Перспективные направления развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Субъектами лизинга являются: лизингодатель – юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Лизингополучатель – юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие имущество в пользование по договору лизинга.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….…….......3
Глава 1. Сущность лизинга как перспективной формы
кредитования…………………………………………………………..…….6
1.1. Понятие и история развития лизинга………………………….…..…….6
1.2. Виды лизинга……………………………………………………..…….…9
1.3. Преимущества и недостатки лизинга…………………………...….......13 Глава 2. Анализ экономических основ лизинга и лизинговой
деятельности……………………………………………………….………17
2.1. Обзор рынка лизинга на 2010-2011 года………………….…….…....…17
2.2. Место лизинга на финансовом рынке России……………………....….21
Глава 3. Перспективные направления развития лизинга в России……….….25
3.1.Особенности развития лизингового бизнеса в России….……………..25
3.2. Прогнозы развития рынка лизинга на 2012 год………………....……...27
Заключение…………………………………………………………………...……....30
Список использованных источников……………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дкб......docx

— 113.06 Кб (Скачать файл)

Тенденция специализации лизинговых компаний

Типичной  характеристикой рыночно ориентированных компаний является наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Дело в том, что такие отношения дают лизинговой компании множество преимуществ — это и доступ к товарным кредитам, гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, скидки на партию продукции и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования и т.д.

Дополнительные  услуги и скидки поставщиков, (% от общей  стоимости лизинговых портфелей 50 крупнейших лизинговых компаний)

В конечном итоге, стабильные отношения  с поставщиком снижают стоимость  сделки для конечного лизингополучателя.

Судя по растущему объему профинансированных компаниями за год средств, эти способы  действительно позволили лизинговым компаниям привлекать больше финансирования. Данные исследования свидетельствуют о том, что рост объемов финансирования происходит в основном за счет привлеченных средств.

          Источники финансирования лизинговых компаний в 2010 и 2011 годах, (%     от общей стоимости полученного финансирования 50 крупнейших лизинговых компаний за каждый год).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась доля собственных и привлеченных средств в общем объеме финансирования лизинговых сделок и уменьшилась доля средств учредителей. С учетом общего роста объема профинансированных средств можно предположить, что в абсолютных показателях объем профинансированных учредителями средств не изменился, а сам рост произошел за счет увеличения собственного капитала и привлеченных ресурсов.

На российском рынке очевидна тенденция увеличения количества источников финансирования — важный признак роста независимости  лизинговых компаний. Многие банки  уже имеют опыт работы с лизинговыми  компаниями, чаще всего, успешный и  готовы активнее кредитовать их в  дальнейшем; то же самое можно сказать  и о поставщиках.

Параллельно с увеличением объема финансируемых средств увеличиваются  и сроки проектов.

Лизинговые сделки заключаются  на все более длительные сроки, %

Уверенно растет количество сделок сроком 3-5 лет; зато сделки сроком менее  года вообще не заключались (но отчасти  это объясняется и тем, что  по таким сделкам не практикуется значительный временной разрыв между  заключением сделки и финансированием).

Становясь независимыми, лизинговые компании могут привлекать больше финансирования и на большие сроки. Именно таким  компаниям предстоит пройти весь путь, начавшийся со средств учредителей, а заканчивающийся на международном рынке финансирования.

2.2.Место лизинга на финансовом рынке России

Рынок лизинга  в России несколько лет подряд растет высокими темпами, опережающими темпы роста других сегментов  финансового рынка. В результате лизинговые компании становятся выгодным объектом покупки, а сама отрасль - привлекательной стартовой площадкой для выхода иностранных компаний и банков на российский рынок.

Рост рынка  лизинга в первом полугодии 2011 г. оправдал самые смелые ожидания. Лизингодатели  перекрыли прошлогодний рекорд по объемам  нового бизнеса — данный показатель за прошедшее полугодие составил 16 млрд долл., а суммарный портфель лизинговых компаний в первом полугодии 2011 г. увеличился до 33,5 млрд долл. (таблица 2).3

Таблица 2 - Основные показатели развития рынка лизинга

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г. 

