Перспективы возможного применения монетарной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
1.Общая характеристика монетарной политики………………………..5
1.1 Основные положения теории монетаризма…………………………5
1.2 монетарная политика: понятия и сущность…………………………8
1.3 Цели и инструменты монетарной политики…………….…………10
2.Механизм функционирования монетарной политтики……………..14
2.1Сравнительный анализ монетарной политики России и Зарубежных стран…………………………………………………………………………………14
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики ……………...23
2.3 Макроэкономические последствия монетарной политики……….26
3.Перспективы возможного применения монетарной политики в России……………………………………………………………………………….29
3.1 Условия реализации монетарной политики в современной экономики …………………………………………………………………………..29
3.2 Пути оптимизации монетарной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по доиб.docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)
  • Специалисты считают, что в обозримой перспективе Россия не сможет перейти к эффективному инфляционному таргетированию по нескольким причинам:
  • отсутствует прозрачность ценообразования в промышленности;
  • внешняя торговля оказывает значительное влияние на внутренние цены; необходимость привлечения зарубежных инвестиций и займов обусловливает зависимость национальной экономики от курса рубля;
  • цены на товары и услуги, прежде всего естественных монополий, не обладают гибкостью;
  • процентная ставка не способна заменить курс рубля в качестве ключевого

 Политика управления  в сфере финансов показателя его состояния (банки предпочитают кредитоваться друг у друга, а не занимать деньги у Центрального банка РФ, рефинансирование получают лишь госбанки, потому как Банк России берет под залог госбумаги, а их держат лишь «госбанки», частным кредитным организациям эти инструменты невыгодны из-за низкой ставки).

Необходимо понимание  причин инфляции. Если инфляция обусловлена в основном немонетарными факторами, то центральный банк может сгладить только некоторые отрицательные последствия роста цен, но не может устранить причины инфляции.

Если исходить из текущих  задач Банка России, то снижение инфляции как цель его деятельности вполне обоснована, поскольку он отвечает за стабильность рубля. Но этого совершенно недостаточно для монетарная политики всего государства. Ведь снижение инфляции — это только одно из средств влияния на рост экономики и решения социальных проблем. Более того, применение жестких монетарных мер с целью подавления инфляции может вызывать замедление роста экономики, даже вызывать рецессию. Кроме того, если преобладают немонетарные факторы инфляции, то сокращение денежного предложения — явно неэффективная мера снижения ее темпов. Для реального экономического роста необходимо не просто снизить темпы инфляции, а повысить инвестиционную составляющую российской экономики. Отсутствие инвестиционного интереса у населения приводит к тому, что значительная часть денег постоянно находится в наличном обороте, что отрицательно воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков. Необходима четко разработанная государственная структурная и промышленная политика, подкрепленная источниками финансирования, которая давала бы основания банкам рассчитывать на возможность возврата ссуд. Отсутствие такой политики создает опасность усиления инфляции.

Использование же механизма  рефинансирования коммерческих банков для осуществления эффективных  проектов могло бы обеспечить безинфляционный экономический рост.

Серьезной проблемой, сдерживающей в настоящее время поступательное экономическое развитие России, можно считать недостаточный уровень монетизации экономики и существующие диспропорции в структуре денежной массы (рис 1).Кроме того, в структуре денежной массы России по-прежнему непропорционально большую долю составляют наличные деньги 60 603,5 млн.экз (рис 1)

 

Рисунок 1-Количество наличных денег в обращении.11

 

В сопоставимых с Россией  странах доля наличных денег в  структуре денежной массы в разы меньше (Япония — 7%, Индия — 12, КНР  — 6, Бразилия — 7, США — 7, Канада — 2%).При общем росте денежной массы уровень монетизации российской экономики в 3–5 раз ниже уровня монетизации в развитых странах и в 2–3 раза ниже, чем в развивающихся странах.

 

 

Рисунок 2- Структура денежной массы в странах.

2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики.

 

     Монетарная политика имеет, как и ряд преимуществ, так и ряд недостатков. К преимуществам можно отнести:

1)  Изоляцию от политического  давления;

2) Быстроту и гибкость. Монетарная политика способна  быстро менять свои ориентиры.   Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидные, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает;

3) Эффект мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативное (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска; 

4) Более тонкий, менее  подверженный общественному контролю механизм ее осуществления.

 Недостатки монетарной  политики проявляются:

1)  Трансмиссионный механизм  влияния денежно-кредитной политики на национальный продукт крайне сложен, особенно в случае задействования кейнсианской ее модели, лаг воздействия которой выглядит гораздо более протяженным, чем в модели монетаристской;

2) При реализации монетарной  политики рельефно проявляется  некая циклическая асимметрия. В  отношении политики «дорогих»  денег следует признать ее достаточную результативность: гарантируя уменьшение денежного предложения в стране, она в значительной степени обеспечивает преодоление инфляции (во всяком случае, инфляции спроса, вызванной действием комплекса ее монетарных факторов)12.

3) Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика;

4) Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения  денег, которые также снижают  эффективность монетарной политики;

5) Противоречивость целевых  ориентиров (дилемма целей) монетарной  политики;

6)  Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства 13.

Таким образом, монетарная политика имеет свои достоинства и недостатки. К главным ее преимуществам можно  отнести то, что она не зависит  от политического давления, способна быстро менять свои ориентиры и ей характерен эффект мультипликатора. Она способствует быстрому росту экономики. Но в тоже время монетарная политика имеет и некоторые недостатки такие как: возможность инфляции; изменение предложения денег, которое ведет к наличию побочных эффектов. Несмотря на то, что в нашей работе минусы монетарной политики перевешивают плюсы, она эффективна и во многих проявлениях способствует росту экономики.  На мой взгляд, лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия монетарной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной монетарной политики, экономика не может эффективно функционировать. 

