Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:44, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Сущность функции и значение рынка ценных бумаг
1.2. Экономическая сущность ценных бумаг
Глава 2.
АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
2.1. Этапы развития фондового рынка в России
2.2. История развития рынка государственных ценных бумаг в России
глава 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
заключение
список используемой

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время рынок ценных бумаг в России является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным, биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые и поглащают основной поток ценных бумаг.

 

Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при развитии следующих условий:

 

продуманной процедуре приватизации предприятий, поскольку как отмечалось мною выше, созданные в ее ходе акционерные общества в большинстве своем не отвечают обычно предъявляемым к ним инвесторами требованиям;

 

создании солидных посредников, которые могли бы осуществлять посредническую деятельность между эмитентами и инвесторами в том числе в качестве профессиональных консультантов, способных анализировать ситуацию и давать рекомендации, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;

 

более широкой реализации облигаций компаний и пред­приятий. На Западе основная часть финансирования (70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там бази­руется на облигациях, а главным посредником размещения яв­ляются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Фе­дерации почти отсутствует;

 

главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих бан­ков — функция долгосрочного кредитования, а не посредниче­ство при размещении ценных бумаг.

 

В мировой практике сложилось два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на пре­доставлении среднесрочных и долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях ин­тернационализации производства и капиталов многие инвести­ционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуще­ствляют и тот, и другой вид операций.

 

• Фондовые биржи также нуждаются в определенных струк­турных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как при­нято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фон­довые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом пер­вичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на "переработке" старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них прохо­дит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется прежде всего огромным объемом эмитируемых ценных бумаг.

 

Следует отметить, что фондовые биржи имеют несколько рынков. В будущем при условии создания как крупного акцио­нированного корпоративного сектора, так и мелкого акциони­рованного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощ­ных и крупных российских компаний и предприятий будут ко­тироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги сред­них и мелких компаний, в зависимости от их финансового со­стояния, — на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.

 

Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ — пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и моди­фикаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсут­ствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).

 

• Другая негативная сторона существующего рынка ценных бумаг в России — отсутствие эффективной его законодатель­но-правовой базы, который продолжает функционировать на ос­новании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Пра­вительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.

 

Наличие относительно рыхлого законодательного регулиро­вания привело к серьезным мошенничествам в 1993 — 1994 гг., что вынудило преобразовать Комиссию по ценным бумагам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку цен­ных бумаг при Правительстве РФ.

 

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг преобразована в Государ­ственный Комитет РФ по рынку ценных бумаг.

 

В 1995 — 1996 гг. на рынке ценных бумаг преобладают государственные ценные бумаги. В перспективе их значение, так же, как и займов местных органов самоуправления, должно возрасти наряду с повышением роли корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций и других инструментов финансового рынка).

 

Выход страны из экономического и финансового кризиса непосредственно связан с решением таких проблем, как: оздоровление и реструктуризация банковской системы; совершенствование налоговой системы с целью повышения уровня сбора налогов и создания условий для развития реального сектора экономики; сокращение дефицита госу­дарственного бюджета; уменьшение и ликвидация дефицита платежного баланса; стабилизация курса российского рубля; решение проблемы неплатежей.

 

Для восстановления фондового рынка и его дальнейшего развития необходимо также осуществить ряд мер, направленных на совер­шенствование всей системы функционирования рынка ценных бумаг. В числе важнейших мер могут быть названы следующие:

 

необходимость разработки новой концепции рынка ценных бумаг, отвечающего нацио­нальным интересам страны;

 

совершенствование законодательной и нормативной базы и строгий контроль над соблюдением действующего законодательства;

 

обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;

 

недопущение ущемления прав инвесторов и обеспечение их финансовой безопасности;

 

эффективное управление государственными пакетами акций акционерных обществ.

 

Восстановление и развитие российского фондового рынка  и российской экономики в целом непосредственно зави­сит не от решения финансовых проблем, включая изменения в количестве и качестве госбумаг, а от способности Правительства решать структурные проблемы российской экономики. Мне представляется, что в условиях нестабильности политической ситуации, отсутствия четкой экономической программы и наличия целого ряда нерешенных проблем на это потребуется несколько лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Подытоживая работу, можно сказать следующее:

 

Я рассмотрел теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг, суть которых сводится к тому, что рынок ценных бумаг, являясь составной частью финансового рынка, иногда выходящего за рамки национального, обеспечивая движение финансового капитала, является по своей сути источником ресурсов для капитала промышленного. Более того, рынок ценных бумаг  способствует капитализации финансовых ресурсов.

