Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:35, курсовая работа
Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы [10].
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ………….5
2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо………...9
3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт……………16
Заключение ………………………………………………………………………24
Практикум………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………
- платежные поручения;
- аккредитивы;
- чеки;
- платежные требования;
- инкассовые поручения [4].
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке.
Платежными поручениями могут производиться:
- перечисления денежных
средств за поставленные
- перечисления денежных
средств в бюджеты всех
- перечисления денежных
средств в целях возврата/
- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством иди договором [5, с.49].
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах:
- 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;
- 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
- 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки [11].
Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис. 2.1 [5, с.49].
4
1
3
2
Рис. 2.1. Схема расчетов
платежными поручениями при
Данная форма расчетов
может применяться при
Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей и услуг представлена на рис. 2.2 [5, с.50].
Платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
1
2
4
3
Рис. 2.2. Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей
Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:
- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;
- после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара;
- частичные платежи при крупных сделках.
Долгосрочный и отсроченный платежи используются в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения.
В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные и постоянные поставки, расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей (на основании договоров) с использованием платежных поручений. По договору поставщик берет на себя обязательство отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Эта форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа, а также ускоряет оборачиваемость денежных средств [5, с.50].
К основным преимуществам расчета платежными поручениями относятся:
- простота заполнения расчетного документа;
- простота операций с документами в обоих банках;
- относительная дешевизна и скорость расчетов;
- единственная безналичная
форма, которая допускает
Недостатки расчета платежными поручениями:
- отсутствие гарантии исполнения договора обеими сторонами;
- возможность отзыва
платежа без уведомления
Форма платежного поручения представлена в Приложении 1.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи [7, с.77].
Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в следующем (рис.2.3) [5, с.51]:
1. заключение договора
о расчетах с использованием
аккредитива с предварительным
депонированием средств в
2. передача в банк
заявления на открытие аккредит
3. перевод средств
в банк поставщика и
4. сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5. поставка товара или оказание услуг;
6. направление в банк
поставщика расчетных
7. направление в банк
покупателя сообщения об
8. сообщение об использовании аккредитива покупателю.
В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в РФ», банками могут открываться следующие виды аккредитивов [4]:
- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
- отзывные или безотзывные.
1
5
4 6 3 8 2
7
Рис. 2.3. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств
При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. При этом порядок списания определяется по соглашению между банками.
Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа исполняющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное.
Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.
Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот. Возможно, это послужило одной из причин слабого развития данной формы расчетов в России [12].
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и /или акцепта платежа.
Банк-эмитент имеет право привлекать для выполнения поручений клиента иной банк.
Схема расчетов по инкассо представлена на рис. 2.4 [5, с. 52].
1
2
3 8 5 6
4
7
Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов:
1. заключение договора о купле-
2. поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором;
3. отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк;
4. банк поставщика пересылает
полученные документы в
5-6. банк покупателя передает полученные документы покупателю;
7. денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика;
8. банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.
Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие платежные документы.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании:
- платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке) (Приложение 2);
- инкассовых поручений, оплата
которых производится без
Преимущества аккредитивной
Расчеты по инкассо выгодны как для банков, так и для покупателя. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель получает товар согласованного количества и качества, при этом он уверен, что продавец не получит его деньги, не отгрузив товар.
3. РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧЕКОВ, ВЕКСЕЛЕЙ И БАНКОВСКИХ КАРТ
Чек — это ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика-чекодателя своему банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю.
Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и др.
Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Различают также следующие виды чеков:
-
именной — выписан на
- предъявительский — выписан на предъявителя;
- ордерный — выписывается в пользу определенного лица или по его приказу, т. е. чекодатель (индоссант) может передать его новому владельцу (индоссату) с помощью индоссамента.
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодатель — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок
и условия использования чеков
в платежном обороте
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
Чек должен содержать следующие реквизиты:
-
наименование «чек»,
-
поручение плательщику
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
- указание валюты платежа;
-
указание даты и места
- подпись лица, выписывающего чек, — чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека [8].
Условия применения чека устанавливаются ЦБ РФ. При расчетах чеками клиенты заключают между собой договор о расчетах. В этом договоре обязательно указывается порядок открытия и ведения счетов для расчетов чеками.
Срок действия чеков:
- 10 дней — на территории РФ;
- 20 дней — на территории СНГ;
- 70 дней — если чек выписан
на территории другого
Схема расчета чеками представлена на рис. 3.1 [5, с. 53].
4
5
1 3
10 6 10
8
Процедура расчетов с помощью чеков состоит из следующих этапов:
1) покупатель предоставляет в
обслуживающий его банк
Информация о работе Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