Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 09:31, курсовая работа
Современный этап развития человеческого сообщества характеризуется все большим проникновением в его жизнь жестких правил, регламентирующих взаимоотношения людей друг с другом и с государством, государства – с субъектами производственно-хозяйственной и финансовой деятельности внутри страны и за ее пределами. В первую очередь это касается финансовой системы и банков, формирующих и регулирующих денежное обращение. Банки обладают своей структурой, спецификой сферы деятельности, закономерностями развития.
Введение 3
1. Деньги и их функции 4
1.1. Происхождение денег 4
1.2. Сущность денег 7
1.3. Функции денег 9
1.4. Взаимосвязь функций 20
2. Роль денег и финансовых рынков в современной России 22
3. Перспективы развития и проблемы финансовых рынков 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Таким образом, финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщикам и обратно. Главная функция этого рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Процесс формирования финансового рынка в России носит трудный и противоречивый характер. До 1990 года полный контроль над финансовыми потоками в России осуществляло государство. Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства. С начала 1990-х гг. первые шаги в организации финансового рынка были сделаны с создания инфраструктуры - фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Одновременно происходило организованное «сверху» разгосударствление собственности, нередко принудительное акционирование предприятий, а затем и выпуск государственных приватизационных чеков, рассчитанных на все 150 млн. населения страны с целью вложить их в акции акционируемых предприятий приватизируемой государственной собственности, с тем чтобы все население (по проекту правительства) стало собственниками и в дальнейшем получало дивиденды на свои вложения в акции. Новым аспектом финансового рынка стало появление новых ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций промышленных предприятий и др.), работа новых кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг и изменение его структуры, а затем и появление крупных махинаций, мошенничества (так называемых пирамид, чековых инвестиционных фондов) и, наконец, как следствие (не без содействия рынка ценных бумаг), -- финансово-кредитный кризис 1998 г. В силу того, что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, его ведомственные регуляторы были наделены полномочиями не только по надзору за исполнением законодательства, но и по разработке отраслевой нормативной базы, подменяющей отсутствующее законодательство. Следствием этого стали гигантские диспропорции между количеством и объемом профильных федеральных законов и нормативных актов регулирующих органов. 17
С подписанием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была в значительной степени решена проблема межведомственной разобщенности государственных органов на финансовом рынке и сделан важный шаг к реализации общемировой тенденции к консолидации его регулирования. Во исполнение этого Указа была создана Федеральная служба по финансовым рынкам. ФСФР - это федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации. В соответствии с Указом ФСФР были переданы функции упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), а также функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития РФ и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ. В новых политических условиях представляется естественным сделать вывод о необходимости усиления координирующей роли Правительства РФ в отношении федеральных ведомств, обладающих полномочиями по регулированию финансового рынка и подотчетных непосредственно правительству, а также выполнения им функции защиты прав инвесторов на финансовом рынке, в том числе от произвольных действий или бездействия ведомств.
По мнению многих экспертов, реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций - участников рынка (СРО),уполномочиваемых законом применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. На финансовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования.
В последние годы развитие финансового рынка в России сопровождалось смешанной и противоречивой динамикой фондовых индексов, следовавших за быстро меняющимися настроениями как внутренних, так и внешних инвесторов. Наибольшее влияние на финансовый рынок России в этот период оказывали, с одной стороны, общая экономическая и политическая стабильность в России (2007 год), появление на базе российского рынка ценных бумаг внутреннего (по типу инвесторов и получателей средств) рынка инвестиционных ресурсов, с другой стороны, мировой финансовый кризис, переросший в кризис ликвидности мировой банковской системы, изменение конъюнктуры сырьевых рынков, особенно рынков товаров, составляющих основу российского экспорта. Сочетание этих зачастую противоречащих друг другу факторов обусловило, во-первых, асинхронность событий, происходивших на российском финансовом рынке, с событиями, характеризовавшими ситуацию на мировых финансовых рынках, во-вторых, относительное сокращение длительности острой фазы кризиса на российском рынке. В 2007 году на общем негативном фоне большинства мировых фондовых рынков, но в условиях сохраняющейся растущей конъюнктуры сырьевых рынков и роста экономики России, отечественный фондовый рынок демонстрировал устойчивый рост. Первая кратковременная волна финансового кризиса оказала влияние на котировки российских бумаг только в январе 2008 года. Однако это влияние оказалось краткосрочным, и с февраля российские рынки продолжили рост. Острый период кризиса на российском финансовом рынке совпал со второй по счету волной мирового финансового кризиса в августе-сентябре 2008 года. В этот период возникли серьёзные проблемы с взаимными расчётами участников рынка, резко упали объёмы торгов, произошел лавинообразный сброс российских акций иностранными инвесторами, снизилась общая ликвидность финансовых институтов. В этот период с учётом изменения валютного курса рубля возникает асинхронное движение внутренних российских индексов: индекс ММВБ достигает минимума в октябре 2008 года, снизившись от максимума на 74 %, а индекс РТС — в январе 2009, сократившись от максимума на 80 процентов. Падение Российских индексов было самым существенным из всех мировых фондовых индексов и произошло в максимально короткий период времени. Рынок акций испытал самое глубокое падение после 1998 года, вследствие чего существенно снизилась рыночная оценка российской корпоративной экономики. Капитализация российских корпораций снизилась по итогам 2008 года более чем в три раза в рублевом выражении. Соответственно, снизился показатель, характеризующий роль фондового рынка в экономике.
