Развитие денежно-кредитной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная система является важнейшей составной частью современной экономики, она оказывает значительное влияние на хозяйственную конъюнктуру, состояние денежного обращения и финансов государства, на сферу накопления и потребления, торговый и платежный баланс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..4
1.1. Понятие денежно –кредитной системы в РФ……………………...4
1.2. История развития кредитной системы в РФ………………………6
1.3. Особенности эволюции денежной системы и проведения денежных реформ в России …………………………………………………….14
1.4. Роль Центрального Банка Российской Федерации в формировании и развитии денежно –кредитной системы РФ………………..20
2. ДЕНЕЖНО –КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………24
2.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики на современном этапе ………………………………………………24
2.2. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………….28
2.3. Депозитные операции Банка России как инструмент денежно-кредитной политики Банка России……………………………………………..30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА 2007 ГОД………………….32
Заключение………………………………………………………………..39
Литература ………………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Развитие ДКС.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Подача заявок кредитными организациями-контрагентами  Банка России в Банк России на участие  в депозитной операции может осуществляться:

  1. путем передачи в территориальное учреждение Банка России Договора-Заявки (по установленной форме);
  2. путем переговоров с использованием системы "Рейтерс-Дилинг";
  3. путем подачи заявки в систему электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи (СЭТ ММВБ).

Заключение депозитных сделок с использованием системы "Рейтерс-Дилинг" и СЭТ ММВБ осуществляет от имени Банка России уполномоченное подразделение Банка России – Сводный экономический департамент Банка России.

Кредитная организация-контрагент Банка  России самостоятельно выбирает способ подачи заявки на участие в депозитной операции Банка России.

 

 

 

 

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики РФ на 2007 год

 

 

Стратегия развития банковского сектора  Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства  Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным  банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются:

-совершенствование нормативного  правового обеспечения банковской  деятельности,

- завершение перехода кредитных  организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности,

- создание условий для предотвращения  использования кредитных организаций  в противоправных целях (прежде  всего таких, как финансирование  терроризма и легализация доходов,  полученных преступным путем),

- повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Правительство Российской Федерации  и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора  в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

Под реформированием банковского  сектора понимается комплекс мер, последовательно  осуществляемых органами государственной  власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.

Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Основной целью развития банковского  сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.

 Реформирование банковского  сектора будет способствовать  реализации программы социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

Основными задачами развития банковского  сектора являются:

  • усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
  • повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
  • предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

После достижения стратегических целей  на следующем этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются:

  • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
  • формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
  • повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
  • повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
  • развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

В сфере правового обеспечения  банковской деятельности необходимо в  первую очередь создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", в том числе:

  • укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;
  • обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
  • укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
  • упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
  • создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;
  • создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;
  • создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;
  • продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

Предстоит дополнить законодательство в банковской сфере нормами прямого  действия, а также уточнить нормы  этого законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в  банковской сфере.

В сфере укрепления роли банков в  системе финансового посредничества необходимо обеспечить:

  • открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
  • равные возможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.

В сфере банковского регулирования  и надзора важнейшими направлениями  являются:

  • определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;
  • обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;
  • повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора.

В сфере развития конкурентной среды  и укрепления рыночной дисциплины необходимо:

  • создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;
  • обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников);
  • повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита.

В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить:

  • повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;
  • повышению эффективности систем внутреннего контроля;
  • достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления;
  • обеспечению прав собственников, в том числе миноритарных.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса  Правительство Российской Федерации  и Банк России будут уделять особое внимание вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания бюро кредитных историй и системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

По вопросам, относящимся к сфере  государственных финансов, Правительство  Российской Федерации дополнительно  уделит внимание налогообложению кредитных организаций и примет меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует, при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

Основными результатами развития банковского  сектора будут существенное повышение его роли в экономике Российской Федерации, рост финансовой устойчивости и обеспечение транспарентности. При этом показатели российского банковского сектора будут постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.

Прогнозируется, что при успешном осуществлении мероприятий, предусмотренных  настоящим документом, к 1 января 2009 г. будут достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы:

  • активы/ВВП — 56—60 процентов;
  • капитал/ВВП — 7—8 процентов;
  • кредиты нефинансовым организациям/ВВП — 26—28 процентов.

Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из того, что  реальные темпы прироста основных показателей банковского сектора (активов, капитала, кредитов и депозитов) будут и впредь опережать темпы прироста валового внутреннего продукта, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться. Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих финансовых посредников.

С учетом предполагаемого роста  реальных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, должны существенно увеличиться  объемы кредитования малого бизнеса  и населения, в том числе ипотечного кредитования. Реализация мероприятий по реформированию других сегментов финансового сектора экономики, в том числе пенсионной системы, системы медицинского страхования и др., также будет способствовать активизации операций кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная система - важнейший  элемент стимулирования экономического роста и структурного обновления в современной рыночной экономике.

Информация о работе Развитие денежно-кредитной системы в РФ