1. Складывающаяся
модель денежно финансовой системы
в Республики Казахстан основываются
на адаптации мирового опыта
к специфики страны. Очевидно, принимаются
во внимание разработки и предложения
отечественных ученых и специалистов.
С германской моделью Республику Казахстан
сближает преобладающее значение корпоративных
интересов, ведущая роль банковского сектора
среди прочих финансовых институтов. Это
обстоятельство в нашей стране6 стало
общепризнанным. Государственная денежная
система во многом ориентирована на использовании
западноевропейского опыта, прежде всего,
германского. Однако, на наш взгляд недостаточно
придается значение более полному использованию
норвежской практики построения финансовых
отношений. Казахстанская модель занимает
промежуточное положение и характеризуется
определенной незавершенностью формирование
системы и отставания системы отставание
от развитых стран, усилением роли государства
в регулировании денежно-финансовых отношений.
Республика Казахстан обладает своими
качествами особенностями. В их числе
такие факторы, как незавершенность денежно
финансовой системы, отставание страны
по уровню экономического развития от
западных государств, различая в материальном
благосостоянии граждан, в показателях
человеческого развития, состоянии экологии
и охраны окружающей среды и др.
2. в результате
проведенных реформ начинающегося
перехода к международным странам,
в частности, Европейского Союза,
финансовый сектор в своем развитии
опережает нефинансовый сектор экономики,
на микроэкономическом уровне финансовые
услуги растут быстрее внутреннего валового
продукта страны. Эти тенденции являются
весьма примечательными. Опережающий
рост финансового сектора создает мультипликативный
эффект в экономике по следующим линиям:
- возрастание финансовых ресурсов и, как следствие, снижение их стоимости, в результате чего открывается для реального сектора доступ к дешевым деньгам, к инвестициям, в конечном счете, ускоряется экономический рост;
- снижение транзакционных издержек;
- расширение сектора предоставляемых финансовых услуг и использование современных информационных услуг и использовании современных информационных технологий способствуют ускорению производственных процессов в реальном секторе;
- рост профессионального уровня менеджеров в финансовом секторе, что закономерно в условиях жесткой конкуренции и высокой оплаты их труда, можно сказать, «по цепочке» вызывает повышение качества кадров в реальном секторе через предъявление высоких требований к инвестиционным проектом, бизнес-планом, а так же к самому инвестору, выполнение требований обеспечивает получения кредитных ресурсов, а игнорирования их, очевидно, закрывает путь к инвестициям.
3. как указывалось
выше, сложилась преимущественно
корпоративная модель инвестирования
в ДФС, что соответствует социально-экономическим
особенностям страны и господствующему
менталитету народа. У населения
еще пока недостаточно развито
рыночное мышление, отсутствуют
навыки инвестирования в ценные
бумаги с реальной оценкой
риска, имеется преобладающий
процесс вкладывать денежные средства
в банки. В результате того, что коммерческие
банки бурно развивались в период высокой
инфляции, создалось в стране лидирующее
положение банковской системы среди финансовых
посредников. На их долю падает до 78 % всех
активов.
4. неполная структурная
завершенность процесса формирования
денежно-финансовой системы и
наличие крупных проблем в
развитии ресурсной базы и
ее использовании. Это влечет
за собой маломощность и довольно
«зыбкую» устойчивость системы.
За 12 лет независимости в Казахстане
удалось создать ряд ее структурных
элементов, основные подсистемы.
Открытость денежно-финансовой
системы. Республики Казахстан
относится к странам с наиболее
высокой степенью открытости
экономики, что отражается в
соотношении объемов товарооборота
и ВВП. Как и всякое большое
явление, глобализация несет в
себе как позитивные, так и
негативность последствия, с одной
стороны, глобализация предоставляет
возможности для стремительного
роста государствам, сумевшим приспособиться
с процессом глобализации. С другой
стороны, большинство стран, не
сумевших полноценно участвовать
в глобализации, подвержены маргинализации
и разорению. Если на начальном этапе интеграция
республики в мировую экономическую систему
проходила на уровне товарных потоков
и получения внешних займов, как правило,
под гарантии Правительства, то сейчас,
по нашему мнению, наблюдается этап включения
Республики Казахстан в финансовую глобализацию.
Усиление конкуренции
между финансовым и нефинансовым
секторами за получение кредитных
ресурсов на внутреннем финансовом
рынке, что в значительной мере
отвлекает их от потребностей
реального сектора экономики
- основы экономического развития.
Степень само регуляции и государственного
регулирования существенна, различна
в разных структурных элементах системы
и не всегда адекватна природе финансовых
рынков и институтов. Эта дифференция
имеет объективную сторону, вместе с тем
она обусловлена и субъективными причинами.
Само регуляция характерна для кредитной
системы, фондового и валютного рынков.
Регулирование особенно присуще денежному
обращению, налоговой и бюджетной подсистемам.
Однако законодательно не определено,
что в условиях кризисных ситуаций государственного
регулирования резко усиливается. Это
актуально, к примеру, для валютного рынка,
для формирования эффективного курса
национальной валюты. До последнего времени
применявшийся режим свободного плавания
официального курса национальной валюты
не является чистым, а соединял в себе
и элементы регулирования со стороны Национального
Банка Республики Казахстан.
Согласно законодательству
Республики Казахстан, под валютным
регулированием понимается деятельность
уполномоченных государственных
органов по установлению порядка проведений
валютных операций, правил владения, пользования
и распоряжения валютными ценностями.
Законом Республики Казахстан «О валютном
регулировании» является основополагающими
актом по вопросам валютного регулирования.
Для решения
задач валютного регулирования
Национальный Банк Казахстана
использует следующие основные
методы:
а) установления порядка проведения
валютных операций, предусматривающего
определение субъектов и объектов валютных
операций, прав и обязанностей субъектов
валютных операций, классификацию валютных
операций, установление правил обращения
владения, пользования распоряжений валютными
ценностями и др.;
б) введение ограничений
на совершение определенных валютных
операций в зависимости от их характера,
субъектов, объектов, объема операций
и т.д.; В настоящее время к ним относится
следующие ограничения: все платежи по
операциям между резидентами должны производиться
только в валюте Республики Казахстан,
за исключением случаев, предусмотренных
нормативными правовыми актами Национального
Банка Республики Казахстан, а также налоговым
и таможенным законодательством, покупка,
продажа и объем иностранной валюты, минуя
уполномоченные банки и уполномоченные
организации, осуществляющие отдельные
виды банковских операций, а так же их
обменные пункты запрещены, иностранная
валюта получаемая резидентами в качестве
оплаты за товары и услуги, а так же в качестве
кредита, подлежит обязательному зачислению
на их счетах в уполномоченных банках;
в) лицензирование
деятельности, связанной с использованием
иностранной валюты, которое относится
к поведению банковских операций в иностранной
валюте, деятельности, связанной с осуществлением
розничной торговли и предоставлением
услуг за наличную иностранную валюту;
открытую резидентами счетов (включая
счета в национальной валюте) в иностранных
банках и финансовых институтах за границей;
операциями, связанными с движением капитала;
г) регистрация валютных операций,
связанных с движением капитала, предусматривающих
переход (перемещение) средств от нерезидентов
в пользу резидентов в сумме, превышающей
100 тысяч долларов США или соответствующий
эквивалент в другой валюте;
д) сбор и анализ отчетности о
валютных операциях;
е) контроль за соблюдением валютного
законодательства.
Президент Республики
Казахстан в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций вправе
принять решение по ограничению
или приостановлению любых валютных
операций. Национальный Банк Республики
Казахстан вправе ввести необходимые
ограничения на проведение операций
в иностранной валюте, в том
числе на объемы таких операций
и уровень ставок вознаграждения
(интереса), согласно режиме обязательной
продажи экспортной валютной
выручки.
Как видно, валютное
регулирование в стране включает
целый ряд ограничений и механизмов.