 

Ценные бумаги – финансовый инструмент рынка ценных бумаг – выступают в роли товара особого рода. Обладая двойственной природой – имущественное право как титул собственности и как отношения займа – ценные бумаги являются отражением реального работающего капитала, принося их владельцу доход.

 

Таким образом, ценные бумаги и рынок, инструментом которого они являются, в совокупности представляют собой одно из жизненно необходимых звеньев всего экономического механизма страны.

 

За последнее десятилетие рынок ценных бумаг в России интенсивно развивался. Однако главенствующее место на нем, как это ни прискорбно звучит, до сих пор остаются государственные ценные бумаги: отчасти благодаря безграмотной политики правительства в отношении приватизации, отчасти  - в вопросах формирования и расходования бюджета.

 

За период 1999 – 2000 годов рынок постепенно оправляется от последствий кризиса, новое правительство формирует экономическую политику, затрагивающую и, рассматриваемый здесь, рынок ценных бумаг. Как мы убедились, накопилось огромное количество проблем, которые необходимо решить для того, чтобы ценные бумаги выполняли свою главную экономическую функцию, а не служили бы лишь средством «латания дыр» государственного бюджета.

 

Список используемой литературы

 

Нормативный материал:

 

Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)

 

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.)

 

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 01.07.96г. №1008

 

Письмо ЦБР от 5 августа 1997 г. N 72-97 Об осуществлении кредитными организациями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

 

Письмо ЦБР от 10 августа 1998 г. N 03-34-3/3320 "Об операциях Дилеров на рынке ГКО-ОФЗ, содержащих признаки нарушений законодательства о рынке ценных бумаг"

 

Письмо Минфина РФ от 18 августа 1993 г. N 5-1-06 "О биржевой деятельности"

 

Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 мая 1999 г. N 445-р "Об условиях возобновления торгов Некоммерческим партнерством "Торговая система РТС" 12 мая 1999 года"

 

«Ценные бумаги. Учебник» /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.

 

В.А. Лялин, П.В. Воробьев «Ценные бумаги и фондовая биржа». – М.: Филинъ, 2000г.

 

 «Приватизация по-российски»./Под  ред. А. Чубайса – М.:Вагриус, 1999г.

 

Фельдман А.А. «Государственные ценные бумаги». – М.: Инфра-М, 1998г.

 

Агарков М.М. «Учение о ценных бумагах». – М.: Финансы и статистика, 1993г.

 

Н.В. Мещерова «Организованные рынки ценных бумаг». – М.: Логос, 1999г.

 

«Финансы. Денежное обращение. Кредит»./Под ред. Л.А. Дробозиной – М.: Юнити, 2000г.

 

Малшевский Д. «Российский рынок ценных бумаг в конце 1997 года: Последствия кризиса»// Рынок ценных бумаг. – 1998г. – №2 – с.5-8

 

Шадрин А. «Перспективы трансформации российского финансового рынка»// Рынок ценных бумаг. – 1999г. - №2 – с. 9-13.

 

Г.В.Мельничук «Сделки на срочных рынках»// Законодательство. – 1999г. -  N 10.

 

Справочные данные по еженедельнику «Эксперт». – 1998г. - №14 (с11, 14-16), №27-28 (с. 11) – 1999г. - №6 (с 17), №18 (с 12-14).

 

Архив РТС. – http://www/rtsnet.ru/rts/mon_trade_vol.htm (торги по месяцам)

 

[1] В “Капитале” Маркса можно прочесть: “При 10% капитал согласен на всякое применение. При 20% он становится оживленным, а при 50% готов сломать себе голову. При 100% капитал попирает все человеческие законы, а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя и под страхом виселицы”.

 

Создатели ГКО похоже знали эти особенности поведения капитала и обеспечили себе на много лет даже в обнищавшей России вполне приличный и постоянный приток заемных средств, обходивших стороной все отрасли реальной экономики.

 

[2] В брошюре “Фондовый рынок”, подписанной в печать в конце мая, профессор Эри писал: “Это учебное пособие выходит в свет в тот момент, когда терпит крах величайшее финансовое мошенничество всех времен. Крах пирамиды ГКО неизбежен. Искусственно вырытая стараниями кредиторов и постоянно увеличивающаяся долговая яма многократно превышает российскую денежную массу. В нее упадет правительство. Всеобщая разруха и гражданская война становятся неизбежными. Это произойдет в ближайшие год-полтора”.

 

[3] На вопрос: “Может ли сложиться ситуация, когда кабинету под давлением парламента все-таки придется заморозить выплаты по ГКО?” — один из ближайших советников Гайдара и Кириенко Алексей Улюкаев твердо ответил: “Я исключаю такой вариант развития событий”.

 


Информация о работе Рынок ценных бумаг