Развитие денежной системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение ...………………………………………………………………………….4
1 Понятие денежной системы и ее элементы…………………………………….6
2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь …………………………..11
3 Перспективы развития денежной системы Республике Беларусь................22
Заключение …………........................................................................................24
Список использованных источников ...............................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.45 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших целей деятельности Национального  банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.

Основным  фактором роста широкой денежной массы стало увеличение

требований  банков к экономике и чистых иностранных  активов Национального банка. Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов банковского  сектора и увеличение депозитов  Правительства в иностранной  валюте на счетах в Национальном банке (таблица 1).

 

Таблица 1 - Обзор Национального банка Республики Беларусь млрд. рублей

 

Показатели 

01.01.2011

01.07.2011

01.08.2011

01.09.2010

01.10.2011

1

2

3

4

5

6

Чистые иностранные активы

10 654.0

15 715.8

16 273.1

19 285.9

21 568.4

Требования к нерезидентам

16 295.5

24 516.8

25 149.7

28 468.4

31 504.3

Монетарное золото и СДР

4 672.0

7 323.4

7 899.4

8 907.6

8 742.6

Иностранная валюта

296.9

586.1

613.5

622.8

706.5

Депозиты 

8 692.1

15 309.0

14 820.7

17 389.4

20 913.2

Ценные бумаги, кроме акций 

0.0

0.1

0.1

0.1

0.1

Кредиты

2 629.2

1 286.7

1 802.8

1 539.0

1 136.6

Прочее 

5.2

11.6

13.3

9.5

5.4

Обязательства перед нерезидентами

5 641.4

8 801.1

8 876.6

9 182.5

9 935.9

Депозиты 

3 357.9

3 896.9

3 895.2

3 932.7

4 035.9

Кредиты

2 214.5

3 064.5

3 066.6

3 183.2

3 409.5

Прочее 

69.1

1 839.6

1 914.8

2 066.5

2 490.5

Чистые требования к органам государственного управления

-14 570.9

-23 308.7

-21 851.8

-23 385.9

-23 909.4

Требования к органам государственного управления

2 133.5

2 206.2

2 206.5

2 209.3

2 206.9

Ценные бумаги

1 812.6

1 885.1

1 885.4

1 888.0

1 885.2

Другие требования

320.9

321.1 

321.2

321.3

321.7

Обязательства перед органами государственного управления

16 704.4

25 514.9

24 058.3

25 595.2

26 116.2

Депозиты

16 704.4

25 514.9

24 056.6

25 593.3

26 116.2

Другие обязательства

0.0

0.0

1.7

1.9

0.0

Требования к банкам

27 962.8

34 887.6

35 039.1

35 913.5

34 160.5

Требования к другим секторам

3 359.3

5 121.6

6 006.5

6 154.1

6 162.7

Требования к другим финансовым организациям

112.9

114.7 

114.7

148.7 

148.7

Требования к государственным нефинансовым организациям

261.6

279.3

283.4

285.1

291.6

Требования к другим нефинансовым организациям

2 861.9

4 582.7

5 457.0

5 564.4

5 565.5

Требования к физическим лицам

122.9 

144.8 

151.4 

155.9

156.9

Денежная база

10 187.6

11 688.7

13 867.6

14 414.8

16 331.4

Наличные деньги в обороте

4 493.9

6 334.6

7 059.3

6 709.7

7 727.1

Наличные деньги в кассах банков

1 714.0

1 724.4

1 954.5

2 339.1

2 280.8

Обязательные резервы

3 960.0

3 607.4

4 755.6

5 229.9

5 696.1

Депозиты банков

17.2

18.7

95.5

133.8

624.4

Депозиты других секторов

2.5

3.6

2.6

2.2

3.1

Ценные бумаги, кроме акций, включенные в денежную массу

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Другие обязательства перед другими депозит- ными корпорациями

14 902.5

28 920.4

29 666.1

31 078.5

32 899.0

Депозиты

12 333.9

20 972.2

20 905.1

21 557.7

23 023.3

Производные финансовые инструменты

1 723.1

6 817.7

7 739.7

8 255.6

8 897.2

Прочее

845.5

1 130.5

1 021.3

1 265.2

978.5

Депозиты, не включаемые в денежную массу

385.2

817.3

899.0

922.8

981.9

Ценные бумаги, кроме акций,

не включаемые в денежную массу

255.9

270.7

273.7

280.1

284.7

Акции и другие виды участия в  капитале

4 176.1

8 263.9

9 161.5

10 903.6

10 161.3

Прочие статьи (чистые)

-2 502.0

-17 544.8

-18 400.8

-19 632.1

-22 675.9

Другие пассивы

10 036.9

16 131.6

16 106.2

16 479.3

18 058.2

Другие активы

12 538.9

33 676.4

34 507.0

36 111.4

40 734.1


 

Примечание-Источник: [10]

 

Рублевая  денежная база на 1 октября 2011 г.  сложилась  на уровне 15,71 трлн. рублей,  увеличившись за январь-сентябрь 2011 г.  на 54,4 процента  (или на 5,54 трлн. рублей). Ее прирост  сложился в результате операций Правительства Республики Беларусь  (включая расходование денежных ресурсов со счетов в Национальном банке)  в объеме 7,2 трлн.  рублей при изъятии Национальным банком на чистой основе 1,66 трлн.  рублей. С 1  июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы банкам для кредитования ими государственных программ и осуществляет рефинансирование банков с помощью стандартных инструментов на рыночных условиях. 

 Рассмотрим  также  финансовый сектор республики (таблица 2).

 

Таблица 2 - Обзор финансового сектора Республики Беларусь (по данным банковской системы и страховых организаций)

 

Показатели 

01.07.2010

01.10.2010

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

Чистые иностранные активы

7 945.6

6 089.0

-2 070.8

-6 568.4

-9 721.7

Требования к нерезидентам

21 623.9

21 591.7

20 794.2

19 484.8

33 547.5

Обязательства перед нерезидентами

13 678.3

15 502.8

22 865.0

26 053.1

43 269.2

Чистые внутренние требования

50 373.6

57 503.3

73 131.9

81 664.7

91 933.3

Чистые требования к органам государственного управления

-26 943.5

-28 890.0

-23 446.0

-26 467.6

-37 252.2

Требования к органам государственного управления

6 180.9

6 736.2

7 562.5

8 447.5

9 426.9

Обязательства перед органами государственного управления

33 124.4

35 626.2

31 008.5

34 915.2

46 679.1

Требования к другим секторам

77 317.1

86 393.3

96 578.0

108 132.3

129 185.5

Требования к другим финансовым организациям

1 031.6

1 533.4

1 778.5

2 703.4

2 948.4

Требования к государственным нефинансовым организациям

18 153.4

19 693.2

21 820.8

23 373.0

29 042.4

Требования к другим нефинансовым организациям

39 554.2

44 840.6

50 043.2

56 796.5

69 060.6

Требования к физическим лицам

18 577.9

20 326.1

22 935.5

25 259.4

28 134.2

Наличные деньги в обороте

нефинансового сектора

4 287.4

4 758.5

4 493.7

4 574.6

6 334.1

Депозиты

33 953.5

37 150.8

41 737.9

41 749.2

55 290.4

Ценные бумаги, кроме акций

2 455.0

3 011.8

2 918.2

3 174.9

3 530.2

Кредиты

33.2

36.8

31.3

34.1

53.7

Производные финансовые инструменты

2.2

4.9

2.9

2.4

12.1

Страховые технические резервы

959.6

1 023.9

1 060.7

1 135.8

1 311.9

Акции и другие формы участия  в капитале

19 662.5

20 635.1

23 755.6

25 329.6

29 830.3

Прочие статьи (чистые)

3 034.2

3 029.5

2 939.2

904.2

14 151.0


 

Примечание-Источник: [10]

 

Задолженность секторов экономики по банковским кредитам возросла на 18,87 трлн. рублей (на 42,2 процента) в том числе в национальной валюте –на 13,89 трлн. рублей (на 44,9 процента) и 44,83 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 284,2 млн. долларов США (на 4,5 процента) и 6,57 млрд. долларов США соответственно. В кредитах, выданных банками доминировали рублевые кредиты.

