Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:51, курсовая работа
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Ведение
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ
1.1 Понятие кредитной системы
1.2 Становление и развитие современной кредитной системы РФ
2. Современная кредитная система РФ
2.1 Банковская система РФ
2.2 Парабанковская система РФ
3. Перспективы развития кредитной системы России
Заключение
Список используемой литературы
– финансовые злоупотребления (финансовые пирамиды);
– выполнение СКФИ несвойственным им функций.
В современных условиях для кредитной системы РФ характерны следующие характеристики:
– четкое разграничение функций между банками и небанковскими кредитными институтами;
– централизация банковского дела;
– возникновение специализированных банков;
– повышение устойчивости кредитных институтов;
– расширение системы СКФИ.
2. Современная кредитная система РФ
2.1 Банковская система РФ
Банковская система – это совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой.
Банковская система
сегодня – одна из важнейших и
неотъемлемых структур рыночной экономики.
Развитие банков и товарного производства
и обращения исторически шло
параллельно и тесно
Формирование банковской системы, соответствующей развитой рыночной экономике, в РФ началось с 1987 г. и в дальнейшем сопровождалось ростом числа коммерческих банков.
Современная банковская система РФ функционирует в соответствии с Конституцией РФ, двумя специализированными федеральными законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 396-1 1990 г. в редакции закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами.
Российская банковская система – двухуровневая. На первом уровне находится Центральный банк (Банк России), который работает в основном с кредитными организациями (исключения составляют структурные единицы Федерального казначейства), на втором – коммерческие банки и небанковские кредитные организации.
Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании лицензии ЦБР имеет право осуществлять банковские операции.
Число кредитных организаций в России неуклонно изменяется. На 01.07.05 в РФ функционировала 1281 кредитная организация; на 01.07.06 – 1221; а по состоянию на 01.09.09 зарегистрировано 1228 кредитных организаций (действующих – 1080), из них 1172 банка, 56 НКО, филиалов – 3505.
Кредитные организации не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам кредитных организаций, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязатекльства.
В соответствии с законодательством банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
К банковским операциям относятся:
– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
– размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
– открытие и ведение банковских счетов;
– осуществление расчетов;
– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
– купля-продажа иностранной валюты;
– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
– выдача банковских гарантий.
Кроме того, банки вправе осуществлять следующие сделки:
– выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
– приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
– доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
– осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
– предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
– лизинговые операции;
– оказание консультационных и информационных услуг.
Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
По характеру проводимых операций небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы.
1. Расчетные НКО, которые вправе:
– открывать и вести банковские счета юридических лиц;
– осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
– осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
– совершать куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
– переводить денежные средства по поручению физического лица без открытия банковского счета.
В зависимости от функционального
назначения НКО могут осуществлять
обслуживание юридических лиц, в
том числе кредитных
2. НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции и имеющие право:
– привлекать денежные средства юридических лиц во вклады;
– размещать привлеченные во вклады денежные средства юридических лиц от своего имени и за свой счет;
– совершать куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
– выдавать банковские гарантии.
Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. Палата осуществляет открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк – клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм поступлений, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, платежи физических лиц без открытия счета.
Центральный банк РФ
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам ЦБР, как и обратное, если они не приняли на себя таких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.
Деятельность ЦБР подчинена следующим целям:
– защите и обеспечению устойчивости рубля;
– развитию и укреплению банковской системы России;
– обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Функции ЦБР:
– разработка и проведение денежно-кредитной политики;
– управление золотовалютными резервами;
– валютное регулирование и валютный контроль;
– анализ и прогнозирование экономики;
– участие в разработке прогноза платежного баланса России, составление платежного баланса РФ;
– установление официальных курсов иностранных валют к рублю;
– монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения;
– установление правил проведения расчетов в РФ.
Получение прибыли не входит в цели деятельности ЦБР, хотя его весьма значительна. Прибыль Банка определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов, связанных с осуществлением Банком своих функций.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая:
– назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБР по представлению Президента РФ;
– назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБР по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ;
– направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
– рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
– рассматривает годовой отчет Банка и принимает по нему решение;
– принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений. Такое решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
– поводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
– заслушивает доклады Председателя ЦБР о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
В пределах, разрешенных Конституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной власти.
Высшим органом ЦБ является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В него входит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать в банке на постоянной основе.
Возглавляет совет директоров Председатель Банка России, который назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации[4]. Одно и тоже лицо не имеет права занимать эту должность более трёх сроков подряд.
Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое – Государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка[5].
ЦБР имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:
– предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; с октября 2008г. без обеспечения;
– покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
– покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
– покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
– покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
– проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
– выдавать поручительства и банковские гарантии;
– осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;