 

 2.3 Макроэкономические последствия монетарной политики

     Монетарная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия. 
Для стимулирования производства Центральный Банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП. В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде Центральный Банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается. 

Предлагаемые меры для  регулирования макроэкономических последствий:

1. Сдерживание базовой  (реальной) инфляции и инфляционных  ожиданий путем проведения достаточно  жесткой кредитно-денежной политики, чтобы не допустить роста общей  инфляции под влиянием высоких  цен на продовольствие и энергоносители. Национальные центральные банки  и кредитно-бюджетные ведомства  могут не допустить, чтобы перенос  серьезных шоковых воздействий,  связанных с высокими ценами  на продовольствие (и на энергоносители), привел к стабильному долгосрочному  росту инфляции, если будут сдерживать  рост базовой инфляции и инфляционных  ожиданий путем принятия и  неуклонного проведения достаточно  жесткой кредитно-денежной политики. Для развивающихся стран это  может представлять особые трудности,  так как жесткая кредитно-денежная  политика может привести к  замедлению экономического роста  и даже вызвать экономический  спад. Однако если допустить рост  инфляции в результате проведения  либеральной кредитно-денежной политики, последствия будут еще более  губительными для перспектив  экономического роста и для  достигнутых многими развивающимися  странами успехов в сокращении  масштабов бедности.

2. Оценка последствий  принимаемых мер для платежного  баланса и целесообразности (допустимости) сокращения валютных резервов. Некоторые  страны смогут обеспечить финансирование  подорожавшего нетто-импорта продовольствия  за счет использования валютных  резервов — по крайней мере, на первых порах. Это позволит  выиграть некоторое время для  того, чтобы скорректировать структуру  спроса и стимулировать увеличение  собственного производства сельхозпродукции. Однако развивающимся странам, являющимся нетто-импортерами продовольствия и не имеющим достаточных валютных резервов, в ситуации, когда стоимость импорта увеличивается, а условия торговли ухудшаются (то есть стоимость единицы импорта растет быстрее, чем стоимость единицы экспорта), потребуется поддержка платежного баланса, либо им придется пойти на риск девальвации национальной валюты, что приведет к дальнейшему росту внутренних цен на продовольствие.

3. Мобилизация внешней  помощи для финансирования дополнительного  импорта продовольствия. Страны, не  располагающие достаточными валютными  резервами, должны быстро мобилизовать  дополнительные ресурсы для финансирования  импорта продовольствия. Это могут  быть средства доноров, оказывающих  помощь на двусторонней основе, или международных финансовых  учреждений, предоставляемые в виде  гуманитарных дотаций, увеличения  внешней помощи на цели развития, либо прямая поддержка платежного  баланса.

4. Поддержание достаточных  валютных резервов, в том числе  за счет сокращения второстепенных  статей государственного импорта  и (или) за счет увеличения  экспорта после удовлетворения  насущных потребностей в импорте  продовольствия.

5. Определение и комплексная  оценка издержек от налоговых  мер, принимаемых в связи с  ростом цен на продовольствие. По всем принимаемым мерам,  включая увеличение государственных  расходов на финансирование программ  поддержки производителей или  потребителей и сокращение налогов  и импортных тарифов, необходимо  провести точную оценку затрат  и издержек и их краткосрочных  и среднесрочных последствий.  Правительствам некоторых стран  потребуется внешняя помощь в  виде поддержки бюджета для  финансирования мер по ликвидации  кризиса.

Из всего выше сказанного следует отметить, что монетарная политика оказывает колоссальное влияние  на экономику страны в целом ( уровень цен, безработицы, ВНП и т.д.), поэтому при выборе  мер по регулированию последствий, следует учитывать как долгосрочные перспективы, так и краткосрочный во избежание кризисного состояния.

 

3.Перспективы возможного  применения монетарной политики  в России

3.1 Условия реализации  монетарной политики в современной  экономики 

 Говоря о возможных  сценариях монетарного развития денежно-кредитной политики Российской Федерации в 2012–2014 гг., рассмотрим три варианта прогноза:

– базовый;

– пессимистический;

– умеренно-пессимистический.

Базовый вариант развития предполагает, что в эти годы не возникнут экономические и политические шоки. Основной задачей государства будет ускорение экономического роста, основной целью ЦБ РФ – снижение инфляции.

Центробанк должен будет обеспечить такой рост номинальной денежной массы, который приведет к сокращению объема реальной денежной массы М2 на 10 % в 2013 г. Но данная борьба за снижение инфляции не приведет к значительному изменению агрегата М2 и заметному росту процентных ставок и не спровоцирует рецессию. Будут увеличены государственные расходы на развитие оборонного сектора, инноваций и инфраструктуры. Поскольку расходы на конечное потребление домашних хозяйств составит половину ВВП России, это явится важным вкладом в формирование стабильного экономического роста. В 2013 г. планируется укрепление курса рубля к доллару США на 11,5 %, что на 5 % ниже, чем в 2012 г. Для обеспечения ускоренного обновления основного капитала в России, особенно его активной части, необходим темп прироста инвестиций в основной капитал не менее 14–15 % в год. Только так Россия сможет приблизиться к уровню экономик развитых стран 14.

Информация о работе Перспективы возможного применения монетарной политики в России