Пенсионные фонды в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

цель нашей работы – рассмотреть особенности проблемы деятельности накопительного пенсионного страхования, ее структура в рамках пенсионных реформ.
Задачи работы:
изучить этапы организации и структура деятельности накопительных пенсионных фондов;
рассмотреть основные проблемы сопровождающие нормативно-правовое регулирование пенсионной реформы;
провести анализа финансового рынка, на котором работают пенсионные фонды.

Вложенные файлы: 1 файл

Накопительные пенсионные фонды в Казахстане курсовая переделанная.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим работу банков на рынке пенсионных активов. НПФ не боится конкуренции с ГНПФ. Даже если в ГНПФ придет крупный иностранный инвестор, конкуренции с ним не боятся в АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана". Об этом заявил на пресс-конференции в понедельник первый заместитель председателя правления НПФ Алимухамедов Н. Сейчас количество вкладчиков "НПФ Народного Банка Казахстана", которому исполнилось 5 лет, достигло 914 тысяч человек. Поскольку ежемесячный прирост числа вкладчиков этого пенсионного фонда составляет более 10 тысяч человек, то уже в этом году здесь готовятся чествовать миллионного вкладчика. Инвестиционный доход, начисленный вкладчикам фонда, составил 15 млрд. тенге, пенсионные выплаты — 3,3 млрд. тенге. Количество специалистов фонда составляет 240 человек, кроме того, насчитывается 360 внештатных сотрудников.

Второе место после ГНПФ по объему управляемых активов на пенсионном рынке занимает "Компания Народного Банка Казахстана по управлению пенсионными активами" — 23,5%. Ее глава Алмат АЛИСУЛТАНОВ отметил, что реальная доходность по пенсионным активам в нынешних условиях, безусловно, будет снижаться, так как высокие цены на нефть способствуют исполнению бюджета и росту экспортной выручки. Кроме того, нужно учесть, что активы инвестируются в инструменты, номинированные в долларах, а тенге против американской валюты в последнее время укрепляется7.

Таблица 3. Темпы прироста пенсионных взносов по НПФ за 2005 г.

№ п/п

Наименование НПФ

Темпы прироста в %

Темпы прироста в %

Темпы прироста в %

Темпы прироста в %

Темпы прироста в %

Темпы прироста в %

Среднее в месяц значение темпов прироста

 

 

 

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1

АО "НПФ "УларУмит"

102.30

103.49

104.02

103.84

103.10

107.73

104.08

2

АО "ННПФ "Валют-Транзит Фонд"

102.62

104.55

105.61

105.03

103.92

109.67

105.23

3

АО "ННПФ имени Д. А. Кунаева"

101.28

101.77

103.17

102.74

101.94

108.85

103.29

4

АО ОНПФ "Народный пенсионный фонд"

102.72

103.28

103.98

103.81

103.00

107.00

103.96

5

АО "ГНПФ"

100.95

101.45

101.87

101.75

101.32

103.60

101.82

6

АО "ННПФ "Казахстан"

102.59

102.76

103.75

103.06

103.06

106.20

103.57

7

АО "НПФ Народного Банка Казахстана"

101.98

103.01

103.58

103.42

102.99

106.59

103.59

8

АО "НПФ Казахмыс"

102.21

102.15

102.13

102.16

102.07

103.83

102.43

9

АО "НПФ "Нефтегаз - ДЕМ"

102.58

103.01

103.49

103.38

102.83

106.87

103.69

10

АО "ННПФ "Курмет"

102.99

102.76

104.00

103.47

102.86

106.28

103.73

11

АО "ОНПФ "СЕНИМ"

102.28

102.45

102.64

103.17

102.18

104.98

102.95

12

АО НПФ "Коргау"

101.12

103.78

105.22

103.39

102.42

107.66

103.93

13

АО "Корпоративный НПФ Филип Моррис Казахстан"

