Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:02, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть Центральный Банк как орган регулирования банковской системы.
Эта цель будет раскрыта через следующие задачи:
правовой статус центрального банка Российской Федерации;
организационная структура банка России;
денежно-кредитная политика центрального банка;
минимальные резервные требования.
Введение 2
Глава 1. Общие положения 4
1.1 Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2 Организационная структура Банка России. 5
1.3 Функции Центрального банка 7
1.3.1 Операции на открытом рынке 11
1.3.2 Рефинансирование банков 13
1.3.3 Организация наличного денежного обращения. 15
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики центрального банка 18
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования 18
2.2. Регулирование официальной учетной ставки 22
2.3. Минимальные резервные требования 27
Глава 3. Проект денежно-кредитной политики на 2013-2015 год 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 г. цены на нефть сорта «Юралс» до 121 долл. за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 г. ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения – до 4%. Увеличение объёма ВВП предполагается на уровне 4%.
Таким образом, в 2014–2015 гг. прирост объёма ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2–5%.
Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый в первом и втором вариантах, сократится до 35 и 10 млрд долл. соответственно. В третьем варианте трансграничное движение частного капитала будет сбалансированным.
Банк России в предстоящий трёхлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 г. завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 г. до 5–6%, в 2014 и 2015 гг. – до 4–5%.
Банк России продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 г. предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.
Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.
Информация о работе Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации