Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:20, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы инвестиционных банков.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.
В первом разделе «Теоретические аспекты инвестиционных банков» рассмотрено определение инвестиционных банков. Выявлены основные виды, а также факторы, определяющие деятельность инвестиционных банков. Во втором разделе «Роль инвестиционных банков в России», рассмотрены три периода развития инвестиционных банков: дореволюционный, советский и постсоветский, современный. В третьем разделе «Пути повышения роли инвестиционных банков» рассмотрены задачи повышения и основные направления развития инвестиционной деятельности в России.
Введение…………………………………………………………………………..6
1 Теоретические аспекты инвестиционных банков ………..……………….....7
1.1 Определение инвестиционных банков……………………………….…..…7
1.2 Основные виды деятельности инвестиционных банков………………….10
1.3 Факторы, определяющие деятельность инвестиционных банков……….19
2 Роль инвестиционных банков в России .………………….............................20
2.1 Дореволюционный ………………………………………………………….20
2.2 советский постсоветский период …………………………………………..26
2.3 современный период………………………………………………………...31
3 Пути повышения роли инвестиционных банков……………………..……...33
3.1 Задачи повышения роли инвестиционных банков………………………...33
3.2 Направление развития инвестиционной деятельности в России…………35
Заключение…………………………………………………………………….....39
Список использованных источников…………………………………………...41
Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. По оценке, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд. дол. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
– достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
– ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
– радикализацию борьбы с преступностью;
– торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
– пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
– мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
– внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
– запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
– предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
– формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Итак, во второй главе работы было рассмотрено три периода развития инвестиционной деятельности в России. Далее перейдем к рассмотрению путей повышения роли инвестиционных банков.
3.Пути повышения роли
3.1 Задачи повышения роли инвестиционных банков
Важнейшей проблемой развития активных
операций в нашей стране является участие
банков в инвестиционной деятельности.
Сейчас, когда говорят “инвестиции”,
то подразумевают “банки”, и напрасно.
В настоящее время объемы осуществляемых
банками инвестиций очень невелики, в
основном это – краткосрочные вложения.
До
настоящего времени, высокий уровень инфляции
и значительный риск при долгосрочных
инвестициях не позволяют банкам быть
активными в этой сфере. Снижение уровня
инфляции может создать принципиально
новую ситуацию, при которой инвестиции
станут важным направлением вложения
средств для банка. Однако это произойдет
только в том случае, если будут решены
такие вопросы, как гарантии по рискам
и возвратность вложений.
У банков
весьма различные инвестиционные стратегии.
Они зависят и от объема средств (возможностей)
банка, и от места, которое банк занимает
на рынке, а также от целого ряда других
факторов. Эксперты журнала “Коммерсантъ”,например,
подразделяют банки (в зависимости от
тех или иных приоритетов в стратегическом
поведении), на три типа:
Несмотря на весьма сложные условия,
в которых приходится работать российским
коммерческим банкам, новая кредитная
система развивается и все больше адаптируется
к рынку. Российские ком банки все более
активно развивают филиальную сеть, открывают
отделения и представительства как в различных
регионах России, так и за рубежом. ………………………………
Предоставление
коммерческим банкам все большей самостоятельности
и прав должно в перспективе привести
к развитию их инвестиционной активности.
По
мнению экспертов ЦБР, в экономике страны
наметилась тенденция повышения эффективности
долгосрочных вложений и снижения доходности
краткосрочных финансовых операций.…………………………………………
В практической
работе при анализе перспектив развития
кредитно-инвестиционного рынка банки
исходят из двух основных текущих макроэкономических
проблем: высокой инфляционной среды и
структурной перестройки. Все остальные
проблемы, включая финансовую, промышленную
налоговую и ресурсную политику государства,
вытекают из этих двух. Сопутствующие
проблемы: высокий политический риск,
следствием которого является недостаток
внутренних и внешних ресурсов для инвестирования,
соответствующее качество инвестиционных
проектов, а также кадровые вопросы. …………………………………………………………
Проблема
привлечения инвестиций в реальный сектор
экономики не сводится только к обеспечению
вливания определенного объема денежных
средств. Важно создать условия взаимодействия
финансового, промышленного, страхового,
венчурного и других капиталов в этой
сфере и обеспечить формирование и развитие
рыночных механизмов, их функционирования,
взаимозаинтересованности и взаимоподдержки.
Одним из эффективных путей решения
проблемы инвестиций является создание
финансово-промышленных групп, холдингов.
Их организация будет способствовать
повышению заинтересованности всех участвующих
структур в долгосрочном инвестировании.
Причины
медленной интеграции банковского и промышленного
капитала в России:
В России роль банков при осуществлении инвестиционных проектов будет возрастать, т.к. это практически единственные хозяйственные структуры, аккумулирующие средства. Работая с инвестициями, банки сейчас являются фактически единственным элементом системы учреждений, необходимых для инвестиционной инфраструктуры. [18]
3.2 Направление развития инвестиционной деятельности в России
В рыночной экономике совокупность политических,
социально-экономических, финансовых,
социокультурных, организационно-правовых
и географических факторов, присущих той
или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным
климатом. Оценить теперешнее состояние
инвестиционного климата в России не составляет
особого труда, стоит только обратиться
к статистике. Начиная с 1991 года, размер
капиталовложений в экономику России
падает с каждым годом.
Такая
тенденция, наблюдаемая до сих пор, не
обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный
климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен
для капиталовложений, и даже такие факторы
как природные ресурсы России, мощный
(хотя технически устаревший и хронически
недогруженный) производственный аппарат,
наличие дешёвой и достаточно квалифицированной
рабочей силы, высокий научно-технический
потенциал не привлекают инвесторов. Теперешнее
состояние инвестиционного климата не
даёт надежды на скорое оздоровление экономики
России, и необходимы активные действия
государства по улучшению инвестиционной
политики в стране.
Анализируя
сложившийся инвестиционный климат в
нашей стране, можно заметить, что размер
капиталовложений внутри страны зависит
от степени доверия населения государству,
а за рубежом размер капиталовложений
зависит в основном от индекса инвестиционного
климата.
Ранжирование
стран мирового сообщества по индексу
инвестиционного климата или обратному
ему показателю индекса риска служит обобщающим
показателем инвестиционной привлекательности
страны для иностранных инвесторов. Зависимость
потока иностранных инвестиций от индекса
инвестиционного климата или его отдельных
составляющих носит почти линейный характер.
Не так давно международная финансовая
корпорация заявила о своем намерении
включить Россию вместе с группой других
стран в свой совокупный инвестиционный
индекс, который служит своего рода ориентиром
для международных частных инвесторов,
стремящихся определить инвестиционный
«вес» страны и формирующих свой инвестиционный
портфель.
Как
показывает анализ законодательства стран-республик
бывшего СССР, при сходстве многих формулировок
в ряде республик независимо от декларирующих
общих положений принят режим большего
благоприятствования иностранным инвесторам
по сравнению с национальными. Это выражается
в полном или частичном освобождении от
уплаты налога на прибыль в первый период
эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан,
Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения)
и снижения его в последующий период (Казахстан,
Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных
льготах для таких предприятий: тарифных
(Украина, Молдавия, Россия, Туркмения,
Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные
меры призваны компенсировать неблагоприятный
инвестиционный климат в этих республиках
и косвенно подстраховать иностранных
инвесторов от избыточного риска. В России
до сих пор отсутствует своя система оценки
инвестиционного климата и ее отдельных
регионов. Иностранные инвесторы ориентируются
на оценки многочисленных фирм, регулярно
отслеживающих инвестиционный климат
во многих странах мира, в том числе и в
России. Однако оценки инвестиционного
климата в России, даваемые зарубежными
экспертами на их регулярных заседаниях,
проводимые вне Российской Федерации
и без участия российских экспертов, представляются
малодостоверными. В связи с этим встает
задача формирования на основе ведущихся
в Институте экономики РАН исследований
Национальной системы мониторинга инвестиционного
климата в России, крупных экономических
районов и субъектов Федерации. Это обеспечит
приток и оптимальное использование иностранных
инвестиций, послужит ориентиром российским
банкам в собственной кредитной политике.
Притоку
в инвестиционную сферу частного национального
и иностранного капитала препятствуют
политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость
производственной и социальной инфраструктуры,
недостаточное информационное обеспечение.
Взаимосвязь этих проблем усиливает их
негативное влияние на инвестиционную
ситуацию. Слабый приток прямых иностранных
инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и
законодательной властями, Центром и объектами
Федерации, наличием межнациональных
конфликтов в самой России и войн непосредственно
на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев
общества ходом реформ), разгулом преступности
и бессилием властей, неблагоприятным
для инвесторов законодательством, инфляцией,
спадом производства, непрерывным падением
курса рубля и его неконвертируемостью
и др.