102.58

104.00

103.17

102.99

103.39

106.78

103.82

14

АО "АБН АМРО-КаспийМунайГаз"  НПФ"

102.41

102.85

102.77

103.14

102.86

105.85

103.31

15

АО "ОНПФ "Отан"

107.07

106.15

106.05

106.44

106.52

112.76

107.50

16

АО "НПФ "Капитал"

106.61

108.27

109.50

110.47

109.82

119.16

110.64

 

 

Всего ННПФ

102.33

103.15

103.70

103.56

103.02

106.88

103.77

 

 

Всего

101.87

102.58

103.10

102.97

102.47

105.83

103.14


По таблице видно у всех НПФ положительный темп. Темпы роста по ННПФ выше чем по всей НПС. Средние ежемесячные значения темпов прироста ниже чем по НПС – НПФ “Сеним”, ГНПФ, “Казахмыс”. Средние ежемесячные темпы прироста превышающие средние месячные темпы прироста по республике у таких НПФ: “Капитал”, “Отан”, “ВТФ”, “Улар Умит”, “Народный”, “Коргау”, “ФМК”, “Курмет”, “Нефтегаздем”, “Народного Банка Казахстана”, “Казахстан”, “имени Д. А. Кунаева”. По основным конкурентам (ГНПФ, НПФ “Улар Умит”) НПФ “Народного Банка Казахстана” уступает только НПФ “Улар Умит” по относительному приросту. Растет число вкладчиков, заключивших договора по пенсионному обеспечению, по ННПФ. На начало 2004 г. доля по ННПФ составляла 62.15%, на конец отчетного периода 64.05%. По росту вкладчиков за период является НПФ “Народного Банка Казахстана” 98 011 человек. В основном вкладчики заключили договора на пенсионное обеспечение с тремя фондами доля которых составила 68.37% от всех вкладчиков по республике8.

Располагая данными Национального Банка Казахстана и опираясь на методику Бостонской Консалтинговой Группы, можно сделать выводы о рыночной позиции каждого пенсионного фонда. Для этого необходимо рассчитать доли рынка и темпы роста каждого пенсионного фонда.

Таким образом, на нижеприведённом графике продемонстрированы позиции пенсионных фондов. При этом величина окружности на графике демонстрирует количество вкладчиков в фонде. Проделанный анализ позволил выделить 4 стратегические группы конкурентов, где:

I группа (высокая доля рынка при темпе роста ниже среднерыночного) - Народный Банк Казахстана и Улар Умит

II группа (высокий темп роста при доле рынка ниже среднерыночной) - Капитал и Отан

III группа (средний темп роста и средняя доля рынка) - Курмет, Валют-транзит фонд

IV группа (темп роста и доля рынка ниже среднерыночных показателей) - Народный пенсионный фонд, Сеним, НефтеГаз-ДЕМ, Казахстан, АБН АМРО-КаспийМунайГаз, Казахмыс, Коргау, ПФ им. Д.А.Кунаева, Филипп Моррис Казахстан

 

2.2 Перспективы накопительного пенсионного страхования в решении социально-экономических  задач Республики Казахстан

 

Переход к рынку требует формирования принципиально новой системы экономических, правовых и социальных гарантий, которая обеспечивала бы каждому человеку высокую степень социальной защиты от возможного снижения жизненного уровня. Эта система должна охватывать всех без исключения граждан и распространяться на весь жизненный цикл человека, обеспечив одновременно дифференцированный подход при выборе механизмов реализации гарантий применительно к конкретным слоям и группам населения в зависимости от их экономической самостоятельности, уровня трудоспособности и способов получения дохода. Социальная политика государства - одно из главных направлений его деятельности по регулированию развития производства соответственно интересам создания благоприятных социально-экономических условий для жизнедеятельности людей как членов общества.

Защита и поддержка населения должны осуществляться с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка и обеспечивать профилактику возможных причин социальной напряженности, предупреждать социально негативные явления и тенденции. Формирование социальной политики - сложный процесс, тесно связанный с экономическим развитием и зависящий от него. Решение многих вопросов, назревших сегодня в социальной сфере, лежит за пределами функций и полномочий Министерства труда и социальной защиты населения.

В гораздо большей степени они определяются общеэкономической и финансовой политикой государства, нежели мерами непосредственно социального характера. Поэтому необходимо стремиться к большей корректировке общеэкономических и финансовых мероприятий. Преобразования, происходящие в республике в последние годы, резко изменили общественно-экономические отношения и материальные условия жизни людей. Начало реформирования системы социальной защиты и социального обеспечения в Республике Казахстан относится к 1996 году, когда появились первые законодательные акты по внесению отдельных изменений в действующий в то время пенсионный закон. Эти поправки не предусматривали коренных изменений пенсионного страхования. При существовавшей ранее солидарной пенсионной системе финансовое обеспечение осуществлялось за счет налогов. Налоги удерживались с работающего населения. Однако с середины 90-х годов по демографическим причинам количество пенсионеров увеличилось, и работающее население не могло обеспечить полнокровную деятельность пенсионного страхования. С начала 90-х годов бюджетные возможности государства существенно уменьшились, ощущался недостаток ресурсов на обеспечение социальных гарантий населению. Главные направления, по которым это влияние ощущается наиболее сильно, таковы: существенное падение уровня жизни большей части населения, возрастание масштаба бедности, резкое социальное расслоение общества; нарастание масштабов скрытой безработицы и угроза ее быстрой трансформации в открытую; ухудшение медицинского обслуживания населения, ограничение доступности некоторых форм образования, культурного развития, приобретения и содержания жилья. Социальная политика государства в первую очередь представлена системой социальной защиты, призванной обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта пенсионного реформирования позволял несколько лет назад рассматривать две основные стратегии - радикальный и постепенный переход на новую пенсионную систему. В первом случае этот процесс занимает десять лет, и новые принципы внедряются достаточно динамично. Во втором - новые принципы внедряются на протяжении двадцати и более лет. Радикальный переход лучше всего можно наблюдать в латиноамериканских странах, где пенсионная реформа происходила на фоне значительного государственного долга по социальным выплатам. В 1981 году Чили стала одной из первых стран, применивших систему обязательных пенсионных накоплений. С некоторым преобразованиями чилийской модели были проведены пенсионные реформы в Аргентине, Перу и Колумбии. Суть реформы состояла в приватизации существующей государственной пенсионной системы путем внедрения принципов обязательного, а затем и добровольного пенсионного накопления. Пенсионные активы находились в управлении специализированных компаний (в Казахстане - компании по управлению активами накопительных пенсионных фондов - КУПА).

Результаты анализа данных свидетельствуют, что темпы накопления пенсионных активов в Казахстане по сравнению с практикой функционирования первых в мире накопительных пенсионных систем Чили и Аргентины отличаются более высокой интенсивностью при охвате уже 45% трудоспособного населения. Основное отличие состоит в принципах формирования инвестиционного портфеля пенсионных активов. В частности, если в Чили и Аргентине пенсионный фонд осуществляет доверительное управление инвестиционным портфелем каждого вкладчика, то казахстанская модель предусматривает управление совокупным инвестиционным портфелем, при котором вкладчики накопительного пенсионного фонда выступают коллективным инвестором. Это позволило на первом этапе реформирования создать наиболее благоприятные условия инвестиционной деятельности на слаборазвитом внутреннем рынке ценных бумаг, максимально охватить трудоспособное население (из официального зарегистрированного сектора работающего населения) и минимизировать риски потерь при высокой интенсивности накопления.

