Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:15, отчет по практике
Признаком современной системы кредитования предприятий служит переход именно к таким формам, которые в большей степени гарантируют возврат банковской ссуды. С точки зрения обеспеченности возврата кредита более надежными с позиции мировой практики являются залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Кредитный механизм, органически включающий данные формы, дает возможность банку укрепить свою независимость и тем самым снизить кредитный риск.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава1 Анализ деятельности ОАО «Альфа Банка» и его роль кредитовании физических лиц…………………………...........................................................6
1.1Краткая характеристика банка……………………………………………….6
1.2 Анализ деятельности ОАО «Альфа Банка» и его роль кредитовании физических лиц……………………………………………………………………9
1.3 Оценка кредитоспособности клиента……………………………………..14
1.3.1 Управление кредитным риском…………………………………………..14
1.3.2 Модель скоринга, применяемая в томском филиале ОАО «Альфа-Банк», ее достоинства и недостатки……………………………………………………20
Глава 2 Залоговая деятельность в ОАО «Альфа-банк» как одно из важных направлений используемых в банке для обеспечения возврата банковских кредитов ……………………………………………………………………….27
2.1 Формы обеспечения банковских ссуд используемые в ОАО «Альфа Банк»……………………………………………………………………………..27
2.2 Основные цели, задачи и направления залоговой политики ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………………………………..28
2.3 Этапы при оценке залога в ОАО «Альфа-Банк»………………………….29
2.4 Оценка залоговой стоимости имущества………………………………….36
2.5 Субъекты, осуществляющие оценку рыночной стоимости имущества…39
2.6 Подготовка заключения о целесообразности принятия имущества в залог………………………………………………………………………………40
2.7. Порядок оформления и регистрации договоров о залоге………………...41
Глава3 Проведение мероприятий по снижению кредитного риска……….....45
Заключение………………………………………………………………….…..50
Список литературы………………………………………………………….…52
Приложение
Залоговая
стоимость имущества должна
Заключение
утверждается в Центральном
Заключение в обязательном порядке должно быть подписано Залогодателем в лице руководителя и главного бухгалтера.
2.7. Порядок оформления и регистрации договоров о залоге.
Оформление
Договоров о залоге и их заключение
производится только после принятия
коллегиальным органом или
До заключения Банком кредитных договоров и договоров о предоставлении банковской гарантии сотрудник Кредитного управления (кредитного отдела) обязан предоставить все документы, необходимые для выдачи кредитов, а также для заключения договоров, являющихся обеспечением исполнения обязательств по выдаваемым кредитам (в т.ч. Договор о залоге), в Юридическое управление (юридический отдел, юрисконсульту) для проведения правовой экспертизы.
Договоры о залоге, а также все изменения и дополнения к указанным Договорам подготавливаются на основании служебной записки кредитного подразделения и при наличии на ней визы Специалиста по работе с залогами. Подготовку указанных соглашений осуществляет Бэк-офис. В состав документов, оформляемых при залоге, входят:
- Договор о залоге;
- соглашение об отступном и соглашение о расторжении договора залога;
- документы
для оформления залога по
Специалист по залоговой работе обязан проконтролировать, чтобы в любом Договоре о залоге было указано:
Договор
о залоге недвижимости должен быть
нотариально удостоверен и
Государственная
регистрация залогов в
Заключение Договора о залоге валютных ценностей (иностранной валюты, прав требования выплаты иностранной валюты, ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте) проводится в соответствии с действующим законодательством по согласованию с Юридическим Управлением по каждой сделке, если нормативными документами Банка не будет предусмотрено иное.
Наряду с Договором о залоге с Залогодателем в обязательном порядке заключается соглашение об отступном при одновременном выполнении следующих условий:
Контроль за наличием заключенного соглашения об отступном в случаях, когда такое заключение обязательно, осуществляют Специалист по залоговой работе и начальник Бэк-офиса. В других случаях целесообразность заключения соглашения об отступном устанавливается по согласованию начальниками кредитного и юридического подразделений ЦО или филиала.
Соглашение об отступном содержит следующие условия:
а) Заемщик передает Банку в качестве отступного вместо исполнения обеспеченного залогом обязательства имущество, являющееся предметом залога;
б) соглашение заключается с отлагательным условием, которым является неисполнением Заемщиком принятого им на себя обязательства перед Банком, в обеспечение по которому оформлен залог.
Договор
о залоге составляется в 2-х экземплярах
(не считая экземпляра, подлежащего
хранению у нотариуса либо подлежащего
передаче депозитарию / регистратору ценных
бумаг), с приложением Описи
Первый экземпляр Договора о залоге помещается в дело и хранится в Юридическом Управлении ЦО (юридическом отделе филиала) либо в другом месте в соответствии с установленным в Банке порядком, второй - передается Залогодателю.