Российское
правительство в последние годы проявляло
в отношении зарубежных компаний скорее
двойственность, чем радушие. Официальная
политика предписывает оказывать поддержку
прямым зарубежным инвестициям, но на
практике зарубежные фирмы испытывают
невероятные трудности, пытаясь вложить
капитал в российскую экономику. Российское
законодательство не имеет устоявшейся
базы, коммерческая деятельность наталкивается
на множество бюрократических преград,
а, кроме того, складывается впечатление,
что многие российские политики просто
боятся прямых зарубежных инвестиций.
Многие в России убеждены, что иностранные
инвестиции - это не более чем «надувательство»,
и зарубежные компании откровенно эксплуатируют
российскую экономику.
Привлечение
в широких масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания
в России цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только эффективное совместное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный
капитал может привнести в Россию достижения
научно-технического прогресса и передовой
управленческий опыт. Поэтому включение
России в мировое хозяйство и привлечение
иностранного капитала - необходимое условие
построения в стране современного гражданского
общества. Привлечение иностранного капитала
в материальное производство гораздо
выгоднее, чем получение кредитов для
покупки необходимых товаров, которые
по-прежнему растрачиваются бессистемно
и только умножают государственные долги.
Приток инвестиций как иностранных, так
и национальных, жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного
общественно-экономического кризиса,
преодоление спада производства и ухудшения
качества жизни россиян. При этом необходимо
иметь в виду, что интересы российского
общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала, проведении
антиимпортной политики, в привнесении
в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для
получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической
беспечности.
Поэтому
перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь
в страну иностранный капитал, и, не лишая
его собственных стимулов, направлять
его мерами экономического регулирования
на достижение общественных целей.
Привлекая
иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных
инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют российские,
занятые в той же сфере деятельности. Как
показал опыт, такая мера практически
не влияет на инвестиционную активность
иностранного капитала, но приводит к
возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным
иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
В перспективе
мы уже можем надеяться на улучшение ситуации
в российской экономике в целом по России,
ведь вместе с увеличением инвестиций
в нашу экономику, увеличится её стабильность,
уменьшится риск долгосрочных кредитов,
а значит, будут претворяться в жизнь многие
проекты, рассчитанные на улучшение социальной
сферы (бюджет в данный момент не справляется
даже с необходимым минимумом программ),
что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в
стране. Только так, последовательными
и тщательно продуманными реформами, мы
можем добиться остановки спада производства
и стабильного его роста. Радикальные
реформы показали себя далеко не с самой
лучшей стороны, их несостоятельность
лишь разрушала российскую экономику
и, как следствие, ухудшало инвестиционный
климат в стране, пугая потенциальных
инвесторов непредсказуемостью экономики
России. Имея на данный момент тенденцию
улучшения инвестиционного климата в
России, будем надеяться, что какой-нибудь
неосторожный шаг со стороны правительства
не повернёт нас назад.[7]
Заключение
Привлечение
в широких масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания
в России цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное функционирование
различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
А
иностранный капитал может привнести
в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение России в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала- необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются
бессистемно и только умножают государственные
долги.
Таким
образом, оценка инвестиционной деятельности
РФ характеризует процесс вложения капитала
в экономику страны как высоко рисковый,
что обуславливает повышенные требования
к его доходности. Однако оценки большой
группы факторов, определяющих возможности
ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую
ситуацию, защиту собственности и коррумпированность,
характеризуют инвестиционный климат
в России как неблагоприятный относительно
большинства других стран мира.
Поэтому
пока в стране не будут созданы благоприятные,
реально привлекательные условия для
вложения иностранных инвестиций в приоритетные
перспективные отрасли и регионы, зарубежный
капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение
рынкам развивающихся стран, предлагающих
более выгодные условия.
Таким
образом, активизация инвестиционного
процесса в России и увеличение объемов
капитальных вложений, в том числе за счет
притока иностранного капитала, для обеспечения
роста конкурентоспособности страны предполагает:
· выравни
снижение
налоговой нагрузки на главные отрасли
экономики, способные повысить рейтинговые
позиции России среди мировых конкурентов.
Список использованных источников
№ 2. С. 70, 71, 74, 75.