Несмотря на то, что 2008 год стал крайне тяжелым испытанием для рынка корпоративных облигаций, ёмкость этого рынка увеличилась. По итогам года стоимость корпоративных облигаций в обращении выросла на 31%. Вместе с тем обратной стороной динамичного роста облигационных займов стало возникновение нового явления для российского рынка — корпоративных дефолтов. Этому способствовала утрата рядом заемщиков контроля за соотношением их долга и собственного капитала. Отдельные задержки в исполнении обязательств, которые начались еще в относительно благоприятных условиях, не вызывали системного эффекта. Однако в сентябре 2008 года объявление технических дефолтов перестало быть единичным явлением. Всего в октябре-декабре 2008 года имело место 46 технических дефолтов.
К осени 2009 года ликвидность вернулась на российский рынок, и объемы торгов на нашем рынке существенно превышали то, что происходило на других рынках. Сегодня 75% сделок с российскими бумагами происходят в России. Что касается банковского сектора, то в последнее время его консолидацию все больше обеспечивают рыночные факторы. Сокращение банковской системы РФ чаще происходит по инициативе самих банков, и все реже - в результате отзыва лицензий. Так, по статистике ЦБ, в 2009 году принудительно лицензий лишились 44 банка, добровольно в ходе самоликвидации - 3 банка, 12 банков ушли с рынка в результате присоединения к 8 другим игрокам. С начала 2010 года лицензии были отозваны у четырех банков, одна лицензия аннулирована, три банка утратили лицензии в результате присоединения. По оценкам экспертов, со временем число российских банков должно объективно сократиться еще примерно на 300 игроков - до 700. Именно столько участников рынка ведут нормальную банковскую деятельность.
С июля 2010 года для профессиональных участников рынка ценных бумаг повысили требования к их собственному капиталу. Это достаточно серьезное повышение (с 5 до 35 млн.руб.). Одновременно ввели новый порядок расчета собственных средств, который позволяет более уверенно смотреть на реальное положение дел участника рынка. Кроме этого, потребуется раскрытие этой информации на сайтах для обеспечения ее прозрачности. Все эти меры, конечно, жесткие для участников рынка, и многие из них, особенно небольшие компании, не довольны их введением. Но если параллельно будут создаваться условия для увеличения инвестиционного спроса и увеличения количества клиентов, то все это вместе должно дать общее повышение надежности российского рынка. 18
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 2043-р от 29 декабря 2008 года. Главная цель - обеспечить ускоренное экономическое развитие страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра.
Российский финансовый рынок продолжает оставаться противоречивым: несмотря на определенное движение вперед, рынок не обеспечивает должное финансирование экономики, так как идут продажа и перепродажа финансовых активов, игра на курсовой разнице. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые поглощают основной поток частных ценных бумаг. На рынке, по сути, создается новая волна обогащения: первая волна - образование коммерческих банков, вторая - развитие рынка ценных бумаг, где продолжается не мобилизационный, а спекулятивный поток. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным биржевым рынком. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и, таким образом, не образуя первичный рынок. Тогда как в мировой практике, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них и проходит определенное количество частных и государственных облигаций. Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно при следующих условиях:
- более активное формирование
рыночной инфраструктуры, инвестиционных
банков и брокерских фирм, которые
могли бы осуществлять
- развитие рынка корпоративных ценных бумаг, выпуска и реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70-95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;
- главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Характерной чертой таких банков должна быть функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.
Таким образом, полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Одной из основных причин недостаточной капитализации российского финансового рынка является наличие недостатков клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. В настоящее время расчетная инфраструктура раздроблена, фактически каждая торговая площадка имеет свою собственную инфраструктуру. Федеральной службой по финансовым рынкам намечен комплекс мер по повышению конкурентоспособности российских организаторов торговли, а именно:
- обеспечить четкие правовые рамки формирования и капитализации клиринговой организации российского финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
- поднять на принципиально
Станет ли финансовый рынок России самостоятельным финансовым центром зависит от решения следующих важнейших для его развития задач:
- повышения емкости и прозрачности финансового рынка;
- обеспечения эффективности
- формирования благоприятного налогового климата для его участников;
- совершенствования правового регулирования на финансовом рынке.
1 Щегорцов В.А., Таран В.А. Щ32 Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. BA. Щегорцова. - M.: ЮНИТИ-ДАНА,2012
2 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009.
3 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009.
4 Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
5 Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
6 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009.
Информация о работе Перспективы развития и проблемы финансовых рынков