Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:04, курсовая работа
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство
предоставляет всем коммерческим банкам
экономическую свободу в
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается
в том, что взаимоотношения
Четвертый принцип
работы коммерческого банка
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.
Значение посреднической
функции коммерческих банков для
успешного развития рыночной экономики
состоит в том, что они своей
деятельностью уменьшают
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами.
3 Перспективы развития банковской системы Республики Казахстан
3.1 Совершенствование банковской системы Казахстана по средствам технологий Интернет – банкинга
Банки и их клиенты редко сходятся во мнении относительно удобства работы с системами интернет-банкинга. Кредитные организации уверены, что дистанционные приложения к их сервисам понятны пользователям. В то же время у клиентов при осуществлении операций в Сети, напротив, возникает масса вопросов.
«Эргономика на нуле, общий подход устарел, как работать с ноутбуком без мышки - непонятно: кнопки в нужный момент не становятся активными, приходится самому наводить на них курсор», - делится впечатлениями от работы с интернет-банком ЮниКредит Банка форумчанин krITk[23,c.28].
Не устраивает его и система Райффайзенбанка, в которой, по его мнению, «все старо как мир», нет «удобного механизма контроля за финансами» и достойной «визуализации», зато присутствуют «какие-то цифровые ключи, которые нужно помнить, где сохранил, или таскать с собой, чтобы на другом компе операцию сделать».
Другой форумчанин, BrainNNNN, за неудобства интерфейса и функционала систему еще одного банка - «Уралсиба» - назвал «жутчайшей»[23,c.45]. «Чтобы платеж прошел, надо сначала создать любой платежный документ, только потом заходить в шаблоны - иначе счет, с которого надо оплачивать услуги, будет недоступен», - описал BrainNNNN один из «косяков» системы ДБО.
Для банка один из способов объяснить клиенту, как правильно пользоваться системой интернет-банкинга, - написание грамотного руководства. Можно, конечно, этого и не делать, сославшись, допустим, на то, что в банке внедрена стандартная система, что ее разработала известная в своей области компания, услугами которой пользуется множество финансовых учреждений в России. Некоторые кредитные организации так и поступают, предлагая при этом клиентам для обучения пройти по ссылке на демоверсию системы интернет-банкинга, размещенную даже не на сайте банка, а на портале разработчика.
Другие банки в дополнение к ссылке на демоверсию или вместо нее указывают на своих сайтах еще одну - на руководство пользователю. Примечательно, что к системам интернет-банкинга одного и того же разработчика одни банки прилагают руководство пользователю и демоверсии, в то время как другие - нет. Они объясняют это тем, что все необходимые рекомендации (в устной или печатной форме) выдают клиентам в офисе во время подписания договора на дистанционное обслуживание.
С другой стороны, само по себе наличие инструкции, руководства пользователю, памятки и т. д. не является гарантией системы ДБО. В ЮниКредит Банке есть как демоверсия ИБ, так и руководство пользователю на семи страницах, но, судя по отзывам на форуме Банки.ру, клиенты все равно недовольны системой.
«Интернет-банкинг (Enter.UniCredit) у ЮниКредит, конечно, ужасный. Вернее, их два: это старая и новая версии», - уверяет nikolaech, заявление которого в корне противоречит руководству пользователю системы интернет-банкинга, где четко и недвусмысленно указано, что «Enter.UniCredit - простая, удобная и безопасная система».
При этом саму инструкцию Enter.UniCredit назвать по-настоящему удобной нельзя. Хотя бы потому, что рядом с заявлением о «льготных тарифах» для пользователей интернет-банкинга стоит кликабельная ссылка, но отсылает она не к тарифам, а к главной странице сайта банка, с которой еще нужно будет перейти на страницу с льготными тарифами, чтобы понять, насколько они отличаются от стандартных комиссий.
Не вполне согласен с пользовательским руководством ЮниКредит Банка и пользователь krITk, который отмечает, что его браузер Chrome «умирает» при попытке распечатать платежку по кнопке «печать». Между тем Google Chrome (версия 2.0 и выше) отмечен банком как браузер, который можно использовать для работы с системой наряду с Microsoft Internet Explorer (версия 7.0 и выше), Firefox (2.0 и выше), Opera (9.0 и выше) и Safari (2.0 и выше).
