Проблемы макроэкономики, проблемы равновесия в современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Основная особенность данного подхода заключается в том, что функционирование национальной экономики характеризуется с позиций, отметающих детализацию, связанную с характеристикой специфики различных секторов экономики, поведения отдельных фирм и домашних хозяйств.
К ключевым проблемам макроэкономики относятся:
формирование объема и структуры общественного продукта;
факторы и механизм экономического роста;
причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

Содержание

Введение
Глава I Макроэкономика как раздел экономической теории
Предмет и метод макроэкономики. Основные макроэкономические понятия………………………………………………………………………5-14
Главные проблемы макроэкономики……………………………………....15-24
Основные макроэкономические показатели в России……………………25-32
Методы борьбы с безработицей и инфляцией в России……………….…33-38
Глава II Макроэкономическое равновесие в современной экономической теории
2.1 Совокупный спрос и совокупное предложение…………………………39-45
2.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»…………………46-47
Заключение…………………………………………………………………….48-50
Литература……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_makroekonomike_2.docx

— 245.96 Кб (Скачать файл)

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

В 2000-2007 гг. размер ненефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП

С 2008 г. при снижении доходной части бюджета и сохранении значительной части расходных обязательств ненефтегазовый дефицит начал стремительно расти и достиг в 2009 году 13,5% ВВП, а в 2010 г. он ожидается на уровне 13,7% ВВП.

Снижение общего дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что ненефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. ненефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.

В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.

Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

С учетом изложенного и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

- возможное снижение поступления  нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах  по сравнению с принятым в  прогнозе уровнем вследствие  более низких темпов роста  цены на нефть марки «Юралс»  и налогооблагаемых объемов экспорта  нефтепродуктов по сравнению  с темпами роста ВВП, в том  числе и в результате установления  льгот в части взимания вывозной  таможенной пошлины на нефть  сырую, добываемую на месторождениях  Восточной Сибири;

- возможный больший рост  индекса потребительских цен  и, соответственно, возможное увеличение  расходов в связи с необходимостью  осуществить индексацию социальных  выплат;

- возможное укрепление  рубля к доллару США и евро  и, как следствие, ухудшение соотношения  экспорта и импорта;

- возможные колебания  движения спекулятивного капитала  в результате высокой зависимости  российского рынка от динамики  финансовых рынков развитых и  развивающихся стран.

Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер  будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.

При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

При этом большинство стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов. Соотношение этих двух мер может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.

В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия. [11]

 

 

 

 

 

 

 

Методы борьбы с безработицей и инфляцией в России

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование  среднего и малого бизнеса. Это  востребованная мера как по  снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению  экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек. [6]

 

 

 

 

Занятость и безработица в Российской Федерации

в мае 2013 года

(по итогам обследований  населения по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю мая 2013 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в мае 2013г. составила 75,6 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

 

[7]

 

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в мае 2013г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).

[7]

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в мае 2013г. составил 65,0%. [7]

Рост инфляции в России, похоже, пока не укладывается в рамки официальных прогнозов. По данным ЦБ, в годовом выражении потребительские цены вырастут уже на 6,3 процента. Ту же цифру приводит и Минэкономразвития. При этом официальный прогноз по инфляции на 2013 год составляет 5-6 процентов.

"Повышение месячного  темпа инфляции в октябре обусловлено  немонетарными факторами, в том  числе удорожанием плодоовощной  продукции, не характерным для  данного сезона, а также ускорением  роста цен на отдельные продукты  животного происхождения", - сообщает  пресс-служба Банка России. Больше  всего, напомним, в 2013 году дорожали  куриные яйца, прибавив к стоимости  с января почти 17 процентов.

По оценке Минэкономразвития, которую ведомство приводит в свежем еженедельном мониторинге, инфляция в годовом выражении также составляет сейчас 6,2-6,3 процента. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев ранее говорил, что менять годовой прогноз в 6 процентов пока все же нецелесообразно.

Однако, по оценке Центрального банка, факторы, из-за которых росли потребительские цены, будут иметь краткосрочный характер действия. И в 2014 году вполне можно ожидать снижения инфляции.

Добавим также, что сегодня на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста Совет директоров Банка России решил сохранить ключевую ставку ЦБ на уровне в 5,5 процента годовых. Ключевая ставка - понятие, в общем, новое. Она была введена Банком России в сентябре 2013 года, оттеснив на второстепенное место традиционную ставку рефинансирования. [8]

Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 2000 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень Инфляции в России, %

Информация о работе Проблемы макроэкономики, проблемы равновесия в современной экономической теории