Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Международный кредит – кредит, предоставляемый государствами, банками, фирмами, другими юридическими или физическими лицами одних стран правительству, банкам, фирмам других стран.
Это одна из форм движения денежных и материальных средств в процессе развития международных экономических отношений. Его сущность, формы и функции определяются социально-экономическими условиями, в которых он применяется.

Содержание

Введение 4
1 Международный кредит как финансовый инструмент 7
1.1 Сущность международного кредита 7
1.2 Принципы международного кредита 9
1.3 Функции международного кредита 13
2 Формы международного кредитования 17
3 Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования 24
3.1 Международный кредит и кризис мировой задолжности 24
3.2 Вопросы межгосударственного регулирования международных кредитных отношений 27
Заключение 31

Вложенные файлы: 1 файл

кредит банки курсач.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

          

Брокерский кредит — промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков; роль последних уменьшается.

Межгосударственные кредиты предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков.

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах.

1.Фирменного кредита — покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

2.Банковского кредита в виде:

•кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

•предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, железнодорожная накладная и др.);

•выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

• ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита.

Фирменные кредиты подразделяются на два вида.

1.Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2.Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды.

1.Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспортера. При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до первой мировой войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2.Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг. соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

 

3 Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования

3.1 Международный кредит и кризис мировой задолжности

Нормально функционирующая система международных заимствований и кредитования позволяет ее участникам увеличивать производство национального и мирового продукта. Однако на практике работа этой системы далека от совершенства. Об этом свидельствуют периодические повторяющиеся кризисы мировой задолжности.

Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолжность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно.

Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплатильщику той или иной страны, невозможно, ровно как и использовать силовые методы воздействия.

Факты банкротства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолжности.

Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

  1. выплату основной суммы кредита;
  2. уплату процентов по кредиту

Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны-должника.

Если страна наращивает объем внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолжности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаеввнешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

Любая страна с высоким уровнем задолжности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга. Возникновение сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием сальдо заемных операций или базового трансферта.

Это сальдо отражает соотношение чисого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимтсвования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому продукту капитала за вычетов амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных операций или базовый трансферт можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.

Если обозначить чистый приток капитала КN как темп роста общей суммы долга, аккумулированный долг как D и рост общей суммы долга в процентах как d, то

KN = d * D

При средней процентной ставке i сумма годовых процентных платежей составит I * D. Отсюда сальдо заемных операций (базовый трансферт)

BT = dD – iD = (d – i) D.

Сальдо заемных операций будет положительным при d>1, что означает чистый приток средств в страну. При i>d происходит отток валютных ресурсов из страны.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:

  • Аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;
  • Снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;
  • Трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;
  • Общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);
  • Страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается;
  • Бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того чтобы избежать оттока ресурсов из страны. Оно отказывается либо от части, либо всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство хорошо аргументирует сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание у большинства населения. К тому же набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.

С высоким уровнем задолжности имеют единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Длительная, часто унизительная для страны-должника, политика стабилизации предлагает:

  • Отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • Снижение обменного курса местной валюты;
  • Проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок зарплаты, поощрение свободы рынков;
  • Открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

3.2 Вопросы межгосударственного регулирования международных кредитных отношений

Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

1) регулирование  международного движения ссудного  капитала для воздействия на  платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные  межгосударственные меры по преодолению  кризисных явлений;

3) согласование  кредитной политики по отношению  к определенным заемщикам —  в основном к развивающимся, а  также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего  СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

  1. координация условий экспортных кредитов и гарантий;
  2. согласование размера помощи развивающимся странам;
  3. регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
  4. рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах.

Информация о работе Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования