начала 2013года.
2.2 Анализ антиинфляционных мер в России
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы [12, c.6]:
- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы:
- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
- государственное регулирование цен;
- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
Основные направления антиинфляционной политики в России в 2011 году [23]:
- таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов - до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
- для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн. тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
- повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
- прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составила 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
- повышение ставки рефинансирования;
- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам);
- принятие трех антимонопольных проектов, в которых уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции и возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.
Закон определяет критерии определения монопольно высокой цены товара (цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже).
Рядом поправок рассматривается применение закона в сфере естественных монополий. Так, правительству РФ предоставляется право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий. Инфляция
Закон вводит запрет на злоупотребление
доминирующим положением на рынке электроэнергии,
предусматривает
В 2011 году подавление
роста потребительских цен
В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.
2.3 Прогноз параметров инфляции на 2013-2014гг
Прогноз параметров инфляции
представлен в федеральном
В 2013 - 2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. К концу 2013 года инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса [3, c.78].
В 2013 - 2014 гг. может усилиться давление инфляции издержек в связи с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и электроэнергию.
Динамику роста потребительских цен за 2009-2014 годы можно проследить в таблице 3.
Таблица 3
Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)
Прирост цен | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
8,8 |
8,8 |
6,5-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
4-5 |
Продовольственные товары |
6,1 |
12,9 |
4,2-4,4 |
5,3-5,5 |
4,5-4,7 |
4,2-4,4 |
из них без учета плодоовощной продукции |
6,9 |
9,4 |
7,2-7,4 |
5,7-5,9 |
5-5,2 |
4,5-4,7 |
Непродовольственные товары |
9,7 |
5,0 |
6,9-7,1 |
4,5-4,7 |
5-5,2 |
4,4-4,6 |
Платные услуги населению |
11,6 |
8,1 |
9,3-9,5 |
6,8-7 |
7,1-7,3 |
6,6-6,8 |
услуги организаций ЖКХ |
20,6 |
13,4 |
11,5-12 |
9,2- 9,5 |
9,5-9,7 |
11-11,5 |
прочие услуги |
7,8 |
5,5 |
7,9-8,1 |
6,1-6,3 |
6-6,2 |
5,1-5,3 |
В капитальном строительстве,
после существенного роста цен
в
2010 - 2011 гг., начиная с 2013 года, прогнозируется снижение темпов
роста цен. Прежде всего, это будет связано
с завершением строительства олимпийских
объектов, и увеличением доли машин и оборудования
в объемах инвестиций по мере завершения
масштабных проектов в инфраструктурных
отраслях.
В отраслях, производящих потребительские товары, в целом рост цен будет умеренным в связи высоким давлением со стороны импорта [1, c.54].
Темпы роста цен в пищевой промышленности в первой половине 2013 г. будут низкими в связи со стабилизацией (снижением) мировых и внутренних цен на зерно и другие виды продовольствия. Во второй половине 2013 г. рост цен может быть ниже уровня инфляции в связи с высокими переходящими запасами зерна, а в 2013 - 2014 гг. рост цен будет определяться умеренным ростом цен на зерно на мировых и внутреннем рынках. В 2013 - 2014 гг. предполагается опережающий по отношению к инфляции рост цен на животноводческую продукцию, что обусловлено ростом спроса на красное мясо и качественные молокопродукты. В легкой промышленности прогнозируется умеренный рост цен (таблица 4).
Таблица 4
Прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2013 - 2014 годах
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс цен производителей на внутреннем рынке |
-5,1 |
14,9 |
18,8 |
4,6 |
4,9 |
9,5-9,7 |
товары, торгуемые на внешних рынках |
-13,3 |
23 |
25,2,-25,4 |
2,5-2,7 |
1,5-1,7 |
8,5-9,5 |
товары, потребляемые преимущественно внутри страны (кроме энергетики) |
2,0 |
7,2 |
10,3-10,5 |
5,7-5,9 |
7,5-7,7 |
7,4-7,6 |
Промышленность (дефлятор) |
0,9 |
14,5 |
15,6 |
3,9-4,1 |
4,8-5,0 |
8-8,2 |
Сельское хозяйство (дефлятор) |
2,4 |
10,3 |
8,3 |
4,7 |
6,6 |
5,9 |
Капитальное строительство (дефлятор) |
7,7 |
8,2 |
8,2 |
7,5 |
7,3 |
7,2 |
В целях обеспечения умеренного роста цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий в 2012 - 2014 гг. Правительством Российской Федерации принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе для населения, с 1 января на 1 июля очередного календарного года (за исключением железнодорожных перевозок).
Индексация в 2013 - 2014 гг. регулируемых оптовых цен на газ природный будет производиться ежегодно 1 июля в размере 15 процентов. В результате, в среднем за год предельный рост цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2013 году в среднем составит 107,1%, а для населения 110,4 процента. В 2013 - 2014 гг. их рост для всех категорий потребителей в среднем за год не превысит 115 процентов.
Средний рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей, исключая население, предполагается в 2013 году на уровне 107-108%, в 2014 году - 109-111% ежегодно [2, c.18].
Повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2013 году будет осуществляться в два этапа. Рост тарифов в 2013 году составит 112,4% (с 1 июля - 6%, с 1 сентября - 6 процентов).
Таким образом, максимально возможный рост платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 15 % при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг).
Рост тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2013 - 2014 гг. определяется необходимостью покрытия эксплуатационных издержек ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», обеспечения безубыточного уровня деятельности компаний, объемами инвестиционных программ компаний и изменениями в системе тарифного регулирования.
В проекте федерального бюджета РФ на 2013—2014 год, внесенном в Госдуму, заложен прогноз по инфляции в 2013-м — 5,5%, в 2014-м — 5%.
Счетная палата РФ считает, что реалистичный прогноз инфляции в стране на 2013—2014 год на 0,5—1 процентный пункт выше официального.
3. Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования
3.1 Последствия
проявления инфляционных
Как любой многофакторный экономический процесс, инфляция имеет целый ряд последствий [8, c.9]:
- расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
- стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России