Среди банков, которые всерьез озаботились проблемой обучения своих клиентов работе с интернет-банкингом, выделяются Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк и Банк24.ру. Первые три лидируют по количеству клиентов, пользующихся этой системой. В Сбербанке активных пользователей системы ИБ порядка 1,7 млн (до конца года банк намерен увеличить их число до 2,6 млн человек), в «Альфа-Клике» активных около 1,2 млн, в ВТБ 24 их также более миллиона (по данным на 1 августа, в системе «Телебанк» зарегистрировались 1 млн 250 тыс. клиентов).
Альфа-Банк построил систему обучения, которая в значительной степени опирается на запросы непонятливых пользователей. Кликая на тот или иной вопрос из серии «как я могу…», клиент может прочитать совет-рекомендацию банковских специалистов[24,c.10].
Сбербанк обзавелся самым длинным в России руководством, которое претендует на звание полноценного учебника, учитывая его объем в 43 страницы. Прочитавший их клиент будет подкован не только практическими советами, но и теоретическими знаниями.
Так, ознакомившись со словарем основных терминов, можно понять, что означает словосочетание «идентификатор пользователя» (так в Сбербанке называют логин), и понять, чем отличается одноразовый пароль от постоянного. Есть в инструкциях Сбербанка полезные для продвинутых пользователей рекомендации. Например, раздел по грамотной настройке интернет-браузера для работы с системой «Сбербанк ОнЛ@йн». Для тех же, кто не любит много читать, у кредитного учреждения имеется довольно подробная видеоинструкция.
В ВТБ пользовательских инструкций едва ли не больше, чем в Сбербанке. Отличие в том, что свои рекомендации банк не собрал в единый файл, поэтому доступ к информации клиент получает, кликая по разным главам-заголовкам. Форумчанин koshalot тем не менееназвал руководство банка «толстым талмудом» и посетовал на нечеловеческий язык: «Какие-то УПИ (типовые операции), СПИ (персональные операции) и еще какие-то ПИ… это точно программисты придумали, но нормальным людям это вообще непонятно».
Разумеется, инструкции
к интернет-банкингу читают далеко
не все. «С момента запуска системы
«Меткомбанк-Онлайн» совокупное число
обращений к руководству
В колл-центр банка ВТБ 24 ежемесячно поступает порядка миллиона обращений. Статистика говорит о том, что 6-7% клиентов, обратившихся в службу поддержки по телефону или по электронной почте, испытали сложности с работой или подключением к системе интернет-банкинга.
В банках подсчитали, что самые распространенные причины обращения клиентов, испытывающих затруднения с работой в системе интернет-банкинга, - это забытый логин или пароль, а также невозможность подключения к системе ДБО с помощью любимого браузера. Но такая статистика характерна не для всех.
Отмечают, что ежемесячно в контакт-центр на линию поддержки пользователей системы PSB-Retail поступает порядка 10 тыс. звонков. И чаще всего звонят, чтобы провести платеж или иную операцию по телефону. Кроме того, клиентам требуются консультации по вопросам самостоятельного заполнения различных форм (советы, как правильно указать назначение платежа, и т. п.). Актуальны также проблемы, связанные с порядком генерации, активации и устранения ошибок при работе с электронно-цифровой подписью (ЭЦП), тарифная политика банка и, наконец, сам порядок подключения системы интернет-банкинга.
В заключение можно отметить, что нежелание клиентов заниматься самообразованием на сайте банков и читать всевозможные руководства и памятки легко объяснить. Частично виновато качество самих инструкций, в которых пользователю нелегко, а порой невозможно найти полезный совет. Кроме того, многим клиентам морально приятнее, если за них сделает ту или иную работу сотрудник финансового учреждения. Повышая свою грамотность в данной области, клиент сам вносит свой вклад по повышению эффективности банковской деятельности, не теряя времени и денег.
Несмотря на небольшие затруднения, которые имеют возможность разрешиться, применение технологии Интернет-банкинг призвано облегчить работу банков, его служащих и клиентов, совершенствуя тем самым целостную деятельность банковской системы Республики Казахстан как следствие.