Внешний  долг Республики Беларусь  на 1 января 2011 года составил 28 млрд. руб.  (таблица 3).        

Таблица 3 - Валовой внешний долг Республики Беларусь

 

млн. долларов США 

Показатели 

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28 401.1

31 622.3

33 101.1

Краткосрочный

12 700.8

14 147.3

14 282.5

Долгосрочный 

15 700.3

17 475.0

18 818.6

Органы государственного управления

10 057.9

10 997.6

12 000.3


 

Долгосрочный

10 057.9

10 997.6

12 000.3

Долговые  ценные бумаги

1 230.1

2 046.7

2 052.9

Кредиты и займы

8 260.1

8 366.4

9 357.4

Другие  долговые обязательства

567.7

584.5

590.0

Органы денежно–кредитного регулирования

1 855.3

1 713.5

1 400.8

Краткосрочный

1 267.1

1 107.9

786.0

Кредиты и займы

146.3

0.0

0.0

Счета и депозиты

1 120.8

1 107.9

786.0

Долгосрочный

588.2

605.6

614.8

Кредиты и займы

588.2

605.6

614.8

Банки

5 752.1

6 832.6

6 980.6

Краткосрочный

2 692.9

3 165.5

3 096.2

Долговые ценные бумаги

22.0

31.2

47.7

Кредиты и займы

2 246.1

2 626.4

2 621.0

Счета и депозиты

212.9

250.4

323.1

Другие долговые обязательства

211.9

257.5

104.4

Прочее

211.9

257.5

104.4

Долгосрочный

3 059.2

3 667.1

3 884.4

Кредиты и займы

2 767.1

3 241.9

3 449.2

Счета и депозиты

292.1

425.2

435.2

Другие секторы

9 910.1

11 220.4

11 835.0

Краткосрочный

7 915.1

9 015.7

9 515.9

Долговые ценные бумаги

0.0

0.2

0.9

Кредиты и займы

493.5

634.0

621.6

Торговые кредиты

6 788.6

7 694.6

8 136.1

Другие долговые обязательства

633.0

686.9

757.3

Просроченная задолженность

633.0

686.9

757.3

Долгосрочный

1 995.0

2 204.7

2 319.1

Кредиты и займы

1 995.0

2 204.7

2 319.1

Прямые инвестиции: межфирменное кредитование

825.7

858.2

884.4

Задолженность прямым инвесторам

825.7

858.2

884.4

Просроченная задолженность

3.2

3.4

3.3

Прочее

822.5

854.8

881.1


 

Примечание-Источник: [10]         

 

Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Одной из важнейшей задачей банковской системы  Республики Беларусь стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь

 

 

В 2013 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц.

Приоритетной  целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики,  оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения,  а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2013 – 2015  годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют.  При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины  (в частности,  пересмотр долей иностранных валют,  ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).

Основным  направлением повышения эффективности курсовой политики

станет постепенный  переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики.  Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. 

Важнейшими  условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами,  достижение его положительного уровня к 2015 году,  а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах,  преимущественно в форме иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности.

Применение  и развитие инструментов денежно-кредитной  политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.  Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. 

Наряду  с этим продолжится решение следующих  задач:

  • дальнейшее совершенствование условий для своевременного

проведения  банками платежей клиентов;

  • ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;
  • содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для повышения  эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков Национальный банк планирует:

  • увеличить возможности банков по использованию стандартных

инструментов для регулирования  своей ликвидности на основе

расширения форм приемлемого обеспечения;

  • распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований,  подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
  • совершенствовать процесс раскрытия информации об используе-

мых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный  банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

  • постоянно доступные и двусторонние операции,  основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора,  задаваемого ставками по данным операциям;
  • операции на открытом рынке,  проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков,  сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка  к  уровню ставки рефинансирования;
  • механизм усреднения резервных требований,  позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Информация о работе Развитие денежной системы Республики Беларусь