Принципы организации безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:16, доклад

Краткое описание

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Выполнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы организации безналичных расчетов.docx

— 16.04 Кб (Скачать файл)

Принципы организации безналичных  расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно определенным принципам.

Принципы организации  расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый  принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Выполнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

К главным законодательным  источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Главный регулирующий орган расчетов — Центральный  банк Российской Федерации.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен  в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Второй  принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие этих счетов как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.

Третий  принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

· либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца па списание средств;

·   либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством  предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании  исполнительных листов, выданных судами некоторых штрафов по распоряжениям  взыскателей и др.

Пятый принцип: срочность платежа. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.

Шестой  принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011) публичности бухгалтерской отчетности.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке свободных ресурсов.

Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.


Информация о работе Принципы организации безналичных расчетов