Оценка влияния коммерческого кредита на деятельность организации на базе данных ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение понятия коммерческого кредита в экономике ПМР, а также обоснование необходимости его дальнейшего развития.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи, выявляющие логику исследования и структуру работы:
· анализ теоретических аспектов коммерческого кредита;
· исследование видов и функций коммерческого кредита с целью определения эффективности его применения;
· изучение роли коммерческого кредита

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………....3
Глава 1. Теоретические основы функционирования коммерческого кредита …………………………………………………………………………..6
Сущность, основные виды и формы коммерческого кредита…………………………………………………………………......6
Значение, функции и роль коммерческого кредита в деятельности предприятий ……………….………………………………………….....14
Глава 2. Оценка влияния коммерческого кредита на ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» ………………..……..24
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» ………………….………….......24
2.2. Оценка финансового состояния организации ..…………….……….....26
2.3. оценка влияния коммерческого кредита на финансовое положение ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» ...…………………….………....30
Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования кредитной
системы ПМР………………………………………………………...34
Основные проблемы современной кредитной системы ПМР………....34
Перспективы развития кредитной системы ПМР……………………....42
Заключение……………………………………………………………………...46
Список использованных источников…….………………………………….50
Приложения…………………………………………………………………......53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ (2).doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

- определение  системы характеристик, оценивающих  кредитоспособность отдельных групп  покупателей;

- формирование  и экспертизу информационной  базы проведения оценки кредитоспособности  покупателей;

- выбор методов  оценки отдельных характеристик  кредитоспособности покупателей;

- группировку  покупателей продукции по уровню  кредитоспособности;

- дифференциацию  кредитных условий в соответствии  с уровнем кредитоспособности  покупателей.

По коммерческому кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателем и стабильность  их осуществления;

- репутация  покупателя в деловом мире;

- платежеспособность  покупателя;

- результативность  хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние  конъюнктуры товарного рынка, на  котором покупатель осуществляет  свою операционную деятельность;

- объем и  состав чистых активов, которые  могут составлять обеспечение  кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

Особое значение имеет формирование информационной базы покупателей. Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей - обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

- из сведений, предоставляемых непосредственно  покупателем (их перечень дифференцируется  в разрезе форм кредита);

- из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем  носят постоянный характер);

- из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Также следует провести группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на  уровне установленного кредитного  лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым  кредит не предоставляется (при  недопустимом уровне риска не  возврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

- срок предоставления  кредита;

- необходимость страхования кредита за счет покупателей;

- формы штрафных  санкций и т.п.

При формировании процедуры инкассации дебиторской задолженности должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

- факторинг;

- учет векселей, выданных покупателями продукции;

- форфейтинг.

Актуальным также является построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Учитывая современные условия хозяйствования - финансовый кризис - для предприятия актуальным является улучшение условий коммерческого кредита.

С целью повышения управляемости финансовыми ресурсами, аккумулируемыми с помощью коммерческого кредита, предлагается установить программу «1С: Предприятие 8.0».

В расчетах с контрагентами предлагаются такие возможности:

· отслеживание текущего состояния взаиморасчетов с контрагентами;

· оформление операций взаимозачетов и списания долгов в расчетах с контрагентами по коммерческому кредиту;

· формирование истории взаиморасчетов по каждому контрагенту.

Конфигурация обеспечивает сбор и упорядочивание больших объемов информации.

Важнейшую часть работы с контрагентами составляет функция управления взаиморасчетами. Функционал управления взаиморасчетами с контрагентами охватывает полный цикл операций по взаимодействию с деловыми партнерами от момента возникновения обязательств по договорам до их выполнения.

Функционал управления взаиморасчетами может использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки.

Конфигурация позволяет анализировать изменение задолженности во времени, оперируя двумя видами задолженности - фактической и прогнозируемой (отложенной). Фактическая задолженность связана с операциями расчета и моментами передачи прав собственности. Отложенная задолженность возникает при отражении в системе таких событий, как заказ на поставку или передачу на комиссию товарно-материальных ценностей, заявка на получение денежных средств, плановое поступление денежных средств.

Конфигурация поддерживает методики учета задолженностей в различных разрезах: по договорам, заказам, счетам. Дополнительно возможна детализация взаиморасчетов по расчетным документам.

Прикладное решение содержит средства классификации поставщиков и подрядчиков по двум критериям: по привлекательности (ABC-классификация) и по стадиям взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками (XYZ-классификация). Данные средства классификации предназначены для формирования стратегии взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками.

Предложенные пути совершенствования в области коммерческого кредитования ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» необходимы, т.к. реализуемая гибкая кредитная политика позволяет повысить привлекательность предприятия для клиентов и его конкурентоспособность на рынке, что безусловно повлияет на финансовые результаты предприятия и поможет выжить в конкурентной борьбе.

