Происхождение, сущность и виды денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Прежде всего, с их помощью достигается экономия издержек выбора ассортимента и количества покупаемых благ, времени и места совершения сделки, а также контрагентов по сделке. В бартерной экономике эти издержки были ба настолько велики, что заблокировали бы существование практически любых актов обмена, разделение труда оказалось бы минимальным и многие виды деятельности просто не возникли.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы, денежное обращение и кредит.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Составной частью денежного оборота является платёжный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платёжный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах.

Таким образом, сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение соединяет в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

- отлаженность хозяйственного  оборота и платёжно-расчётной  системы;

- способность обеспечить сбалансированность  спроса и предложения на товарном  рынке, не допускать дефицита  товаров;

- характер и степень влияния  денежной массы на рост цен  и инфляцию;

- хронический недостаток денежных  средств у субъектов рынка  для своевременной выплаты заработной  платы и финансирования оборотных  средств.

 

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства

 

- 6 -

обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Наличные деньги используются: для осуществления кругооборота товаров и услуг; для расчётов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т.д. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определённый период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами.

Порядок осуществления налично-денежного обращения на территории РФ регламентируется Положением №14-П «О правилах организации денежного обращения на территории Российской Федерации», утверждённым Банком России 5 января 1998 г.

В соответствии с Положением:

- налично-денежное обращение осуществляется  с помощью различных видов  денег: банкнот, металлической монеты, кредитных карт и т.д.;

- эмиссию и изъятие денег  из обращения осуществляет ЦБ РФ;

- Банк России осуществляет регулирование  налично-денежного обращения в  РФ;

- денежные расчёты между юридическими  лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, и в качестве исключения разрешён расчёт наличными деньгами, в рамках законодательно установленного лимита для одной сделки.

- для юридических лиц учреждений  банка, в которых открыт счёт  юридического лица, устанавливают  лимит остатка наличных денег в кассах юридических лиц;

- все средства сверх установленных лимитов юридические лица обязаны в безусловном порядке ежедневно сдавать в учреждения банка через объединённые кассы при предприятиях или через инкассаторские службы учреждений и банков и самостоятельные службы, имеющие лицензии Банка России на осуществление таких операций;

- за нарушение установленного порядка для юридических лиц и персонально их руководителей установлены серьёзные штрафные санкции.

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачёт взаимных требований и т.д. Безналичное обращение отражает изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счёта в виде чеков, пластиковых карт, платёжных поручений, электронных средств платежа и других расчётных документов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчёты между:

- юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

 

 

- 7 -

- юридическими лицами и кредитными  учреждениями по поводу получения  и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;

- юридическими и физическими  лицами по выплате заработной платы, процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;

- юридическими, физическими лицами  и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных  средств.

 

В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчётов определяется Гражданским кодексом РФ (ч.2, ст.861-885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчётов.

На практике применяются следующие формы безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями; расчёты платёжными требованиями-поручениями; расчёты чеками; расчёты по аккредитивам.

Расчёты платёжными поручениями – форма безналичных расчётов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка специальный расчётный документ, содержащий безусловное поручение о перечислении определённой суммы со своего расчётного счёта на расчётный счёт получателя средств. Расчёты платёжными поручениями обеспечивают максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, ускоряют оборачиваемость оборотных средств.

До 1 июля 1992 г. в безналичных расчётах применялись расчёты платёжными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате покупателю определённой суммы через банк за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Однако в целях повышения ответственности плательщика за своевременность расчётов за товары и услуги эта форма расчётов в настоящее время отменена.

Вместо неё применяются расчёты платёжными требованиями-поручениями, представляющими собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчётных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Банк принимает платёжное требование-поручение при наличии денежных средств на расчётном счёте плательщика. В течение трёх дней плательщик обязан представить в обслуживающий его банк акцептованное платёжное требование-поручение, на основании которого банк осуществляет платёж либо отказ от оплаты (полностью или частично).

В соответствии со ст. 877 ГК РФ чек есть ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной на нём суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку является банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций и производящая платёж по предъявительскому чеку. Чек выписывается только на тот банк, где чекодатель имеет средства.

 

- 8 -

Чек подлежит оплате по предъявлении соответствующему плательщику в течение:

- 10 дней, если чек выписан на  территории РФ;

- 20 дней, если чек выписан на  территории стран СНГ;

- 70 дней, если чек выписан на  территории какого-либо другого  государства.

При аккредитивной форме расчётов банк-эмитент может произвести поставщику товара платёж либо предоставить полномочия другому банку осуществить такие платежи при выполнении поставщиком всех условий аккредитива.

Покрытым является аккредитив, при открытии которого банк-эмитент переводит средства плательщика в распоряжение банка поставщика.

Непокрытый аккредитив возможен при наличии корреспондентских отношений между банком поставщика и банком покупателя и открывается в исполняющем банке путём предоставления ему права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счёта банка-эмитента.

