Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.
Введение 3
1.Сущность и функции центральных банков 4
1.1.Сущность центральных банков 4
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти 5
1.3.Функции центральных банков 7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка 11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного 11
регулирования
2.2.Регулирование официальной учетной ставки 12
2.3.Минимальные резервные требования 14
2.4.Операции на открытом рынке 17
2.5.Меры административного воздействия 19
Заключение 22
Список литературы 26
Имеющиеся в распоряжении
центрального банка инструменты денежно- кредитного
регулирования различаются по непосредственным
объектам воздействия (предложение денег
и спрос на деньги), по своей форме (прямые
и косвенные), по характеру параметров,
устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные), по срокам
воздействия (краткосрочные и долгосрочные).
Все эти методы используются в единой
системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно-
Под инструментами рыночного
Рыночные (косвенные) инструменты отличаются
большей гибкостью по сравнению с административными,
но результаты их применения не всегда
адекватны намеченной цели. Тем не менее
в настоящее время отмечается отход центральных
банков развитых стран от прямых методов
воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные я качественные.
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом.
Качественные инструменты
По срокам воздействия инструменты
денежно-кредитного регулирования
разделяются на долгосрочные и краткосрочные
в соответствии с задачами реализации
ближайших и перспективных
Основными инструментами денежно-
Однако этим не исчерпывается арсенал
инструментов денежно-кредитного регулирования.
В некоторых странах центральные банки
прибегают к таким методам, как установление
кредитных ограничений лимитирование
уровня процентных ставок по депозитам
и кредитам коммерческих банков, портфельные
ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов
денежно-кредитного регулирования зависит
прежде всего от задач, которые решает
центральный банк на том или ином этапе
экономического развития.
На начальных этапах
перехода к рыночным отношениям наиболее
результативными являются прямые методы
вмешательства центрального банка
в денежно-кредитную сферу: административное регулирование
депозитных и кредитных ставок коммерческих
банков, установление предельных объемов
кредитования банком своих клиентов, изменение
уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается
переход к рыночным
(косвенным) методам регулирования денежной
массы, и прежде всего к операциям на открытом
рынке и изменению уровня процентных ставок.
2.2. Регулирование официальной учетной ставки
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная
ставка является ориентиром для рыночных
ставок по кредитам. Устанавливая официальную
учетную ставку, центральный банк
определяет стоимость привлечения
кредитных ресурсов коммерческими
банками.
Чем выше уровень официальной учетной
ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования
центрального банка. Отсюда следует, что
политика изменения учетной ставки представляет
собой вариант регулирования качественного
параметра денежного рынка - стоимости
банковских кредитов.
Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным) инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с помощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилось причиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихся странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию денежного рынка.
Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.
Как уже отмечалось, именно
на центральные банки возложена функция установления уровня
официальной учетной ставки. Несколько
своеобразными являются методы регулирования
официальной учетной ставки ФРС США в
силу специфики самой формы организации
денежно-кредитной системы этой страны.
Каждый из федеральных резервных банков
самостоятельно устанавливает уровень
своей учетной ставки, который по прошествии
14 дней подлежит пересмотру и утверждению
Советом управляющих ФРС. Вместе с тем
фактическая централизация действий федеральных
резервных банков, по существу, определяет
проведение ими единой политики в области
регулирования учетных ставок.
Как показывает анализ динамики официальных учетных ставок, изменения экономической обстановки вызывают изменения в учетной политике центральных банков. Например, в США в период экономического кризиса 1929 - 1933 гг. официальные учетные ставки понижались 8 раз, а во время экономического кризиса 1957-1958 гг. - 4 раза; во время экономического подъема в 1955-1957 гг. учетная ставка повышалась 7 раз, а в 1979-1981 гг. - 17 раз.
Как правило, в законах
о центральном банке
Обычно официальные
учетные ставки устанавливаются в отношении всех видов
учитываемых центральным банком векселей,
однако в порядке исключения в течение
определенных периодов могут действовать
и льготные ставки. Так, до
1956 г. льготные ставки применялись Банком
немецких земель (ФРГ) при переучете иностранных
векселей и векселей, выставленных экспортерами.
Изменение официальной учетной ставки как инструмент денежно-кредитного регулирования широко используется центральными банками развитых стран, в то время как в развивающихся государствах отдается предпочтение прямому регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков.
Оценивая регулирующую роль официальной учетной ставки, следует отметить, что она является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической обстановки.
2.3. Минимальные резервные требования
Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным.
Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норы обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.
Изменение норм минимальных резервных требований -один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания ФРС.
Минимальные резервные
требования как инструмент денежно-кредитного регулирования
возникли в качестве своего рода обеспечения
обязательств по депозитам коммерческих
банков. Это их назначение сохранилось
и в настоящее время. Они выполняют две
основные функции; создают условия для
текущего регулирования банковской ликвидности,
представляя собой инструмент
«жесткого регулирования», и одновременно
являются ограничителем кредитной эмиссии,
причем значение второй функции постоянно
возрастает, поскольку центральные банки
все больше предпочтения отдают более
гибким инструментам регулирования.
Норма минимальных резервных
требований устанавливается в
Вместе с тем с появлением новых видов
банковских обязательств или вследствие
растущего значения уже существующих
в «базу» резервных требований стали включаться
все новые виды пассивов. Так, в Германии
в середине 80-х гг. резервные требования
были распространены на предъявительские
ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США -
на банковские обязательства в евровалютах.
В то же время отдельные виды обязательств
в различных странах не подпадают под
«базу» исчисления обязательных резервов.
Практикуется также исключение из «базы»
минимальных резервных требований депозитов
нерезидентов - такая система действует
в Германии.
Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.
Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.
Согласно сложившейся
практике наиболее приемлемыми активами,
используемыми для установления
резервных требований, являются высоколиквидные
средства. Качественный состав этих средств
различен - это могут быть наличные средства
в кассах банков, наиболее ликвидные виды
активов, государственные ценные бумаги,
а в некоторых странах (США,
Германия, Швеция) - иностранная валюта
на счетах центрального банка. В любом
случае все они должны быть максимально
«денежными», обеспечивая тем самым возможность
использования резервных требований как
инструмента воздействия на денежное
обращение.