2010 г.

2011 г. 

Объем нового бизнеса, млрд долл.

5

8

4,5

14,7

16

Объем полученных лизинговых платежей, млрд долл.

2

2,8

1,5

5,0

4,8

Объем профинансированных средств, млрд долл.

2,4

3,9

4,5

7,4

7,5

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд долл.

-

12

5,9

19,5

33,5


 

Быстрый рост российской экономики способствует формированию огромного инвестиционного  спроса для обновления чрезвычайно  изношенных основных фондов и расширения производства. При этом сроки предлагаемых банками кредитных средств значительно  меньше требующихся субъектам экономики. Альтернативной лизингу формой финансирования расширения и обновления основных фондов могло бы стать банковское залоговое кредитование. Однако, данная финансовая услуга не получила широкого распространения, в том числе из-за наличия проблем в российском залоговом законодательстве и общей нехватки в банковской системе долгосрочных ресурсов. В этих условиях лизинг стал главным инструментом модернизации, а также восполнил пробел не предоставляемого банками среднесрочного и долгосрочного финансирования (3-7 лет).

Кроме того, широкому использованию лизинга  способствует и ряд других факторов. Во-первых, востребованы его классические преимущества - налоговые льготы и  возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, играет роль специфика лизинга  как "защищенного" продукта: получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем оформить кредит для его  покупки, в особенности для предприятий  малого и среднего бизнеса. В результате действия всех этих факторов лизинговый сектор развивается значительно  быстрее остальных финансовых рынков.

Наибольшую  долю в структуре лизингового  рынка занимает сегмент лизинга  железнодорожного транспорта – 24,4% .

Основными точками роста в 2011 году стали сегменты оборудования для производства тары (финансирование "Авангард-Лизингом" строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты ЛК "Ильюшин Финанс Ко", выход в авиасегмент ЛК "ВТБ-Лизинг"), телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов увеличился более чем в 4 раза. В 3,7 раза вырос объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных объемов строительства в растущей российской экономике.

 

Рисунок 1 - Крупнейшие сегменты рынка лизинга по объему сделок

 

Вопрос привлечения финансовых средств является актуальным для  большинства операторов российского  лизингового бизнеса. Специфика  работы лизинговых компаний такова, что  им постоянно требуется все больше и больше инвестиций для реализации новых проектов, так как портфель компаний быстро амортизируется и необходимо его постоянно увеличивать.

Источники финансирования лизинговой деятельности в России на 01.10.2011 года имели следующую структуру: долгосрочные банковские кредиты - 59 %., краткосрочные  банковские кредиты – 14,9%, собственные  средства – 9,7%, векселя – 3,7%, облигации -1,9%.

Самым распространенным источником финансирования деятельности лизинговых компаний являются банковские кредиты. На их долю приходится почти три  четверти используемых лизинговой компанией  средств (включая краткосрочные и долгосрочные кредиты, по данным на 01.10.2011). Такая высокая доля банковского кредитования обусловлена уже отлаженными процедурами работы и приемлемыми сроками кредитования.

Однако международный  опыт позволяет сделать прогноз: по мере развития лизингового бизнеса  будет снижаться удельный вес  кредитов банков в структуре источников финансирования. В процессе активизации  институтов фондового рынка, как  правило, происходит уменьшение доли банковского  сектора и перераспределение  финансовых ресурсов в пользу других инструментов, обеспечивающих финансирование лизинговых операций.4

Удобной альтернативой банковскому  финансированию лизинговых сделок является выпуск облигаций, который влечет за собой сравнительно меньшую зависимость  бизнеса от кредиторов. Однако по причине  ухудшения конъюнктуры на финансовых рынках использование данного источника  существенно ограничено, многие компании откладывают размещение облигаций на более поздний срок. В результате доля облигационного финансирования лизинговых компаний в 2011 году сократилась до 1,9% по сравнению с 3-4% в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективные  направления развития лизинга в  России

 

3.1.Особенности развития лизингового бизнеса в России

 

В настоящее время в  России действует более двух десятков лизинговых компаний. Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов). Много лизинговых компаний создано банками - "Интеррослизинг" (ОНЭКСИМ-банк), "Балтлиз" (петербургский Промстройбанк), "Лизинг-бизнес" (Мосбизнесбанк), "Инкомлизинг" (Инком-банк), "Межсбер-Юраско Лизинг" и другие.

