Реформы денежного обращения в России и за рубежом 19-20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение денежной реформы как радикального способа изменения денежной системы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение причин проведение денежных реформ, их цели;
- изучение видов и методов денежных реформ, их особенностей;
- рассмотрение истории проведения денежных реформ в России в 19-20 в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......
1. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ………………………..
1.1. Понятие денежной реформы. Виды денежных реформ…………………
1.2. Методы стабилизации денежной системы……………………………….
2. МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕФОРМ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ…………………………………………………………………..
2.1. Мировой опыт денежных реформ………………………………………..
2.2.Реформы дореволюционной России………………………………………
2.3. Реформы РСФСР и СССР…………………………………………………
2.4. Реформы Российской Федерации………………………………………..
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ……………....
3.1. Общие проблемы современного этапа развития денежных систем…....
3.2. Совершенствование денежного обращения в России…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

денежное обращение.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

3.1. Общие проблемы  современного этапа развития денежных систем

Изменить саму денежную систему можно перейдя на чисто  счетные деньги, выбросив наличную компоненту из сферы денег. Между прочим, в истории такие исключение из состава денег некоторой компоненты уже имели место. Наиболее известный прецедент такого рода произошел в начале XX века путем исключения из состава денег золотой денежной компоненты и перехода на чисто бумажные деньги, которые к настоящему времени развились в бумажно-электронные (налично-счетные).

 Этот переход произошел  в два этапа. На первом этапе произошел переход на чисто бумажные деньги во внутреннем денежном обращении, на втором – в межгосударственном денежном обращении. Причем характерно, что оба перехода произошли во время крупнейших цивилизационных катаклизмов XX века. Первый – во время Первой мировой войны путем ликвидации обмена бумажных денег на золотые, второй – во время Второй мировой войны путем перехода на чисто бумажную (долларовую) денежную систему в межгосударственном денежном обороте (Бреттон-Вудская валютная система).

Сейчас ситуация во многом похожая. Мир после 11 сентября перешел  в состояние мировой войны, но это война нового типа – всемирная  война терроризма с западной цивилизацией. И в этой войне могут быть нанесены ответные удары самого непредсказуемого свойства и в самом непредсказуемом месте, в том числе и ядерные, и по России. И выиграть эту войну военными и полицейскими средствами при всей военной и технологической мощи США и всего Запада невозможно.

Таким образом, либо мир  войдет в целую историческую полосу мировой войны нового типа, которая может унести в принципе не меньше жизней, чем Первая и Вторая мировые войны (в основном именно мирных граждан), и которая может привести к совершенно непредсказуемым последствиям вплоть до гибели западной цивилизации либо принять то, что диктуют мировой опыт и финансовая наука.

Основной инструмент терроризма вовсе не бациллы, динамит  или ядерные боезаряды, основной его инструмент – это деньги. Причем большие деньги, которые у противоположной стороны есть. Ликвидировать их невозможно, потому что это, прежде всего нефтяные деньги, и Запад сам ими снабжает противную сторону. Однако их можно перевести в форму, невозможную для использования в качестве орудия террора.

Терроризм использует деньги в наличной неименной форме прямо либо косвенно в процессах пересылки или на других этапах их использования в террористических целях. Если бы не было наличных денег, то в системе счетных денег при тотальном потенциальном контроле над всеми денежными операциями, проходящими через банки, терроризм в таком виде, как мировая террористическая война, просто невозможен. Переход на чисто счетные именные деньги с ликвидацией неименных бумажных денег и будет представлять собой перевод денег в форму, невозможную для использования в террористической деятельности. Фактически, это дает быструю и бескровную победу Запада (и России в том числе) над мировым терроризмом.

У такого перехода, кроме  этого важного военного момента, есть множество и невоенных аспектов.

Принципиальная нестабильность и даже катастрофичность денежной системы основана именно на существовании наличной компоненты. Без нее денежная система как целое превращается в абсолютно надежную систему.

Существование наличной компоненты, особенно при ее гипертрофированном использовании, как это имеет место в России, обескровливает банковскую систему, лишает ее кредитных ресурсов, делает кредитную функцию банков малоэффективной и дорогой, что приводит к перманентному кризису неплатежей, ибо именно дешевый кредит есть простейший и надежнейший способ борьбы с этим кризисом. А это, в свою очередь, замедляет экономическое развитие или даже приводит к экономической стагнации.

Наличное (бумажное) обращение  обходится для общества все дороже и дороже и требует использования  самых дефицитных природных ресурсов. Например, эмиссия денег требует  затраты до тридцати процентов от величины самой эмитируемой суммы  в случае бумажной эмиссии и практически не стоит ничего в безналичной счетной форме. Затраты на перевозку бумажных денег составляют до двух процентов перевозимой суммы (в зависимости от расстояния) и имеют пренебрежимо малую стоимость при осуществлении подобной операции в безналичном виде. Кассовое и инкассовое денежное обслуживание в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения, особенно в крупных предприятиях, при использовании покупателями безналичных платежных средств удешевляется в два и более раза.

Наличные деньги являются «дружественной» и даже «поощряющей» средой для подавляющей части преступности, и не только терроризма. Наркобизнес в сколько-нибудь заметных размерах просто невозможен вне этой среды. Проблема спасения страны от катастрофы массовой наркотизации молодежи лежит не в борьбе с распространителями наркотиков или создании наркоцентров, а просто в ликвидации этой «поощряющей» среды. В среде безналичных денег почти невозможна коррупция. Похищение людей с целью выкупа, заказные убийства, нелегальная торговля оружием, драгоценными металлами, антиквариатом и любые иные нелегальные торговые сделки почти на сто процентов осуществляются в наличной денежной форме. Ограбление банков на сто, ограбление магазинов на восемьдесят, а людей на шестьдесят процентов осуществляется с целью завладения наличными деньгами. Уклонение от налогов и страховых сборов также преимущественно осуществляется с использованием наличных денег, например неучтенной зарплатой в конвертах.

Наконец, наличные деньги могут стать средством биологической войны еще более эффективным, чем почтовые рассылки. Стоит заразить единственную купюру и отнести ее в магазин, как затем может оказаться зараженной значительная часть инкассированных денег в магазине, затем в банке, затем эти зараженные деньги могут пойти самым непредсказуемым образом по стране. А если это доллары или евро, то и по всему миру. Причем Россия окажется против такого вида терроризма особенно беззащитной ввиду того, что в стране практически все платежи физических лиц осуществляются наличными деньгами.

Таким образом, можно  прийти к заключению: наличные деньги являются главным врагом современного мира и современной цивилизации. И чем быстрее человечество это осознает, преодолеет укорененный предрассудок, что истинные деньги – это бумажка, и примет соответствующие меры, тем лучше для него, а для России это верно стократно ввиду особо гипертрофированного развития бумажно-денежного обращения и почти полного отсутствия безналичных платежных технологий в денежном обслуживании физических лиц.

3.2. Совершенствование денежного обращения в России

Можно предположить, что  новое радикальное изменение  мировой денежной системы также будет происходить в два этапа. На первом этапе произойдет переход на внутреннее безналичное обращение, а на втором этапе создание на базе множества национальных счетных денежных систем единой общемировой счетной денежной системы. Этим самым процесс глобализации приобретет свою законченность.

Остановимся на первом, национальном этапе перехода к чисто счетным  деньгам. Эти процессы идут весьма интенсивно в некоторых странах мира. В Сингапуре наличные деньги де-факто почти исчезли из обращения и уже намечена национальная программа в течение пяти лет перейти уже и де-юре на чисто счетные деньги.

Интересно, что Европа утеряла свой великий шанс стать во главе мирового денежного развития. Почти два года она существовала без наличного евро и могла бы отказаться от его введения вообще. Но, увы, у них не хватило на это потенциала интеллекта и знаний, что наглядно показывает, что Европа постепенно теряет свои позиции лидера мирового цивилизационного развития, центр которого медленно, но неуклонно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Процесс перехода на безналичные  деньги идет в большинстве цивилизованных стран постепенно, но неуклонно. Но дело в том, что в России сложилась особая политическая система с бандобюрократическим правящим классом, в основе которой лежит слияние власти с криминалом. Криминализированы органы государственной и местной власти, правоохранительные органы, денежные власти, банковский и производственный менеджмент. И никто не видит интереса в ликвидация наличного обращения. Даже Банк России, который, казалось бы, по своим задачам должен был бы стремиться к ограничению наличного обращения и максимальному внедрению безналичных расчетов, за последние десять лет ни сделал в этом направлении ничего. Наоборот, именно Банк России исправно создавал эту криминальную среду, насыщая денежную систему наличными деньгами сверх всякой меры. Это же факт, что за обезналичивание криминальных денег существует конкурентная борьба между банками, а незаконное обналичивание денег в настоящее время стоит совершенно смешные деньги – порядка полпроцента, что показывает, насколько эта операция стала простой и безрисковой. Таким образом, надеяться на постепенное подавление в России наличного денежного обращения и переход к безналичным денежным технологиям не стоит.

Есть единственная сила, которая может оказаться заинтересованной в переводе страны в цивилизационное русло, – это высшая власть, фактически президент страны. И эта власть не может осуществить такой переход постепенно, а только сразу и скачком. И это возможно

Дело в том, что речь вовсе не идет о физическом уничтожении  и запрете использования банкнот  и монет Банка России. Речь идет, прежде всего, о юридическом их уничтожении.

Отметим, что юридическое  уничтожение осуществляется некоторым  правовым актом, то есть его можно осуществить, к примеру, одним президентским указом.

Главная функция денег  – средство платежа. Но деньги отнюдь не единственное средство платежа. Существуют неденежные средства. Простейший пример – автобусные абонементные билеты, с помощью которых мы оплачиваем проезд в автобусе. Билет в кино, в театр, на поезд и самолет, чек в магазине и т. д. – все это неденежные средства платежа. Причем они могут быть одноразовыми, а могут быть и многоразовыми, как, к примеру, билеты на проезд в метро или телефонные карты.

Эти средства платежа  мы покупаем за деньги, а уже потом  используем для оплаты некоторых  услуг или товаров.

Особенность неденежных средств платежа состоит в их ограниченном характере. В отличие от денег, которые являются универсальным платежным средством, неденежные средства платежа имеют специализированный характер, их можно использовать исключительно на те цели, для которых они созданы. Абонементный талон можно использовать для оплаты поездки в автобусе, трамвае, троллейбусе, но нельзя использовать для покупки колбасы или поездки в самолете.

Неденежные средства платежа имеют пониженную ценность. Поэтому они не могут служить  в качестве средства накопления. Наконец, ограничения в их использовании, в объемах хранения, наценки при продаже и скидки при покупке выглядят вполне нормально и допустимо, чего не скажешь, когда речь идет о деньгах. Не могут эти платежные средства служить и криминальным целям.

Таким образом, все, что  требуется, – это понизить финансово-правовой статус существующих банкнот и монет  Банка России: со статуса денег  до статуса законных неденежных платежных средств ограниченного использования. А деньгами Российской Федерации, то есть универсальными платежными средствами, объявить исключительно платежные средства, размещенные на счетах в банках России.

Область целевого использования  неденежных платежных средств должна быть такой, чтобы сам переход  не произвел существенного изменения в финансовой и экономической жизни. Предполагается, что областью их использования должна стать розничная торговля предметами повседневного спроса и область повседневного бытового обслуживания населения. Но все предметы длительного пользования, бытовое обслуживание высокого класса, вся торговля валютой, выплата заработной платы и иных доходов должна происходить исключительно с помощью денег, то есть по безналичному расчету, через банковский счет. Запрещается осуществление любых платежей между юридическими лицами с помощью неденежных платежных средств, более того, даже хранение их запрещается любым юридическим лицам, кроме тех, которые непосредственно задействованы в указанном выше обслуживании населения с их помощью.

Так как эти платежные  средства уже не являются деньгами, то им уже нельзя оставить название «банкноты и монеты Банка России», так как Банк России по закону не имеет право эмитировать неденежные платежные средства и даже вообще работать с ними. Эмитентом и организатором работы с ними может быть только федеральный государственный орган. И таким органом может быть только Министерство финансов, которое постоянно имеет дело со всякого рода неденежными платежными средствами, например, векселями, ценными бумагами, налоговыми освобождениями и т. п.

Поэтому все средства работы с наличными средствами Банка  России должны быть переданы безвозмездно на баланс Министерства финансов, которое и будет руководить этой сферой, в том числе их печатать и уничтожать. Причем в первое время они будут оставаться такими, как есть, но в дальнейшем они должны быть снабжены соответствующими надписями. Сохраняется и номинал платежного средства.

В субъектах Федерации  основные средства работы с платежными средствами сосредоточены в филиалах Банка России. Эти средства в принципе можно оставить за ними, а Минфин мог бы просто заключить с ними агентское соглашение, по которому эти банки по совместительству исполняли функции хранения, перевозки, распределения наличных платежных средств сверх главной своей денежной деятельности.

Граждане будут покупать платежные средства в финансовых отделениях Минфина, в качестве которых  могут быть по договоренности со Сбербанком РФ использоваться все его отделения. Эти же отделения будут и покупать наличные средства от предприятий розничной торговли. А все остальные банки от работы с наличными платежными средствами отстраняются. Таким образом, можно создать однокомпонентную, чисто счетную банковскую систему. Причем и Сбербанк также будет однокомпонентным банком, так как наличные средства, с которыми он работает, будут учитываться не в банковском балансе, а на счетах типа «Депо». Это счета неденежных ценностей, например марок, акций, лотерейных билетов и т. п., с которыми банки работает в качестве побочной деятельности по агентским соглашениям с владельцами этих ценностей.

Вывод из сферы денежного  обращения наличных денег сразу  же резко уменьшит денежную массу. Чтобы  этого не допустить, Банк России должен будет эмитировать безналичные деньги в объеме выбытия денег, причем эти средства передаются Минфину с целевым назначением использовать исключительно на цели выкупа ненужных платежных средств и их уничтожения. Ведь ввиду запрета на использование их юридическими лицами и банками, а также резкого понижения ценности платежных средств для физических лиц большая часть нынешних наличных денег будет тут же продана Минфину и затем просто уничтожена, для чего и нужны эмитированные средства. А остаток средств Минфин разместит в уполномоченных банках исключительно для целей оборота платежных средств. Этим самым банковская система сразу увеличит свои активы на сумму агрегата M0, что создаст в банковской системе кредитные ресурсы в объеме нескольких триллионов рублей. Это приведет к появлению дешевых кредитов, что и будет способствовать ликвидации кризиса неплатежей и появлению стимулов к экономическому развитию. Конечно, нужно сразу же принять меры к тому, чтобы появившиеся в банках денежные средства могли использоваться исключительно на кредитные цели, а не на покупку валюты или акций. Но об этом будет сказано далее.

Информация о работе Реформы денежного обращения в России и за рубежом 19-20 века