В зависимости от порядка изменения или аккумулирования банком-эмитентом аккредитивов их подразделяют на безотзывные и отзывные.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя и предоставляет в обслуживающий банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы для получения по нему денежных средств. Необходимо иметь ввиду, что выплата с аккредитива наличных денег не допускается.

В практике финансово-хозяйственной деятельности получают заметное развитие расчёты с помощью векселя.

Вексель, как ценная бумага представляет собой письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную на векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Векселя могут быть как по предъявлению (без указания срока платежа), так и срочные (с указанием либо точной даты платежа, либо периода с момента составления векселя, либо периода до момента предъявления векселя, в течение которого он должен быть оплачен).

Различают векселя: простые (соло) и переводные (тратта). В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводной вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу – первому держателю векселя (ремитенту). Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить своё согласие произвести платёж в указанный в векселе срок. Такое согласие называется акцептом. Получатель должен до наступления срока платежа предложить плательщику акцептовать вексель.

 

 

- 9 -

Акцепт оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь заплатить» и т.п.) и подписью трассата. Если плательщик не акцептовал вексель, то должником по нему становится векселедатель (трассант).

Наиболее ликвидным являются векселя, снабжённые гарантией крупных банков в виде специальной надписи на векселе – аваля. Аваль может быть оформлен либо на лицевой стороне векселя, либо на дополнительном листе, либо в виде отдельного документа. Лицо, совершившее аваль, несёт вместе с должником солидарную ответственность за оплату векселя.

Вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получающее вексель по индоссаменту, - индоссатом. Индоссация (оформление передаточной надписи) производится индоссантом на обратной стороне векселя или при нехватке места для передаточных надписей на дополнительном листе – аллонже, который является неотъемлемой частью векселя.

Различают векселя казначейские, банковские и коммерческие. Казначейский вексель выпускается государством и представляет собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения три, шесть или двенадцать месяцев. Банковский вексель выпускается банком или объединением банков (эмиссионный синдикат). Коммерческий вексель применяется для кредитования торговых операций. В сделке используется, как правило, переводной вексель, а в роли ремитента выступает банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 10 -

3. Финансы как объект управления.

Управление финансами в отраслях социальной сферы осложняется нестабильностью социально-экономических и общественно-политических процессов. Современная государственная политика направлена на оздоровление экономики через усиление хозяйственной самостоятельности субъектов, передачу им компетенции по принятию управленческих решений, жёсткую финансовую регламентацию затрат. В это же время отдельные проблемы в социальной сфере стали представлять серьёзную опасность для социально-экономической стабильности в обществе. Вот почему при выработке стратегических решений учитываются их социальные последствия. Понятие «сфера» всё шире входит в практику управления социальными системами, экономикой и финансами.

Общие основы управления следует рассматривать через ряд ключевых понятий, способных достаточно ёмко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленческого процесса, ожидаемые результаты. К таким понятиям относятся управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей системами, эффективность управления и т.п. В частности, под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование и развитие, успешное движение к заданной цели.

Можно выделить четыре направления совершенствования социального управления, которые напрямую связаны с финансами:

- разграничение компетенции, полномочий  и ответственности органов управления  всех уровней и обеспечение  их эффективного взаимодействия;

- переход от распределительного  и директивного к регулирующему  управлению;

- развитие принципов автономности учреждений с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;

- развитие общественно-государственных форм управления.

 

Из-за отсутствия достаточного объёма финансовых ресурсов при разработке стратегии управления всегда возникает необходимость решения таких задач, как выбор приоритетов; выявление и использование новых источников финансирования, создание организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся средств; обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами. Задача выбора приоритетов, которые необходимо обеспечить государственными финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается, в том числе и

 

 

 

- 11 -

в определении соотношения затрат на различные направления социальной политики.

Правовые нормы призваны установить строгую ответственность органов исполнительной власти за исполнение закона о бюджете, а бюджетные организации – за целевое и экономное использование средств. Осуществляется это в том числе путём перемещения средств из коммерческих банков на счета органов казначейства в государственных банках, что позволит предотвратить необоснованные расходы. Производится детальная расшифровка бюджетных назначений, постоянно контролируется степень исполнения бюджета со стороны законодательной власти и органов финансового контроля.

Цель контроля состоит в проверке выполнения установленных принципов, принятых планов, действующих инструкций. Функция контроля заключается в разработке критериев оценки выполнения поставленных задач, промежуточном и итоговом анализе эффективности их решения, общей оценке деятельности, а также экономической целесообразности расходов. Сегодня функциями финансового контроля, кроме Департамента контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, наделены и другие государственные органы: налоговые службы, казначейства, Контрольно-ревизионное управление Администрации Президента Российской Федерации, Счётная палата как орган финансово-бюджетного контроля по линии законодательной ветви власти. Осуществляются финансовые ревизии и проверки также министерствами и ведомствами, Государственными внебюджетными фондами, другими структурами.

Информация о работе Происхождение, сущность и виды денег