В европейских странах социальная защита населения строится в основном на двух моделях. Первая - модель Бисмарка, которая представляет собой социальное страхование, а вторая - модель Бевереджа, обеспечивающая всеобщий охват населения. Она же известна как система социальной защиты. По модели Бисмарка пенсию обеспечивает государственный бюджет, размер пенсии при этом зависит от трудового стажа и уровня заработной платы с использованием относительно высокой ставки замещения (подобие советской пенсионной системы). По модели Бевереджа предоставляется относительно небольшая пенсия, размер которой не соответствует уровню заработной платы. Процесс финансирования перехода на накопительные принципы оказывается особенно трудоемким при наличии дефицита государственного бюджета. В Чили он был преодолен полным сбором налогов и созданием в бюджете дополнительного резерва для пенсионных выплат в переходный период. В некоторых латиноамериканских странах для финансирования реформы и погашения задолженности по пенсиям использовались средства дохода от приватизации государственных предприятий. В Казахстане новая пенсионная реформа финансируется Всемирным Банком. Процесс реформирования пенсионных систем продолжается в Австралии, Швейцарии, Швеции и Великобритании, завершается в Нидерландах и Дании. Таким образом, прежние пенсионные системы многих стран стали обременительными для государства в условиях произошедших за последние полвека снижения темпов роста заработной платы и прироста населения. Объективное старение населения и предстоящие демографические изменения (увеличение продолжительности жизни и уменьшение рождаемости) заставили большинство стран фундаментально пересмотреть свои схемы по пенсионному обеспечению.

По данными отчета “Демографическое развитие стран ОЕСД”, представленого на Мадридской конференции 2003 года экспертами Всемирного Банка, прогнозируется, что доля престарелых в возрасте свыше 60 лет в странах ОЕСД (членов Организации экономического сотрудничества), по прогнозам расчетам, может вырасти с 18% в 1990 году до 30% к 2030 году. Доля старейших (чей возраст превышает 80 лет) сегодня составляет 3%, а к 2030 году она удвоится. В то же время численность работающего населения в большинстве своем остается без изменения. В итоге каждый работающий должен нести более тяжелую ношу также по причине увеличения продолжительности жизни, что наблюдается не только в богатых странах, но и в большинстве развивающихся стран мира. В странах Латинской Америки и Азии доля населения, чей возраст превышает 60 лет, удвоится за период с 1996 по 2030 гг., достигнув 14%. В Китае эта доля увеличится с 10% в настоящий момент примерно до 22% в 2030 году несмотря на государственные меры по регулированию численности населения. В этой связи в международной практике самой распространенной является индексация социальных выплат с учетом уровня инфляции, в нашей стране целесообразно использовать дифференцированную индексацию пенсий по группам пенсионеров.

В РК перспектив также привело в совеем отчете и АФН. Оно в рамках Межведомственной рабочей группы по разработке Программы развития накопительного пенсионного страхования на 2005-2007 гг. вносились предложения по концепции расчета собственного капитала НПФ и ООИУПА. Например, по необходимости использования логарифмической функции, поскольку прямая зависимость по расчетам приводит к очень быстрому росту коэффициента и снижению величины коэффициента операционных и кредитных рисков (12%).

АФК в целях повышения качества и диверсификации инвестиционного портфеля НПФ, улучшения их инвестиционных возможностей внесла в АФН и Правительство комплекс предложений:

- реализовать механизмы проектного финансирования посредством выпусков специальных государственных ценных бумаг либо ценных бумаг под гарантию государства и/или финансовых институтов развития для финансирования отдельных долгосрочных проектов (проектные облигации), а также выдачи государственных гарантий (гарантий финансовых институтов развития) эмитентам, осуществляющим выпуски ценных бумаг для финансирования проектов, признанных стратегически значимыми для государства;

- установить лимиты на приобретение финансовыми институтами развития государственных ценных бумаг, являющихся основными конкурентами НПФ на данном сегменте рынка;

- предоставить НПФ возможность использовать при инвестировании пенсионных активов отдельные инструменты хеджирования валютных рисков, кредитных рисков, а в перспективе - и рисков колебания процентных ставок;

Информация о работе Пенсионные фонды в Республике Казахстан