Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…1

Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного

регулирования………………………………………………......…...4

1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……………….......4

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …..12

1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………….....19

Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики…………………………………………………………22

2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ……………………22

2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……...25

2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР…….27

Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе…………………………………………………………..34

3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ………………………34

3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы…………………………..…….….54
Приложение……………………………………………………………...……..56

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

    За последние  десятилетия взгляды экономистов  на валютные интервенции претерпели  существенные изменения. Администрация  президента США  Р.Рейгана считала  их дорогими и неэффективными  инструментами денежно-кредитной  политики. В Европе же после  образования так называемого  механизма обменных курсов в  1979 г. центральные банки активно  использовали валютные интервенции.

    Существует три  альтернативных критерия определения  эффективности валютных интервенций.

    «Направление»  - если направление движения валютного  курса совпадает с направлением  интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный  банк продает или покупает  валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

    «Сглаживание»  - интервенция эффективна, когда  усилиями ЦБ замедляется развитие  тренда. Если курс падает, то интервенция  должна приводить к плавному  падению, а если увеличивается  – то к торможению роста.

    «Разворот» - интервенция  эффективна, когда выполняется не  только первый критерий, но и  в ходе интервенции полностью  нивелируется колебание валютного  курса за предыдущий период. Происходит  разворот тренда или центральный  банк «гребет против течения».

 

    В результате  анализа, о котором говорилось  ранее, были получены следующие  данные  (См. Приложение 3)

 

    Доли успешных  и провальных интервенций за  период с января 1997 года по  июль 2000 года отражены в диаграмме.

 

    [pic]

 

    По результатам  анализа можно сделать несколько  выводов.

    До валютного  кризиса августа 1998 года Центральный  банк РФ был наиболее успешен  в сглаживании колебаний валютного  курса (в 78% случаев) и менее  успешен в поддержании тенденций  на рынке (47% случаев).

    После кризиса  и введения плавающего курса  общая эффективность валютных  интервенций Банка России снизилась.

    По значениям  третьего критерия можно сделать  вывод, что в России не смогли  «перебороть» рынок и осуществить  разворот тренда. С такой низкой  эффективностью в периоды финансовых  потрясений ЦБР не сможет исключительно  силами одних интервенций противостоять  валютному кризису.

    Но эти выводы  отнюдь не свидетельствуют о  низком профессионализме Центрального  банка. Международные исследования  обнаружили, что эффективностью  обладают лишь интервенции центральных  банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков  в этом преуспело мало. Например, слабое влияние валютных интервенций  на курс национальной денежной  единицы отмечено в таких развитых  странах, как Швеция и Канада.

 

    Операции на  открытом рынке – покупка и  продажа государственных ценных  бумаг с целью увеличения или  уменьшения средств коммерческих  банков. Путем изменения объема  купли-продажи ценных бумаг и  уровня цен, по которым они  продаются или покупаются, центральный  банк может осуществлять гибкое  и быстрое воздействие на кредитную  активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке  – третий способ контроля над  денежной массой. Он широко используется  в странах с развитым рынком  ценных бумаг и затруднен в  странах, где фондовый рынок  находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования  предполагает куплю – продажу  Центральным банком государственных  ценных бумаг (обычно на вторичном  рынке, так как деятельность  Центрального банка на первичных  рынках во многих странах запрещена  или ограничена законом). Чаще  всего это бывают краткосрочные  государственные облигации.

          Когда ЦБ покупает ценные бумаги  у коммерческого банка, он увеличивает  сумму на резервном счете этого  банка (иногда на специальном  счете коммерческого банка в  Центральном Банке для подобных  операций), соответственно в банковскую  систему поступают дополнительные  «деньги повышенной мощности»  и начинается процесс мультипликативного  расширения денежной массы. Масштабы  расширения будут зависеть от  пропорции, в которой прирост  денежной массы распределяется  на наличность и депозиты: чем  больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной  экспансии. Если ЦБ продает  ценные бумаги, процесс протекает  в обратном направлении.

          Таким образом, воздействуя на  денежную базу через операции  на открытом рынке, Центральный  Банк регулирует размер денежной  массы в экономике. Часто подобные  операции осуществляются Центральным  Банком в форме соглашений  об обратном выкупе (РЕПО). В этом  случае банк, например, продает ценные  бумаги с обязательством выкупить  их по определенной (более высокой)  цене через некоторый срок. Платой  за предоставленные взамен ценных  бумаг денежные средства служит  разница между ценой продажи  и ценой обратного выкупа. Соглашения  об обратном выкупе широко  распространены в деятельности  коммерческих банков и фирм.

 

    Еще одним классическим  инструментом в практике центральных  банков является политика учетной  ставки, т.е. установление ставки  процента за кредиты, которые  центральный банк предоставляет  коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют  ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как  собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

 

Глава 3.  Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

 

    3.1.Современные  правовые основы регулирования  денежно-кредитной политики Центральным  банком РФ.

 

    Центральный банк  — это банк, возглавляющий банковскую  систему страны, имеющий монопольное  право эмиссии банкнот и осуществляющий  кредитно-денежную политику в  интересах национальной экономики.

