Пассивные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование пассивных операций коммерческих банков.
Чтобы выполнить поставленную цель нужно решить следующие задачи:
Дать понятия пассивных операций и указать их роль в коммерческих банках.
Описать формирование собственных средств коммерческих банков.
Рассмотреть депозитные операции.
Охарактиризавать недепозитные операции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

3.2.2. Эмиссия долговых  ценных бумаг.

 Выпуски эмиссионных ценных бумаг банков подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк, созданный в форме акционерного общества, формирует свой уставный капитал из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. При этом уставом банка должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями.

Уставом кредитной организации могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций. Так, новая эмиссия акций может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее размещенных кредитной организацией акций. Номинальная стоимость акций должна выражаться в российских рублях.

Банк может выпускать обыкновенные и привилегированные акции:

  • обыкновенные акции независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав.
  • номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от зарегистрированного уставного капитала кредитной организации.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцам денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную  стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный  в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации всех видов могут распространяться среди предприятий и организаций только на добровольной основе. Срок выплаты облигации - это время, в течении которого должна быть погашена полная стоимость облигации, он указывается на облигации. Облигации могут выпускаться под заклад и без заклада. Закладные облигации обеспечиваются физическими активами или ценными бумагами предприятия. Предприятие сохраняет контроль над имуществом, но в случае неуплаты долга заложенное имущество переходит к кредитору. Закладная хранится у доверенного лица (обычно в траст-компании), который и выступает от имени всех кредиторов или инвесторов в качестве гаранта их интересов. Закладные облигации могут быть замкнутого или открытого характера.

Замкнутые облигации - это  ценные бумаги, продажа которых ограничена определенным количеством. Открытые облигации  не ограничивают числа выпущенных ценных бумаг.

Облигации выпускаются  на предъявителя (такие облигации  также называются купонными) или  относятся к категории зарегистрированных (именных). Компания, выпускающая купонные облигации, не ведет учет их владельцев. Обладатель облигации на предъявителя может получить проценты путем представления купонного листа, прилагаемого к обли- гации, от которого при этом отделяется соответствующий купон.  Владельцам зарегистрированных облигаций выдается сертификат - документ, свидетельствующий о праве того или иного лица на облада- ние указанными в нем долговыми обязательствами.

Банк, выпустивший зарегистрированные облигации, поручает специальному агенту, чаще всего коммерческому банку, вести учет их движения, фиксируя переход из одних рук в другие. При продаже зарегистрированных облигаций сертификат прежнего владельца погашается, а новому владельцу выдается новый сертификат. На облигации обычно указываются следующие основные реквизиты: фирменное наименование эмитента, тип облигации, номинальная стоимость, дата выпуска, срок погашения, права при погашении (если есть) , ставка процента, дата и место выплаты процентов, указание на соглашение о выпуске.

 

 
      

 

4. Проблемы формирования  ресурсов в банковской системе  РФ.     

Деятельность кредитных  организаций в большей степени  ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц имеет тенденцию к снижению.     

Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных  организаций.   В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.

Факторы, сдерживающие развитие банковской деятельности: развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.    

К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства  в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.    

К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие  риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.     

Помимо этого, российская экономика в целом и банковская сфера в частности имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора — и снижающаяся доля иностранного капитала.  Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью. 

Можно выделить следующие группы причин, препятствующих эффективному и гибкому размещению аккумулируемых банковским сектором ресурсов на внутреннем рынке.

  1. Несоответствие структуры спроса и предложения на кредитном рынке.

Причиной такого несоответствия является низкое доверие к отечественному банковскому сектору со стороны экономических агентов, обуславливающее преимущественно сверхкраткосрочный характер счетов и депозитов, размещаемых в коммерческих банках. Дефицит долгосрочных ресурсов, в свою очередь, обуславливает неспособность банков к долгосрочным вложениям. В то же время, структура спроса на кредит под воздействием роста инвестиционной активности предприятий, повышения их обеспеченности деньгами и собственными средствами за последние годы изменилась в обратном направлении – спрос на краткосрочные заимствования для пополнения оборотных средств резко сжался, в то время, как на долгосрочные ресурсы для финансирования капитальных вложений – возрос.

  1. Отсутствие механизмов перераспределения средств от банков, концентрирующих избыточные ресурсы, к банкам, испытывающим их нехватку для покрытия спроса на кредит со стороны заемщиков. В 1999-2001 гг. сложилась ситуация, когда большая часть финансовых накоплений оказалась сконцентрирована в одних секторах экономики – прежде, всего, в экспорто-ориентированном сырьевом секторе, а неудовлетворенный спрос на кредитные ресурсы в других – прежде всего в импорто-замещающем обрабатывающем секторе. Данная ситуация, транслировавшись на банковскую систему, привела к расслоению банков на две категории: банки с избытком ресурсов – преимущественно, крупные московские банки, обслуживающие ключевые экспортно-импортные потоки – и банки, не располагающие достаточными ресурсами для покрытия спроса со стороны своих клиентов на кредит – преимущественно региональные, обслуживающие предприятия внутренне-ориентированного сектора. Деформация межбанковского рынка (переориентация на обслуживание операций, связанных с вывозом капитала), отсутствие ликвидных инструментов залога по межбанковским кредитам и депозитам, заблокировали перелив ресурсов от первой группы банков ко второй, и тем сам затруднили рост совокупного банковского кредитования экономики.
  2. Структурная неадекватность банковской системы: низкий уровень концентрации ресурсов, неразвитость филиальных сетей.

По показателям концентрации ресурсов банковская система России является одной из самых "распыленных" в мире. Если не считать Сбербанк, доля 5 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы составляет 23%, в то время как для большинства развитых экономик характерен уровень в 50-70%.

4.      Подавленное состояние финансовых рынков.

В настоящее время  оборот рынка ценных бумаг в долларовом выражении в десятки раз ниже докризисного уровня. Дезорганизация рынка ценных бумаг лишает банки  ликвидных инструментов финансирования внутренних заемщиков, блокирует возможность трансформации “коротких” ресурсов банков в “длинные” займы корпораций.

 

Заключение.

Ресурсная база, как экономический  фактор, оказывает прямое влияние  на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной  базы, включающее в себя не только привлечение  новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной  частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными  ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость  от них банка очень высока. Поэтому  банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серьезное  внимание привлечению ресурсов и  для этого:

  • разрабатывать собственную депозитную политику;
  • особое внимание в процессе осуществления депозитной политики уделять срочным вкладам;
  • разнообразить виды вкладов;
  • расширять банковские услуги для привлечения потенциальных вкладчиков;
  • проводить эффективную процентную политику, не снижающую доходность банка и обеспечивающую определенную привлекательность для вкладчиков.

 

Список литературы.

    1. Корчагин Ю.А. Деньги. Кредит. Банки.2006г. изд. Феникс.
    2. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, 2005
    3. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: 2006г.
    4. Введение в банковское дело: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. проф. Г. Асхауэр. 2006
    5. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учеб. Для вузов. Изд.5. Киров: Аса. 2006
    6. Овчинников Г.П., Яковлева Е.Б. Макроэкономика: Учебник для вузов. СПб.: Поиск. 2006.
    7. Тарасов В.И, Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - МН.: Мисанта, 2005.
    8. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006
    9. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. 2007.
    10. Банковская система России/ Бизнес и банки. Митрофанова Ж..А. – 2008.
    11. Общая теория денег и кредита: Учебник Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: 2007.
    12. Закон «О банке и банковской деятельности» 2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011).
    13. www.banki.ru

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Пассивные операции коммерческого банка