Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 09:37, курсовая работа
Цель: Исследовать основные теоретические аспекты банковских рисков, изучить нормативно-правовое обеспечение рисков в банковской деятельности, проанализировать казахстанский опыт в изучение вопроса банковских рисков.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. изучить Казахстанский опыт рисков в банковской деятельности;
2. нормативно правовое обеспечение рисков в банковской деятельности;
3. значение рисков в банковской деятельности.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию банковских рисков. Зарубежный опыт. ………………………………………………………………………………5
1.1Классификация банковских рисков ……………………………………….…5
Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение банковских рисков……………16
Глава 3. Казахстанский опыт использования банковских рисков ……...……19
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………..
Риск ликвидности
в банковской системе Казахстана
всегда вызывал серьезную
Казахстанские банки все активнее обращаются за необходимыми ресурсами на международные рынки долговых инструментов (через привлечение синдицированных кредитов, выпуски облигации и секьюритизацию активов). Это позволяет им удлинять сроки заимствований и сокращать разрывы по срокам между требованиями и обязательствами. Благодаря высокому конъюнктурному инвестиционному спросу совокупный объем еврооблигаций, выпускаемых казахстанскими банками (см. табл. 4), намного превышает общую сумму еврооблигационных займов корпоративного сектора и правительства страны (на сегодняшний день в обращении находится всего один выпуск казахстанских государственных еврооблигаций объемом в 350 млн долл.). Впрочем, доступ к мировому рынку заимствований имеют лишь крупные и некоторые средние банки, и их желание привлекать средства иностранных кредиторов вряд ли ослабеет. Поскольку среди крупных источников фондирования банков иностранные заимствования являются одним из важнейших, успешность политики фондирования банков во многом зависит от уровня доверия иностранных инвесторов к казахстанской банковской системе. Другой проблемой, связанной с этими заимствованиями, является концентрация обязательств по срокам погашения, которая может осложнять управление банковской ликвидностью и перспективы развития банков.
Положительное влияние на развитие банковского сектора Казахстана оказывают значительные усовершенствования нормативно-правовой и регулятивной базы. Недостатки, сохраняющиеся в системе регулирования (основной — это неспособность обеспечить прозрачность структуры собственности), постепенно устраняются. В частности может потребоваться изменить действующий Закон об акционерных обществах, который не требует публичного раскрытия данных о структуре собственности. Регулирующие и надзорные функции в отношении банков и других финансовых учреждений Казахстана выполняет Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В январе 2004 г. АФН выделилось из состава НБК, который в настоящее время занимается преимущественно вопросами денежно-кредитной политики. В связи с бурным развитием ипотеки в Казахстане АФН в июле 2005 г. дополнило и ужесточило правила расчета нормативных коэффициентов достаточности капитала банков. В частности, норма взвешивания риска по ипотечным кредитам, превышающим 50 тыс. долл., повышена до 75% (по менее крупным кредитам она составляет 50%).
В ближайшей перспективе планируется внести следующие важные изменения в систему банковского регулирования и надзора:
Казахстанские банки, выполняющие системообразующую роль («Халык», БТА и ККБ), могут в дальнейшем рассчитывать на получение государственной поддержки в случае необходимости, так как Правительство Казахстана, безусловно, стремится к сохранению стабильности в финансовой системе. Вероятность поддержки определяется, во-первых, важнейшей ролью по крайней мере трех крупнейших банков в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании населения и, во-вторых, относительно благоприятным режимом регулирования банковской деятельности. Потенциальная государственная поддержка в форме, например, рекапитализации, поддержки ликвидности, покупки проблемных активов должна предотвратить банкротство банков, в том числе частных.
Опыт недавней ликвидации среднего по размеру Наурис-Банка, которая затянулась на несколько месяцев, выявил недостатки в национальном Законе о банкротстве, а также в системе контроля и надзора за банками. Тот факт, что обязательства этого банка вдвое превышали размер его активов, был выявлен АФН лишь после наложения запрета на его операции в ноябре 2004 г. в связи с нарушением регулятивных требований. Лицензия Наурис-Банка была отозвана в июне 2005 г., однако выплаты частным вкладчикам из Фонда страхования вкладов начались лишь в декабре 2005 г.
Несмотря на
сохраняющиеся в системе
Банковский надзор в Казахстане в значительной степени основан на проведении как выездных, так и невыездных проверок и включает регулярное взаимодействие с руководством банков. Комплексные проверки трех крупнейших банков проводятся ежегодно, остальных банков — раз в два года. Регулярное представление отчетности позволяет предупреждать регулирующие органы о потенциальных проблемах до того, как они окажут серьезное влияние на деятельность банка. Кроме того, АФН уполномочено проводить выездные проверки операций любого банка. В настоящее время полномасштабный анализ банков уполномочены проводить девять главных инспекторов по выездным проверкам и 10 инспекторов по невыездным проверкам (им в помощь прикреплены несколько сотрудников НБК). В ближайшие два года АФН собирается увеличить штат инспекторов до 40 человек.
банковский риск правовой
Основные способы снижения риска:
1) Избежание рисков.
Иными словами разработка
мероприятий внутреннего
Это направление нейтрализации рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид банковского риска. Например, к числу основных из таких мер относятся: отказ от осуществления банковских операций, уровень риска по которым чрезмерно высок; отказ от использования в высоких объемах собственного капитала; отказ от чрезмерного использования привлеченных средств. Перечисленные и другие формы избежания банковского риска, несмотря на свой радикализм в отвержении отдельных их видов лишает банк дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:
2) Лимитирование.
Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд при заключении договора на овердрафт и т. п.; хозяйствующим субъектом — при продаже товара в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором — при определении сумм вложения капитала и т. п. 2
Механизм лимитирования банковских рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по банковским операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска.3 В ходе текущей деятельности банка разрабатываются индивидуальные лимиты на контрагентов банка (как по активным, так и по пассивным операциям), а также текущие лимиты по всем видам позиций банка, направленные на ограничение рыночных рисков, и операционные лимиты, определяющие полномочия руководителей и сотрудников банка при осуществлении конкретных операций. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска.
Операции, подлежащие лимитированию, можно сгруппировать следующим образом:
- операции по конверсии одной валюты в другую;
- операции с ценными бумагами, включал векселя;
- кредитно-депозитные операции на межбанковском финансовом рынке;
- операции с производными финансовыми инструментами.
3) Хеджирование.
Данный механизм представляет
собой балансирующую
Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.
Сущность хеджирования сводится к тому, чтобы осуществить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное изменение курса, либо компенсировать убытки от подобного изменения за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении.
К конкретным методам хеджирования можно отнести:
4) Диверсификация.
Механизм диверсификации используется, прежде всего, для нейтрализации негативных банковских последствий несистематических (внутренних) видов рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации. Диверсификация – это рассеивание банковского риска. Однако она не может свести риск до нуля. Это связано с тем, что на деятельность банка оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения или привлечения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация. Поэтому использование этого механизма носит в банке ограниченный характер. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени банковского риска.
5) Распределение риска.
Данный механизм основан на частичной их передаче партнерам по отдельным банковским операциям таким образом, чтобы возможные потери каждого участника были относительно невелики. Степень распределения рисков, а, следовательно, и уровень нейтрализации их негативных банковских последствий является предметом контрактных переговоров банка с партнерами, ожидаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов.
6) Самострахование.
Механизм этого направления нейтрализации банковских рисков основан на резервировании банком части банковских ресурсов, позволяющем преодолеть негативные последствия по тем или иным банковским операциям. Основными формами этого направления являются формирование резервных, страховых и других фондов. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений банковской деятельности. Используя данный механизм, необходимо иметь в виду, что страховые резервы во всех их формах, хотя и позволяют быстро возместить понесенные предприятием финансовые потери, "замораживают" использование достаточно ощутимой суммы банковских средств. В результате этого снижается эффективность использования собственного капитала банка, усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Это определяет необходимость оптимизации сумм резервируемых банковских средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации лишь отдельных видов банковских рисков.