Роль Банка России в регулировании инфляционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Анализу инфляции: её видам, причинам возникновения и путям преодоления посвящена богатейшая отечественная и зарубежная литература, что говорит о серьезном характере этой проблемы для современной экономики. Обилие научных исследований в области инфляции не позволяет, тем не менее, утверждать, что данная тема является хорошо изученной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Инфляция: сущность, виды, причины и следствия………………..……….6
2. Роль Банка России в регулировании инфляционных процессов…………. 10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

ОДКР.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

Для понимания  этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как  банковская ликвидность, то есть способность  превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы  обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков  к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, ЦБ выступает в роли «последнего  кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять  требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

В-третьих, это сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока  капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия  только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов  предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

В целом  можно сказать, что влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего  значения. Проводя политику по обузданию  инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения  не оторваны от других сфер экономической  и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно  в рамках возможностей ЦБ, без других комплексных мер могут не иметь  должного действия, и даже вызвать  обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов  производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли ЦБ - важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный  банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в   перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.

Одним из антиинфляционных методов является таргетирование - установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование «вилки» объясняется рядом объективных  причин, в том числе краткосрочным  изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим  воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы.

Вместе  с тем, устанавливая значительную разницу  между верхним и нижним пределами  темпа роста денежной массы, ЦБ сознательно  создает большие возможности  реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением. Нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

Значение  таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции.

Внешнее давление на цены можно ограничивать двумя способами. Во-первых, за счет административных мер, не поощрения  расходов бюджета, которые бы не носили компенсационный характер, как в  случае с выплатами пенсионерам. Во-вторых, это непосредственно управление курсом Банком России - он может сдерживать валютный рынок за счет управления процентными ставками.

Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямые и косвенные. К прямым методам относятся установление различных ограничений (лимитов), издание  нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о  проведении денежных реформ.

Косвенные методы включают:

  1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
  2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими ЦБ;
  3. обязательные денежные резервы коммерческих банков;
  4. операции ЦБ на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно ЦБ не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  1. прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;
  2. государственное регулирование цен, т.е. государство с помощью административных, законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий может воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом;
  3. государственное регулирование пределов заработной платы. Оно включает дифференциацию уровня заработной платы в зависимости от качества, величины и эффективности трудового вклада, условий труда, природно-климатических условий и других особенностей регионов; повышение заработной платы с ростом эффективности производств ее индексации с инфляционным ростом цен; обеспечение оптимальных воспроизводственных пропорций в распределении хозрасчетного дохода предприятия на цели потребления и накопления; сочетание самостоятельности предприятий с государственным регулированием заработной платы в пределах установленной законодательством компенсации государства;
  4. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. Это меры, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по-настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли.

Таким образом, роль Центрального Банка в регулировании  инфляционных процессов велика. Он может воздействовать на них с  помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров.

 

 

 

 

Заключение

 

Понимание роли государственного регулирования экономики прошло длительный период эволюции, начиная от полного отрицания необходимости государственного регулирования экономики до осознания его значимости. Современные мировые тенденции, прежде всего, глобализация и усложнение мирохозяйственных связей делают необходимым переход государственного регулирования на качественно новый уровень и обуславливают необходимость использования в основном косвенных инструментов воздействия на экономику.

Денежно-кредитное регулирование является сегодня одной из основных форм воздействия государства на экономику. По нашему мнению, денежно-кредитная политика является составной и неотъемлемой частью экономической политики государства, заключающейся в целенаправленном воздействии органов денежно-кредитного регулирования на денежно-кредитную систему с целью формирования условий для экономического развития страны. Денежно-кредитное регулирование выступает лишь механизмом проведения денежно-кредитной политики и представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия Центрального банка на денежно-кредитную систему с целью достижения целей денежно-кредитной политики.

Одним из условий эффективности  денежно-кредитной политики выступает  правильный выбор монетарного режима и набора используемых инструментов. Ранее считалось, что денежно-кредитная  политика будет эффективной только в том случае, если четко определен  её объект - денежная масса. Современные  условия, особенно в странах с  переходной экономикой, делают практически  невозможным ни оценку денежной массы, ни достоверный прогноз её динамики. Именно поэтому в странах с  переходной экономикой требуется проведение денежно-кредитной политики, учитывающей  специфические особенности национальной экономики.

Сегодня инфляционные процессы в той  или иной степени характерны для  всех стран мира. При этом инфляция является в некоторых случаях  даже желательной, поскольку при  небольших темпах (в среднем до 10%) она увеличивает платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует  развитие производства. В случае более  быстрых темпов обесценения денег  инфляция оказывает негативное воздействие  на экономику. Именно поэтому практически  во всех странах мира первоочередной задачей денежно-кредитной политики является управление инфляцией (либо поддержание  её на определенном уровне, либо снижение темпов инфляции). Мировая экономическая  мысль выработала уже достаточно много методов управления инфляционными  процессами, но, к сожалению, универсального средства борьбы с инфляцией не существует в связи с разнообразием видов  инфляции и причин, её вызывающих.

На сегодняшний день в распоряжении Центрального банка отсутствуют действенные инструменты управления инфляцией. Как свидетельствует опыт денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком России сегодня монетарное и инфляционное таргетирование являются не эффективными вследствие отсутствия необходимых условий для их применения. Это требует кардинального пересмотра проводимой денежно-кредитной политики с точки зрения используемого монетарного режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2009. - № 3. - С. 3 – 13
  2. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 2010 г. – 896с.
  3. Владимирова М.  П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2010.
  4. Голощапов Д. Н. Глобализация финансового рынка и инфляция. // Финансы и кредит. 2009 г., № 5, С. 14
  5. Гринин Л. Е. Глобальный кризис как кризис перепроизводства денег // Философия и общество, 2009 г., № 1, С. 5-32
  6. Иродова Е. Е. Мировой экономический кризис : природа и последствия // Экономика и предпринимательство, 2009 г., № 3, С. 5-17
  7. Кондратьев А. Н. Финансовый кризис, его причины и пути выхода // Финансы и кредит, 2009 г., № 16, С. 11-14
  8. Линкевич Е. Ф. Потребительская и производственная инфляция современной России. // Финансы и кредит, 2009 г., № 15, С. 68-73
  9. Хорошев С. Политика Рефинансирования и инфляция // Банковское дело. 2010 г., № 1, С. 25
  10.   http://www.gks.ru (официальный сайт Росстата)
  11.   http://www.cbr.ru   (официальный  сайт Банка России)

 

 


Информация о работе Роль Банка России в регулировании инфляционных процессов