Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Центральный Банк как орган регулирования банковской системы.
Эта цель будет раскрыта через следующие задачи:
 правовой статус центрального банка Российской Федерации;
 организационная структура банка России;
 денежно-кредитная политика центрального банка;
 минимальные резервные требования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общие положения 4
1.1 Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2 Организационная структура Банка России. 5
1.3 Функции Центрального банка 7
1.3.1 Операции на открытом рынке 11
1.3.2 Рефинансирование банков 13
1.3.3 Организация наличного денежного обращения. 15
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики центрального банка 18
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования 18
2.2. Регулирование официальной учетной ставки 22
2.3. Минимальные резервные требования 27
Глава 3. Проект денежно-кредитной политики на 2013-2015 год 34
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк России и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях НГУЭИУ 9901.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 г. цены на нефть сорта «Юралс» до 121 долл. за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 г. ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения – до 4%. Увеличение объёма ВВП предполагается на уровне 4%.

Таким образом, в 2014–2015 гг. прирост объёма ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2–5%.

Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый в первом и втором вариантах, сократится до 35 и 10 млрд долл. соответственно. В третьем варианте трансграничное движение частного капитала будет сбалансированным.

Банк России в предстоящий трёхлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 г. завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 г. до 5–6%, в 2014 и 2015 гг. – до 4–5%.

Банк России продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 г. предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

 

Заключение

 

В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Федеральный Закон от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".
  2. Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
  3. Заявление Правительства РФ и ЦБ РФ от 5 апреля 2011 года «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».
  4. Лаврушин О.И. Банковское дело. Экспресс-курс: Учеб. Пособие 2009. - 352 с.
  5. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник - М.: КНОРУС, 2009. - 560 с.
  6. Саркисянц А.Г. Сравнительные характеристики развития банковской системы России и других стран // Финансы и кредит. - 2007. 
  7. Обзор банковского сектора Российской Федерации // Интернет-версия. - 2008.
  8. Хорошев С. Ставка рефинансирования как антикризисная и антиинфляционная мера: мнения экспертов// Банковское дело. 2009. №1
  9. Нечаев А.А. Антикризисные меры государства: проблемы эффективности и контроля. Банковское дело. 2009. №3
  10. Рамазанов С.А. Деньги и кредит. Некоторые особенности функционирования механизма обязательного резервирования - 2008. - №6. - С.51-57.
  11. Челноков В. А. Деньги, кредит, банки. – ЮНИТИ, 2008. - 447 с.
  12. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. 2010. - 479 с. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник - М.: КНОРУС, 2009. - 560 с.
  13. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П. /Банковское дело: учебник / Финансы и статистика, 2008. - 592 с.: ил.
  14. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Экономист, 2008. - 766 с.
  15. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. 2010. - 479 с.
  16. hhtp://www.cbr.ru
  17. hhtp://www.rfbs.ru
  18. hhtp://www.rcb.ru
  19. hhtp://www. centbank.ru

 

 

 

 


Информация о работе Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации