Состояние денежной системы России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление общего представления о денежной системе и в частности о денежной системе России.
Задачей данной работы является рассмотрение:
Типов и элементов денежной системы
Денежной системы России на историческом промежутке времени и на современной этапе
Перспектив развития денежной системы Российской Федерации

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы организации денежной системы 6
1.1 Понятие денежной системы и её элементы 6
1.2 Типы денежных систем 10
2. Этапы развития денежной системы в России 12
3. Состояние денежной системы России в современных условиях 20
3.1 Особенности функционирования денежной системы в Российской Федерации 20
3.2 Инфляция и экономический рост 23
3.3 Перспективы развития денежной системы. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 25
Заключение 28
Библиографический список: 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Инфляция и экономический рост

 

Дж. М. Кейнс писал, что не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Ярким примером тому может служить инфляция в Российской Федерации.

В январе-сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе-июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше.

В условиях экономического роста численность занятого населения в январе-сентябре 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Общая численность безработных на конец сентября 2011 года составила 6,0% численности экономически активного населения (6,6% годом ранее). Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2011 года выросли, по оценке, на 6,9%. Инвестиции в основной капитал во II квартале начали увеличиваться, и по итогам девяти месяцев их прирост составил 4,8% (в аналогичный период 2010 года - 2,9%).

 

На фоне более высоких, чем в 2010 году, мировых цен на энергоносители повышались доходы бюджета. Проведение жесткой бюджетной политики способствовало формированию профицита федерального бюджета в январе-сентябре 2011 года, оцениваемого в 2,9% ВВП (в январе-сентябре 2010 года отмечался дефицит 2,2% ВВП).

В течение первого полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом  выражении сохранялся высоким - 9,4 - 9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках. Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.

Минэкономразвития прогнозирует умеренное  замедление инфляции с 5-6% в 2012 году до 4-5% в 2014-2015 годах. Об этом говорится  в опубликованных Минэкономразвития сценарных условиях развития экономики на 2012-2015 годы, которые были одобрены правительством в конце апреля. Эта динамика соответствует предыдущей версии прогноза ведомства.

В результате более низкой, чем  ожидалось, инфляции в конце 2011 года и 1-м квартале 2012 г. понижена оценка среднегодового роста цен в 2012 году с 5,3% до 4,8% и одновременно за счет изменения базы повышена оценка 2013 года с 5,9% до 6,2%.

Вместе с тем, говорится в  прогнозе, ожидается, что после проведения индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) в июле, инфляция во втором полугодии 2012 г. будет выше, чем обычно, на 1,2-1,3 п. пунктов. В целом годовой рост цен поднимется с 3,7-4% в первом полугодии до 5,2-6% во втором.

 В то же время Минэкономразвития  не исключает, что инфляция  по итогам 2012 года может превысить официальный прогноз в 5-6%. "Сохраняются риски того, что инфляция может несколько превысить целевые ориентиры. Прежде всего, это связано с ростом цен на продовольствие, учитывая начавшийся рост цен на зерно и другие виды продовольствия на мировых рынках в 2012 году, и возможным их дальнейшим ростом в связи с повышением уровня цен на нефть и нефтепродукты в 2012 году", - говорится в прогнозе.

Кроме того, в последнее время  продолжает повышаться кредитная активность в потребительском секторе, что совместно с ожидаемым ускорением роста доходов населения может привести к перегреву потребительских рынков. Также определенный инфляционный риск может возникнуть в случае изменения ситуации на рынке нефти и ослаблении курса рубля.

В дальнейшем, отмечается в прогнозе, инфляция будет снижаться незначительно: в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 и 2015 году - до 4-5%.

3.3 Перспективы развития денежной системы. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью  мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на конкретные и доступные цели, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

К методам кредитно-денежного регулирования относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.