В условиях открытости финансового
сектора и глобализации стоит
проблема существенной либерализации
валютных отношений и снятия
избыточного регулирования. Для
этого законодательства в страну
расширения свободы перемещения
капитала. В то же время либерализация
должна сопровождать усиление
ответственности за нарушения
установленного режима проведения
операций, предоставления сведений
и отчетности. Рациональное сочетание
экономической свободы и государственного
регулирования, возможно на основе
не линейного подхода. Индикатором
рациональности такого управления
денежно-финансовой системой может
служить, в частности, уровень
возврата капитала в страну. В
связи с проведение легализации
капитала и имущества предпринимателей
увеличивается приток капитала
в страну. Косвенным свидетельством
продолжения этого процесса служит
резкий рост спроса на недвижимость
в городах особенно Астане, Алматы, Атырау
и др. и объясняемый им скачек цен на жилье.
Приток капитала занимает, конечно, определенную
долю в динамике спроса наряду с другими
факторами.
Устойчивость денежно-финансовой
системы в целом подвержена
значительным колебаниям (от кризисного
состояния до устойчивого развития).
Об этом можно судить по
показателю общей платежеспособностью
всех экономических субъектов.
Если страна сумеет
быстро адаптироваться к реалиям
финансовой глобализации, сумеет
основательно подготовиться к
вступлению в ВТО, то денежно-финансовая
система получит дальнейшее развитие,
становясь более крупной, современной
и конкурентоспособной. Важнейшее
значение для финансовой стабильности
имеет диверсификация структуры экономики,
форсирование реализации Программы индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан, внедрение
мониторинга индикаторов финансовой ситуации
в стране, своевременное принятие упреждающих
антикризисных мер, снижение системных
рисков. Самое главное, в денежно-финансовой
системе инвестиционные, кредитные, иные
решения и действия должны предприниматься
на основе преимущественно нелинейного
подхода, линейного стиля мышления, предполагающего
необходимость экономической свободы
субъектов, самоорганизации сложной системы
при минимальном, самом необходимом государственном
регулировании, постоянного приспособления
к изменяющимся условиям и факторам.
Заключение:
Деньги являются
неотъемлемыми атрибутами современной
цивилизации. Их функционирование
позволяет соединить в непрерывный
процесс производство, распределение,
обмен и потребление общественного
продукта. Без их использования
не обходится ни один хозяйствующий
субъект.
Деньги рассматриваются
не как нечто «застывшее», а
как явления находящиеся в
развитии. Деньги появились не
сегодня, они служат продуктом
длительного общественного роста.
На каждом определенном историческом
отрезке времени взгляды общества
на их роль в экономических
отношениях воспринималось неодинаково.
Деньги являются следствием экономической
эволюции общества и большим
шагом по пути прогресса.
Под денежной
системой понимаются сложившиеся
исторически и закрепленные национальным
законодательством организационные
формы функционирования денег
в стране. Денежная система включает
в себя следующие элементы: денежная
единица, виды денежных знаков,
порядок эмиссии денег, режим
валюты, порядок денежного обращения.
Кроме того, в зависимости от
специфики страны и уровня
используемого в ней государственного
регулирования денежных отношений
денежная система может содержать
еще два элемента: официальный
валютный курс (валютный паритет)
и масштаб цен. Убедившись в
том, что российская сторона
не намерена делать Казахстан
участником новой рублевой зоны,
правительство в 1993 году ввело
в обращение тенге. С 18 ноября
1993 года он стал единственным
законным платежным средством
в стране. Старые рубли были
обменены на национальную валюту
в расчете 500 х 1, с лимитом до 100 тыс.
рублей, а та рублевая сумма, которая превышала
этот предел, на полгода замораживалась
на специальных блокированных счетах.
Казахстанский тенге является единственным
законным средством платежа на территории
республики. Использование иностранной
валюты в качестве средства платежа запрещается,
за исключением некоторых случаев, предусмотренных
законодательством (они касаются, как
правило, нерезидентов, а также денежных
операций, связанных с внешнеэкономической
деятельностью
Термин «денежное
обращение» не имеет устоявшегося
значения, и иногда им обозначают
лишь налично-денежный оборот, дополняя
его понятием «безналичные расчеты».
Однако в текстах нормативных
актов Республики Казахстан категория
«денежное обращение» включает
в себя движение как наличных, так
и безналичных денег.