Специалист
по залоговой работе обязан
непосредственно после полного1
Специалист Бэк-офиса помещает копии указанных документов в соответствующее кредитное досье, а оригиналы направляет в подразделение Банка, отвечающее за их хранение.
За оформление и предоставление в Бухгалтерию распоряжений для постановки на внебалансовый учет имущества, полученного в залог, отвечает бэк-офис, оформивший соответствующие Договоры о залоге.
Глава 3 Проведение мероприятий по снижению кредитного риска
Исходя
из анализа деятельности ОАО «Альфа-Банк»
и обозначенных проблем, можно достаточно
четко выявить основные направления
совершенствования его
Основным в этом направлении является тщательный отбор потенциальных кредитных клиентов. В связи с тем, что риск кредитования индивидуальных заемщиков слишком высок и в динамике увеличивается, необходимо:
- активно
использовать информацию
- совершенствовать
систему оценки
- совершенствовать
работу с проблемными
Кредитная
история заемщика (поручителя) содержит
данные о своевременности и полноте
исполнения им иных долговых обязательств
по действующим кредитным
Для углубленного анализа предлагается осуществлять сбор информации по «проблемным» кредитам за прошедшие периоды. Это необходимо для выявления круга лиц, которые когда-либо злостно уклонялись от выполнения своих обязательств по кредитным договорам. По злостным неплательщикам необходимо составить «черный список» и включить его в банк кредитных историй.
Эта мера позволит банку отслеживать всю кредитную историю заемщика и поставить дополнительные преграды на пути недобросовестных клиентов. Кроме того, эта мера предупредит убытки от выдачи безнадежных кредитов. Определено, что реализация данного мероприятия позволит сократить величину просроченных и безнадежных ссуд по крайней мере на 10%.
При оценке платежеспособности клиента банк исходит из того, что клиент после уплаты очередного взноса должен располагать не менее 40% от величины его чистого дохода.
При этом,
своевременное непогашение
Основной причиной является неравномерность получения доходов клиентом.
Выявлено,
что в 30% случаев просрочка возникала
по заемщикам у которых
Предлагается для снижение кредитного риска увеличить объем чистого дохода остающегося в распоряжении клиента до 50%. Это позволит снизить величину просроченных и безнадежных ссуд по крайней мере на 20%. Уменьшение срока ежемесячного платежа можно достичь путем увеличения срока кредитования.
В целях совершенствования работы с проблемными кредитами рекомендуется:
Во-первых,
ввести систему автоматического
СМС - информирования. За 3 - 5 дней до наступления
срока внесения очередного платежа
компьютер осуществляет отправку СМС
– сообщения на телефон заемщика
с напоминанием о приближении
очередного срока платежа. За 1 - 2 дня
до наступления срока
Это мероприятие будет способствовать сокращению объема просроченной задолженности по крайней мере на 5%, в связи с тем, что в ходе проведенного исследования заемщиков допустивших просрочку, выявлено, что 5% из них не внесли своевременно платеж по причине забывчивости и невнимательности.
Во-вторых, ввести систему автодозвона для заемщиков впервые допустивших просрочку, срок которой не превышает 5 дней. В работе с такими заемщиками следует быть «осторожными», чтобы не отпугнуть «хороших» клиентов, случайно допустивших просрочку. Звонки таким клиентам осуществляются 1 раз в день в рабочее время с 9.00 до 17.00 при условии, что клиент взял трубку и дослушал сообщение автоответчика о величине задолженности и необходимости погасить просроченную задолженность как можно быстрее, а также о предупреждении о возможной ответственности заемщика. Если клиент не отвечает, то система автодозвона совершает повторные попытки каждые 2 часа.
В-третьих, проводить работу с проблемными заемщиками, не в первый раз допустившими просрочку, или если срок просрочки более 5 дней.
Для таких
заемщиков рекомендуется
Проведение работы с проблемными заемщиками позволит снизить объем просроченной и безнадежной задолженности по крайней мере на 20%.
Совокупный эффект от реализации всех мероприятий выражается в сокращении объема просроченной и безнадежной задолженности на 30% (таблица 5 ).
Таблица 5
Направления
совершенствования
ОАО
Проблемы потребительско-го кредитования |
Содержание рекомендуемых |
Эффект |
Несовершенство методики оценки кредитоспособности заемщика, что ведет к высокому уровню риска |
1.Использование информации о 2.Совершенствование системы 3.Совершенствование работы с
проблемными кредитами – |
Сокращение величины просроченной и
безнадежной задолженности Расширение круга надежных заемщиков, возможное увеличение сумм предоставляемых кредитов для отдельных клиентов без повышения риска для банка. |
Необходимость увеличения ресурсной базы, для расширения объемов кредитования |
1. Внедрить новую нецелевую кредитную программу «Экспресс-кредитование». 2. Кредитование физических лиц
на приобретение средств |
Увеличение работающих активов, повышение степени использования ресурсов примерно на 15%. Существенное продвижение банка в развитии своего бизнеса. |