В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

В ближайшие годы российской экономике  необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5‑7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Преодоление острой фазы кризиса и  восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

 

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения эффективности  своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения доверия  к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет расширять  практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

Итак, приоритетной задачей денежно-кредитной  политики является следующее: она должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа инфляции, должна обеспечивать устойчивую динамику обменного курса национальной валюты, для исключения валютных кризисов и поддержания валютной конкурентоспособности отечественной экономики. Однако не следует забывать, что все меры, которые проводятся в рамках осуществления денежно-кредитной политики, направлены в первую очередь на повышение уровня жизни населения и на стабилизацию экономики. Это заставляет постоянно искать некий баланс, компромисс между потреблением и инвестированием. Известно, что политика «дорогих денег» проводимая для обуздания инфляции, предполагает сокращение денежного предложения и вызывает рост процентной ставки за кредит, но это может привести не только к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости. При проведении политики «дешевых денег» целью которой является стимулирование экономического роста, увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит, кредит становится более доступным, возрастают инвестиции и занятость, но эта политика чревата увеличением темпов инфляции. Поэтому главная задача Центрального Банка - это правильное, разумное регулирование денежного обращения в стране.

Заключение

 

Подводя итог данной работы, нужно  отметить, что денежная система играет важную роль в рыночной экономике, являясь  инструментом, способствующем решению проблем, возникающих в условиях современного рынка. Денежная система - это форма организации денежного обращения в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная действующим законодательством.

Известны различные типы денежных систем. В зависимости от вида денег  они подразделяются на системы металлического обращения и системы неразменных бумажных денег. К системам металлического обращения относятся биметаллизм и монометаллизм. В настоящее время практически во всех странах мира, включая РФ, функционируют денежные системы, основанные на системе неразменных бумажных денег. Основными особенностями такого стандарта являются: отмена официального золотого содержания и обмена банкнот на золото; уход золота из внутренних и международных расчетов; выпуск бумажных денег для банковского кредитования экономики; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного; монополизация государством эмиссии наличных денежных знаков; возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

 

 

Приоритетными задачами денежно-кредитной политики являются снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивой динамики обменного курса национальной валюты, для исключения валютных кризисов и поддержания валютной конкурентоспособности отечественной экономики. Следует помнить, что все меры, которые проводятся в рамках осуществления денежно-кредитной политики, должны быть направлены в первую очередь на повышение уровня жизни населения и на стабилизацию экономики.

 

Эффективность проводимой денежно-кредитной  политики в стране также зависит от того, насколько она согласовано проводится в сочетании с другими экономическими реформами. Следовательно, можно предположить, что политическая стабильность в стране и рост экономики России, будут способствовать реализации денежно-кредитной политики. Поэтому считаю, что несмотря на высокие темпы инфляции в настоящее время, в перспективе экономика страны станет более стабильной, чему конечно же будет способствовать развитие денежной системы.

 

Итак, цель работы, которая была поставлена, достигнута: всесторонне изучена денежная система; на примере Российской Федерации описано современное состояние и особенности этой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

 

    1. Амосов А.И. Эволюция денежной системы России / А.И. Амосов / / Вопросы истории. 2003. № 8. - С.86-95
    2. Берхина Б. Денежно-кредитная система России // Новая Россия: - Новосибирск, 2005.
    3. Грачева, А.В. Особенности развития денежно-кредитной системы в период перехода к рыночной экономике. - М., 2006. - 118 с.
    4. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. №5. С.30-51.
    5. Деньги. Кредит. Банки / Под. Ред. А.Ю. Казака - Екатеринбург: Изд-во «АМБ», 2006. - 688 С.
    6. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития Деньги и кредит. 2007. № 4. С.40-45.
    7. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб.пособие. - Москва: «Экономистъ», 2005. - 652 С.
    8. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб: Питер, 2007. - 432 С.
    9. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2005. - 366 С.
    10. www.сonsultant.ru
    11. www.nacfin.ru
    12. http://ru.wikipedia.org
    13. www.finmarket.ru
    14. www.ippnou.ru

Информация о работе Состояние денежной системы России в современных условиях