    Банковская система  РФ является двухуровневой и  включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

    При этом кредитная  организация — это юридическое  лицо, которое для извлечения  прибыли как основной цели  своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять  банковские операции. Кредитная  организация образуется на основе  любой собственности как хозяйственное  общество.

    Кредитные организации  подразделяются на банки, осуществляющие  весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации,  имеющие право на проведение  отдельных банковских операций.

    Банк России  является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного  герба РФ и своим наименованием.

    Деятельность Центрального  банка РФ определяется Конституцией  РФ, Федеральным законом "О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» и  другими федеральными законами.

    Правовое положение  Банка России и его взаимоотношения  с кредитными организациями определяются  на основе того, что, с одной  стороны, ЦБ РФ наделен широкими  властными полномочиями по управлению  денежно-кредитной системой Российской  Федерации, а с другой —  он является юридическим лицом,  вступающим в соответствующие  гражданско-правовые отношения с  банками и другими кредитными  организациями.

    Банк России  осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, принимает  необходимые меры по защите  интересов вкладчиков.

    Конституционные  основы банковского права выполняют  следующие определяющие функции:

    1) программируют  банковскую деятельность, распространяя  на нее правовой режим предпринимательства  и устанавливая свободу передвижения  капитала и финансовых услуг;

    2) устанавливают  тот минимум гарантий прав  и интересов участников банковских  правоотношений, который не может  быть ограничен специальными  банковскими нормами;

    3) создают базу  для единообразного банковского  правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого  рынка, финансовое, валютное, кредитное  регулирование и денежная эмиссия  относятся к компетенции Российской  Федерации.

    Подотчетность  Банка России Государственной  Думе означает, что назначение  на должность и освобождение  от должности его Председателя  осуществляются Государственной  Думой по представлению Президента  РФ. Кроме того, Государственная  Дума назначает и освобождает  от должности членов Совета  директоров Банка России. Банк  России представляет Государственной  Думе на рассмотрение годовой  отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная  Дума проводит парламентские  слушания о деятельности Банка  России и заслушивает доклады  его Председателя.

    Банк России  независим в пределах выполнения  своих полномочий, поэтому федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления не имеют права  вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России  информирует об этом Государственную  Думу и Президента РФ.

    Банк России  несет ответственность в порядке,  установленном федеральными законами.

    Он имеет право  обращаться в суды с исками  о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

    В суде и арбитражном  суде интересы Банка России  могут представлять руководители  его территориальных учреждений  и другие должностные лица  Банка России, которые получают  соответствующую доверенность в  установленном порядке.

    Банк России  имеет двойственную правовую  природу: с одной стороны, он  является органом государственного  управления специальной компетенции,  осуществляя управление денежно-кредитной  системой, а с другой — юридическим  лицом и может совершать гражданско-правовые  сделки с российскими и иностранными  кредитными организациями, с государством  в лице Правительства РФ.

    Таким образом,  в рамках своей правоспособности  ЦБ РФ наделен правом осуществлять  все виды банковских операций  с российскими и иностранными  кредитными организациями, Правительством  РФ, представительными и исполнительными  органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными  фондами, воинскими частями и  военнослужащими. Банк России  не вправе осуществлять банковские  операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение  банковских операций, и физическими  лицами, за исключением случаев,  указанных в законе.

    Банк России  имеет право представлять кредиты  на срок не более одного  года, обеспечением для которых  могут выступать:

    — золото и  другие драгоценные металлы в  различной форме;

    — иностранная  валюта;

    — векселя в  российской и иностранной валюте  со сроком погашения до шести  месяцев;

    — государственные  ценные бумаги.

    Списки векселей  и государственных ценных бумаг,  пригодных для обеспечения кредитов  ЦБ РФ, определяются Советом директоров  Банка России.

    Обеспечением кредитов  ЦБ РФ могут выступать и  другие ценности, а также гарантии  и поручительства, устанавливаемые  Советом директоров.

    В соответствии  с Бюджетным кодексом РФ Банк  России обслуживает банковские  счета для учета бюджетных  средств и осуществляет функции  генерального агента по государственным  ценным бумагам Российской Федерации  (ст. 155, п. 2.3).

    Целями деятельности  Банка России как органа управлений  кредитно-денежной системы являются:

    • защита и  обеспечение устойчивости рубля,  в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

    • развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации;

    • обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является  целью деятельности Банка России.

    В соответствии  с целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, можно  выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) они не указаны. К основным  задачам ЦБ РФ можно отнести  следующие;

    • активное  участие в разработке денежно-кредитной  и финансово-бюджетной политики  Правительства РФ;

    • всемерное  сдерживание инфляционных процессов  в стране;

    • сокращение  бюджетного дефицита;

    • поддержание  стабильного денежного обращения;

    • обеспечение  устойчивости курса рубля как  государственной валюты;

    • обеспечение  государственного фонда валютных  резервов;

    • расширение  кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов  эмиссионного фонда;

    • расширение  возможностей неэмиссионного кредитования  и покрытия бюджетного дефицита  на разных уровнях системы  властей;

    • максимальное  использование методов денежно-кредитного  управления банковской системой.

    Исходя из поставленных  целей, Банк России выполняет  следующие функции:

Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики