Понятие денежно – кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Задача настоящей курсовой работы - проанализировать роль, значение кредитно - денежной политики в экономике современного государства, а также рассмотреть особенности кредитно - денежной политики в современной России.
В курсовой работе:
1) дано понятие денежно - кредитной политики;
2) рассмотрены инструменты денежно - кредитной политики;
3) выделены основные направления денежно - кредитной политики Банка России.

Содержание

Введение
1 Понятие денежно – кредитной политики
1.1 Денежно – кредитная политика: определение, цели, задачи
1.2 Кейнсианский и монетаристский взгляды на кредитно - денежную политику
2 Инструменты денежно-кредитной политики
3 Основные направления денежно-кредитной политики Банка России
3.1 Формирование денежно-кредитной политики современной России
3.2 Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КР Кредитно-денежная политика и механизм ее осуществления в российской экономике.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

     Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

   Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

     Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком /7,9/.

 

 

3 Основные направления денежно-кредитной политики Банка России

 

3.1 Формирование денежно-кредитной политики современной России

 

      Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. В начале перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве  основного  инструмента  денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России /5/.

      Основной целью денежно-кредитного регулирования стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

      Основным методом осуществления стало таргетирование денежной массы, то есть, на основании зависимости между денежной массой и темпами инфляции, изменение количества денег в обращении. Однако, как показала практика, такая политика оказалась недостаточно эффективной. В условиях переходной экономики ее осуществление осложняется  непредсказуемостью спроса на деньги и сложностью контроля за денежной массой.

     С 1992 Центральный Банк России пытался проводить жесткую политику сжатия денежной массы в целях подавления инфляции, однако, уже к середине 1995 года стало очевидно, что она малоэффективна. Объясняется это, прежде всего, слабо развитой банковской системой.

     В 1995 году был принят ряд законодательных актов, которые предоставили Банку России независимость в осуществлении денежно-кредитной политики. С этого же года Банк России установил два ориентира: предельные темпы роста денежного агрегата М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к доллару.

    Задача стабилизации валютного курса выходила на первый план в период  с июля 1995  года  по  август 1998  года. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в этот период нельзя не отметить тот факт, что в 1997 году ВВП впервые вырос на 0,4%, общий объем инвестиций превысил показатель прошлого года на 4,7%. Однако политика регулирования валютного курса имеет недостатки. До 1998 года таргетирование обменного курса происходило при дефиците государственного бюджета, с ростом цен на энергоносители на мировом рынке удалось покрыть этот дефицит, но это в свою очередь привело к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором:  сокращать инфляцию  для обеспечения стабильности  экономического  развития  или сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В этот же период отмечено абсолютное сокращение денежной массы М2 и снижение доходности государственных облигаций. Был взят курс на ограничение темпов инфляции, что, в конце концов, привело к финансовому кризису и обвалу курса рубля.

     В ряде работ иностранных исследователей, занимающихся вопросами денежно-кредитной политики России, отмечается проблема несоответствия изменений денежной массы и темпов инфляции. При росте денежной массы сокращается инфляция, а при уменьшении количества денег в обращении усиливаются инфляционные процессы. Эксперты объясняют это следующей особенностью денежно-кредитной системой России. Поскольку в 1990-е гг. иностранная валюта, преимущественно доллар, выполняла функции денег в России, необходимо включать валютные  активы, находящиеся вне банковской  системы, в определение денежной массы. Политика регулирования обменного курса в разных сочетаниях с изменением денежного предложения может способствовать развитию инфляционных процессов.

 

      Пересмотрев на основании этих выкладок свою политику, Центральный банк в 1999 году вновь вернулся к поддержанию темпов роста денежной массы. Для достижения этой цели Банк России использовал номинальные и реальные ставки процента, динамику валютного курса, динамику мировых цен на товары российского экспорта и импорта. Начиная с этого времени, фактические темпы инфляции сокращаются, денежная масса (агрегаты М2 и М3) ежегодно увеличивается, зачастую превышая плановые темпы роста, отмечается рост ВВП.

     Фактически Банк России перешел к инфляционному таргетированию.  Отечественные и иностранные специалисты считают такое решение Центрального банка самым рациональным, так как в попытках одновременного таргетирования денежного предложения и обменного курса Банк России попадает в ловушку.

     Проблема в том, что методы решения этих задач носят противоречивый характер. К снижению инфляционного давления на экономику приводят меры по повышению  процентных ставок и ограничению денежного предложения, однако это вызывает укрепление рубля. Укрепление рубля, теоретически являющееся инструментом снижения  инфляционного давления, на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных компаний.

     Использование политики инфляционного таргетирования эффективна во многих странах и дала положительные результаты и в России. Реальный рост ВВП в период 1999-2006 годов в среднем составляет 7% ежегодно, инфляционные процессы, наоборот, сокращаются.

     Проблема, однако, заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть  значительные  колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны  мерами бюджетного характера. Это еще одна отличительная особенность монетарной политики России.

     Традиционно в экономической литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе,  экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов,  в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами  не  обладающих. Одним из объяснений этого парадокса является феномен «голландской болезни». Суть его заключается в том,  что повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста обрабатывающей промышленности.

     К основным симптомам «голландской  болезни» традиционно относят: укрепление  реального  валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение  заработной платы.

     Действительно, рост цен на нефть ведет к ревальвации рубля, высокая доля сырьевых товаров в структуре  российского  экспорта. Кроме того, на основании сравнительного анализа темпов  роста  российского  промышленного  импорта с  темпами роста  внутреннего  промышленного  производства в период 2002 - 2006  годов. Практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности эксперты отмечают более быстрый рост импорта по сравнению с внутренним производством. В некоторых отраслях объемы  импорта превышают объемы производства.

      В  том  случае,  если  замедление  темпов роста обрабатывающей промышленности действительно является следствием завышенного курса рубля, необходимы меры,  ограничивающие укрепление российской валюты.

     Правительство России приняло к руководству все замечания. Результатом явилось создание Стабилизационного Фонда, специального государственного фонда Российской Федерации, создаваемого и используемого в целях стабилизации экономики. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к ВВП: на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП. Исходя из предназначения Фонда - служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности.

     По расчетам экспертов, в 2003 - 2004 гг. российскому правительству удалось  снизить эластичность государственных расходов по отношению к ценам на нефть, что стало следствием эффективного управления стабилизационным  фондом.

     Итак, в 2008 году объем  ВВП увеличился на 8,0, увеличились потребительские расходы населения. Вторая половина 2008 года ознаменовалась резким (70%-ным) падением цен на нефть. Это привело к росту потребительских цен и усилению инфляционных процессов. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса. В целях формирования условий для введения режима  таргетирования  инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки  иностранной валюты пополняют запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.

     Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных  явлений  в  мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.

     В этой ситуации решающее воздействие на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного курса. За счет продажи иностранной валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший рост цен на нефть на мировом рынке на фоне успешного управления плавающим валютным курсом способствовали повышению  привлекательности  вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.

     В  условиях  кризиса  заметно  возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов  относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.

     В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной  политики  остается  снижение  инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Краткосрочной целью является минимизация негативного  влияния  мирового  финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики  /5/.

 

 

 

 

3.2 Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов

 

     Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, и, не позднее 1 декабря, - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

     Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

     Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

     - концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

     - краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

     - прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

     - количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

Информация о работе Понятие денежно – кредитной политики