То, что лизинговые фирмы  создаются в России либо при государственной  поддержке, либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более  или менее дешевых финансовых ресурсов. На российском лизинговом рынке  присутствуют следующие группы лизингодателей:

-коммерческие лизинговые  компании - дочерние компании крупных  банков: РГ-Лизинг (Сбербанк), Промстрой - лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);

-коммерческие лизинговые  компании, созданные по отраслевому  или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);

-полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;

-лизинговые компании, созданные  торговыми компаниями, и прочие  лизинговые компании, не имеющие  связи ни с банковскими, ни  с промышленными, ни с государственными  ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);

-иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий.

Лизинговые компании, созданные  банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного  обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют  деятельность дочерних компаний, но и  активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.

Лизинговые компании, созданные  государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы  на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для  клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми  компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед  такими компаниями вопрос эффективности  или хотя бы надежности реализуемых  лизинговых проектов стоит не так  остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий  определенной отрасли. Во многом "отраслевые" лизинговые компании ориентируются  на господдержку. Не ведут деятельности и прочие лизинговые компании, дочерние предприятия различных торговых домов, фирм-производителей, а также  созданные частными лицами. Не имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, эти компании лизинговых сделок не заключают. Ряд иностранных  фирм-производителей (в основном это  касается рынка большегрузных автомобилей) используют лизинг в качестве инструмента  сбыта своей продукции. Лизинговые сделки, заключаемые ими, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

Ряд лизинговых компаний наравне  с собственно лизингом использует в  своей деятельности механизм купли-продажи  имущества в рассрочку. Несмотря на то, что по сути определений лизинга  как вида деятельности и договора лизинга как подвида договора аренды, такие операции не имеют  никакого отношения к лизингу, они, тем не менее, соответствуют "упрощенному" пониманию лизинга со стороны  клиентов как сделки, в которой:

а) кредитор финансирует приобретение заемщиком некоторого имущества;

б) финансирование осуществляется не в денежной, а в натуральной  форме;

в) финансируемое имущество  является обеспечением сделки через  сохранение на него права собственности  кредитора:

г) заемщик оплачивает периодически платежи, возмещающие как средства, вложенные кредитором на начальном  этапе сделки, так и создающие  доход.

Нельзя не отметить, что  ряд банков выбрали для себя способ участия в лизинговых сделках  не через дочернюю лизинговую компанию, а через механизм выдачи гарантий в пользу лизинговых компаний (обычно иностранных). Такая деятельность также  не является лизингом.

По вполне объяснимым экономическим причинам лизинг в России развит не столь  широко как в большинстве стран  с развитой рыночной экономикой. Однако, до последнего времени многие специалисты объясняли такое положение дел сначала отсутствием, а потом недоработками лизингового законодательства.

 

3.2. Прогнозы  развития рынка лизинга на 2012 год

 

Этот год станет рекордным по объему нового бизнеса в лизинговой отрасли. По оценкам экспертов, он может  достигнуть 1,5 трлн рублей и вырасти вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом было заявлено на ежегодной конференции "Эксперт РА" Лизинг в России - 2012.

           По мнению лизинговых операторов  прогнозы по лизинговому рынку на 2012 год - достаточно оптимистичные. Рынок лизинга будет активно развиваться, при этом объемы значительно возрастут.  
           Этому способствует несколько причин.

Информация о работе Перспективные направления развития лизинга в России