Особенности инфляционных процессов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из сформулированной актуальности, определим цель работы. Она заключается в изучении сущности инфляции и методов ее регулирования.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить сущность инфляции, ее причины, классификацию и факторы;
2) Провести анализ динамики инфляционных процессов за 2009-2012гг. и прогноз ее параметров на 2013-2014гг.;
3) Привести схему антиинфляционных мер в России;
4) Выявить социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

Определенные риски  могут быть связаны с высоким  ростом цен на топливо в 2012году (на 17-20% в годовом исчислении на уголь  и мазут), что может сказаться  на темпах инфляции в период отопительного  сезона конца текущего года и начала 2013года.

 

2.2 Анализ антиинфляционных мер в России

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы [12, c.6]:

- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы:

- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

- государственное регулирование цен;

- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Стратегическая  цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Основные направления  антиинфляционной политики в России в 2011 году [23]:

- таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов - до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);

- для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн. тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);

- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

- прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составила 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;

- повышение ставки рефинансирования;

- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам);

- принятие трех антимонопольных проектов, в которых уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции и возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.

Закон определяет критерии определения монопольно высокой  цены товара (цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже).

Рядом поправок рассматривается  применение закона в сфере естественных монополий. Так, правительству РФ предоставляется  право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий. Инфляция

Закон вводит запрет на злоупотребление  доминирующим положением на рынке электроэнергии, предусматривает распространение  антимонопольных требований к торгам на запрос котировок, уточняет условия рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства и основания для направления предостережений [20, c.4].

В 2011 году подавление роста потребительских цен достигалось  в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

 

2.3 Прогноз параметров инфляции на 2013-2014гг

 

Прогноз параметров инфляции представлен в федеральном бюджете  Российской Федерации на 2012 год и  на плановый период 2013-2014 годов.

В 2013 - 2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. К концу 2013 года инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса [3, c.78].

В 2013 - 2014 гг. может усилиться давление инфляции издержек в связи с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и электроэнергию.

Динамику роста  потребительских цен за 2009-2014 годы можно проследить в таблице 3.

Таблица 3

Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)

 

Прирост цен 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)

8,8

8,8

6,5-7

5-6

4,5-5,5

4-5

Продовольственные товары

6,1

12,9

4,2-4,4

5,3-5,5

4,5-4,7

4,2-4,4

из них без учета плодоовощной продукции 

6,9

9,4

7,2-7,4

5,7-5,9

5-5,2

4,5-4,7

Непродовольственные товары

9,7

5,0

6,9-7,1

4,5-4,7

5-5,2

4,4-4,6

Платные услуги населению

11,6

8,1

9,3-9,5

6,8-7

7,1-7,3

6,6-6,8

услуги организаций ЖКХ

20,6

13,4

11,5-12

9,2- 9,5

9,5-9,7

11-11,5

прочие услуги

7,8

5,5

7,9-8,1

6,1-6,3

6-6,2

5,1-5,3


 

В капитальном строительстве, после существенного роста цен  в 
2010 - 2011 гг., начиная с 2013 года, прогнозируется снижение темпов роста цен. Прежде всего, это будет связано с завершением строительства олимпийских объектов, и увеличением доли машин и оборудования в объемах инвестиций по мере завершения масштабных проектов в инфраструктурных отраслях.

В отраслях, производящих потребительские товары, в целом  рост цен будет умеренным в связи высоким давлением со стороны импорта [1, c.54].

Темпы роста цен в  пищевой промышленности в первой половине 2013 г. будут низкими в связи со стабилизацией (снижением) мировых и внутренних цен на зерно и другие виды продовольствия. Во второй половине 2013 г. рост цен может быть ниже уровня инфляции в связи с высокими переходящими запасами зерна, а в 2013 - 2014 гг. рост цен будет определяться умеренным ростом цен на зерно на мировых и внутреннем рынках. В 2013 - 2014 гг. предполагается опережающий по отношению к инфляции рост цен на животноводческую продукцию, что обусловлено ростом спроса на красное мясо и качественные молокопродукты. В легкой промышленности прогнозируется умеренный рост цен (таблица 4).

Таблица 4

Прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2013 - 2014 годах

 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс цен производителей на внутреннем рынке

-5,1

14,9

18,8

4,6

4,9

9,5-9,7

товары, торгуемые на внешних рынках

-13,3

23

25,2,-25,4

2,5-2,7

1,5-1,7

8,5-9,5

товары, потребляемые преимущественно внутри страны (кроме энергетики)

2,0

7,2

10,3-10,5

5,7-5,9

7,5-7,7

7,4-7,6

Промышленность (дефлятор)

0,9

14,5

15,6

3,9-4,1

4,8-5,0

8-8,2

Сельское хозяйство (дефлятор)

2,4

10,3

8,3

4,7

6,6

5,9

Капитальное строительство (дефлятор)

7,7

8,2

8,2

7,5

7,3

7,2


 

В целях обеспечения умеренного роста цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий в 2012 - 2014 гг. Правительством Российской Федерации принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе для населения, с 1 января на 1 июля очередного календарного года (за исключением железнодорожных перевозок).

Индексация в 2013 - 2014 гг. регулируемых оптовых цен на газ природный будет производиться ежегодно 1 июля в размере 15 процентов. В результате, в среднем за год предельный рост цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2013 году в среднем составит 107,1%, а для населения 110,4 процента. В 2013 - 2014 гг. их рост для всех категорий потребителей в среднем за год не превысит 115 процентов.

Средний рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей, исключая население, предполагается в 2013 году на уровне 107-108%, в 2014 году - 109-111% ежегодно [2, c.18].

Повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2013 году будет осуществляться в два этапа. Рост тарифов в 2013 году составит 112,4% (с 1 июля - 6%, с 1 сентября - 6 процентов).

Таким образом, максимально возможный рост платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 15 % при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг).

Рост тарифов на железнодорожные  перевозки в регулируемом секторе  в 2013 - 2014 гг. определяется необходимостью покрытия эксплуатационных издержек ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», обеспечения безубыточного уровня деятельности компаний, объемами инвестиционных программ компаний и изменениями в системе тарифного регулирования.

В проекте федерального бюджета РФ на 2013—2014 год, внесенном в Госдуму, заложен прогноз по инфляции в 2013-м — 5,5%, в 2014-м — 5%.

Счетная палата РФ считает, что реалистичный прогноз инфляции в стране на 2013—2014 год на 0,5—1 процентный пункт выше официального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования

3.1 Последствия  проявления инфляционных процессов  в РФ

 

Как любой многофакторный экономический процесс, инфляция имеет  целый ряд последствий [8, c.9]:

- расхождение в оценках  между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

- стихийное, неконтролируемое  перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России