 

3.2 Пути совершенствования  коммерческого кредитования в  Приднестровье

Начиная с середины 2008 года, который связан с финансовым кризисом в экономике Приднестровья, наблюдается сокращение спроса на выпускаемую продукцию, спад производства, увеличение инфляционных процессов и т.д. В этих условиях формируется определенная ситуация для развития коммерческого кредита. Следовательно, под влиянием этих факторов складываются и перспективы развития коммерческого кредита в нашей Республике.

В 2008 году основной проблемой стало резкое падение спроса внешнего рынка на основные товары приднестровского экспорта: металлопрокат, продукцию легкой промышленности, в частности текстильной, на продукцию электроаппаратного завода. Также произошло снижение контрактных экспортных цен на них.

По данным балансов за три года ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» видим, что на предприятии имеется большая дебиторская и кредиторская задолженность. Согласно статистическим данным рост дебиторской и кредиторской задолженности является тенденцией и для большинства предприятий республики. Однако, это не негативный сигнал, а как раз наоборот. Это сигнал о том, что на внутреннем и внешнем (так как предприятия Республики в основном работают на экспорт) рынках сложились предпосылки для широкого использования коммерческого кредита в хозяйственной практике. В таких условиях своевременные и продуманные мероприятия по организации коммерческого кредита в экономике могут дать ощутимые результаты.

 «Сам факт огромной и постоянно растущей инертной массы дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, в народном хозяйстве имеются ресурсы, которые могут быть реализованы и, при определенных условиях, пополнить оборотные средства. Во-вторых, необходимо возродить цивилизованные формы такой мобилизации – вексель и вексельное обращение. Ведь в Приднестровье нет должным образом организованной и работающей системы. В-третьих, необходимо провести соответствующую корректировку кредитной политики с тем, чтобы банковские ресурсы притекали в экономику, в частности, по каналам учета и переучета векселей».[17, с.33]

Именно по ним прослеживается связь коммерческого кредита с банковским. Вексель существенно увеличивает объемы коммерческого кредита и пополняет денежный оборот ликвидными средствами платежа. К тому же «коммерческий вексель, являясь инструментом хозяйственного кредита, может использоваться как предмет залога при банковском кредитовании, приниматься к учету в банке и тому подобное». [23, с.29]

Такого рода операции способны не только уменьшить явные недостатки коммерческого кредита, перечисленные в Главе 1, но и дают возможность государству через ПРБ получать необходимые сигналы из экономики и своевременно, а, главное, адресно реагировать на сигналы через процедуру переучета коммерческих векселей.

Дальнейшее развитие коммерческого кредита в экономике ПМР связано с несколькими теоретическими аспектами.

Прежде всего, большинство действующих в настоящий момент нормативных актов или уже морально устарели или носят временный характер. Необходимо совершенствовать правовое регулирование коммерческого кредита. Для этого следует разрабатывать закон о коммерческом кредите, в котором, будут определены и закреплены основные понятия коммерческого кредита, участники коммерческого кредита, инструменты коммерческого кредита, а также правила проведения сделок коммерческого кредита и процедуры подачи информации о коммерческом кредите государству. Принятие такого рода закона не несет в себе опасности зарегулирования рынка коммерческих кредитов, а даст реальные равные для всех правила ведения бизнеса, связанного с коммерческим кредитом и уберет правовой вакуум.

Однако, возможно более перспективным будет безвексельное взаимное кредитование в форме операций по открытому счету, хотя он несет определенные риски неплатежа или несвоевременной оплаты товаров.

Мощным толчком к развитию коммерческого кредита в экономике может служить включение коммерческого кредита в бизнес-планы предприятий и организаций. Это возможно только с приходом к хозяйствующим субъектам понимания, что коммерческий кредит является сильным аргументом в конкурентной борьбе за потребителя. Такое понимание обязательно придет по мере развития экономики в целом и по мере проникновения отечественных товаров на рынки России, Украины, Молдовы, Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Изучив теоретические и практические основы коммерческого кредита, мы логически можно прийти к выводу, что коммерческий кредит по своей сущности, легкости связанных с ним вычислений, прозрачности и мобильности - хорошая база для формирования кредитных продуктов, необходимых в экономике.

Организация в том или ином виде коммерческого кредита на столь же высоком уровне, какой имеет банковский кредит, приведет к развитию здоровой конкуренции, создаст условия для более эффективного распределения ресурсов и окажет помощь в создании действительно работающей денежно-кредитной системы.

Информация о работе Оценка влияния коммерческого кредита на деятельность организации на базе данных ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод»