Управление прибылью коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

Целью реферата является: Характеристика процесса формирования и управления прибылью банка. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение понятия прибыли банка и ее составляющих;
- характеристика системы управления рентабельностью и прибылью;
- оценка рентабельности отдельных направлений деятельности банка.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
1. Формирование и использование прибыли коммерческого банка ...............4
1.1 Система управления прибылью ....................................................................4
1.2 Управление рентабельностью .......................................................................8
1.3. Оценка рентабельности отдельных направлений деятельности Банка ...18
Заключение ...........................................................................................................21
Список использованной литературы .................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Управление прибылью КБ.docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

Модель оценки эффективности  при работе Казначейства как ЦПУ  В данном случае Казначейство выступает  в роли центра прибыли, т.е. главной  его задачей остается контроль состояния ликвидности банка в целом. При этом Казначейство стремится уменьшать величину издержек и увеличить прибыльность своих операций. Размещающие и привлекающие подразделения могут осуществлять деятельность на внешних рынках или проводить операции между собой напрямую, минуя Казначейство.  В Казначействе могут действовать разные цены на закупку ресурсов внутри банка и у внешних источников, а также на продажу ресурсов размещающим подразделениям внутри банка или внешним клиентам.  При работе внутренних служб через Казначейство снижается величина рисков на операцию, поскольку часть рисков несет Казначейство. При этом само Казначейство заинтересовано в установлении таких трансфертных цен, которые позволят ему получать прибыль, поскольку часть прибыли в данном случае пойдет на материальное стимулирование его работников.  К тому же и привлекающие, и размещающие подразделения, имея свободу выбора, могут зарабатывать прибыль как от работы с Казначейством, так и от внешних источников. 

Главной же целью всех подразделений  должна оставаться прибыль кредитной  организации в целом.  Для анализа  доходов и расходов подразделений  в качестве исходных данных достаточно использовать информацию об остатках и оборотах по лицевым счетам. Кроме  того, существует набор форм для  ввода и редактирования данных по критериям "разнесения" сумм. Встроенный генератор отчетов дает пользователю возможность формировать отчеты любой степени сложности, по результатам  анализа необходимой информации.  В системе реализован мощный графический  интерфейс, который позволяет получать результаты в виде графиков и различных  диаграмм.  Для реализации более  сложных моделей анализа возрастают и требования к исходной информации. Задача оценки эффективности работы подразделений банка может решаться в рамках организации управленческого  учета, который, в свою очередь, может  вестись как в действующей  учетной системе, так и в аналитическом  приложении (в рамках подразделений, продуктов и типов доходов / расходов). Для этого необходима информация о суммах размещенных и привлеченных ресурсов, сроках привлечения/размещения, действующих процентных ставках.  Вышеизложенный инструментарий позволяет решать не только задачу оценки эффективности работы подразделений, но и другие задачи, возникающие в процессе функционирования банка настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов — банков.  Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения. (с203,8)  Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков:

    1. по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость);
    2. по общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость);
    3. по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость);
    4. по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием);
    5. по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость);
    6. по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции);
    7. по равномерности развития банков (быстро развивающаяся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся устойчивость);
    8. по общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость). 

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми  результатами его деятельности, уровнем  принимаемых банком рисков в сочетании  с его ликвидностью и доходностью.  Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов.

Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.  Ликвидность для коммерческого банка — это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.  Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка — основа его платежеспособности.  Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами — по выплате дивидендов, перед государством — по уплате налогов, перед персоналом — по выплате заработной платы).  В современной экономической литературе описаны два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.  Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом подход к ликвидности с точки зрения «запаса» характеризуется как весьма узкий. Нужно иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая полученные займы. Следовательно, наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности — «потока», но и оценка ликвидности — «прогноза».  Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно системно рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»).  Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оценку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден.  На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.  К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность банка, относят, например, геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране, совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности, структуру и стабильность банковской системы, состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг.  На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка влияют и микроэкономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.  Следует отметить, что указанные группы факторов оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так и между группами.  Ликвидность — важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов.  Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обеспечения более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно проводить в комплексе.  За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности.  Риск постоянно сопутствует банковской деятельности.

Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.  Риски могут быть как собственно банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, т.е. поддержание, как мы уже говорили, оптимального соотношения ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями. В банковской практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные операции. Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду возрастает по мере увеличения степени риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех или иных операций, банки используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возможные убытки. Например, банки создают консорциумы, тем самым, распределяя риски среди нескольких субъектов отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по другим видам операций; проводят страхование рисков.  Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- минимальный размер  уставного капитала для вновь  создаваемых и минимальный размер  собственных средств (капитала) для  действующих банков; 

- нормативы достаточности  капитала;

- нормативы ликвидности; 

- максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу взаимосвязанных заемщиков; 

- максимальный размер  крупных кредитных рисков;

- максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

- максимальный размер  кредитов, гарантий и поручительств,  предоставляемых кредитной организацией  своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; 

- максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения; 

- нормативы использования  собственных средств кредитных  организаций для приобретения  долей (акций) других юридических лиц.

Анализ ликвидности и  управление ею в коммерческом банке  проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.  Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов  и расходов, а заканчивается исследованием  прибыли.(с76, 9) 

 

1.3 Оценка рентабельности  отдельных направлений деятельности  банка

 

Можно выделить несколько  основных направлений деятельности коммерческих банков:

    1. Сотрудничество с корпоративными клиентами 
    2. Обслуживание корпоративных клиентов является основным направлением деятельности большинства коммерческих банков.

Основная часть клиентского  блока банка - крупные и средние  предприятия – лидеры в своих  отраслях.  Общая нацеленность Банка  на обслуживание корпоративных клиентов позволяет ему иметь целый  ряд конкурентных преимуществ в  этой области. Среди них: 

- высокий уровень обслуживания  корпоративных клиентов, основанный  на многолетнем опыте; 

- развитая эффективная  система расчетов, высокая скорость  обслуживания, индивидуальный подход  к каждому клиенту; 

- постоянно расширяющийся  спектр банковских продуктов,  предлагаемых клиентам: полный набор  гибких и надежных платежных  и финансовых инструментов; 

- комплексный подход в  обслуживании клиентов: активное  участие в реализуемых ими  программах в качестве партнера  и консультанта;

- взвешенная и гибкая  тарифная и процентная политика.

 Лизинговые операции  Одним из новых активно развивающихся  направлений деятельности банков  является - лизинг. Для экономики лизинг не только является одним из наиболее важных источников долгосрочного и среднесрочного финансирования предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Увеличение объемов лизинговых операций свидетельствует о положительной динамике притока в экономику относительно долгосрочных инвестиционных ресурсов. За счет лизинга мобилизуются финансовые ресурсы, принципиально отличающиеся от банковского (до сих пор в значительной степени спекулятивного) финансирования. Превалирование на сегодняшний день кредитов банков в пассивах лизинговых компаний - явление временное, характерное для начальной стадии развития лизинга как формы инвестиционной деятельности. По мере развития рынка лизинговых операций и, как следствие капитализации лизинговых компаний, банковское финансирование будет уравновешиваться прямыми квалифицированными инвесторами и публичными размещениями обязательств лизинговых компаний. В конечном итоге снизится стоимость ресурсов (до сих пор чрезвычайно высокая), привлекаемых лизинговыми компаниями, и как следствие, лизинг станет более доступным для экономики, что крайне важно, если вспомнить, какова степень износа основных средств в нашей экономике. (с 67, 7)  Россия стремится идти в ногу с мировым сообществом, вступает в ведущие внешнеторговые организации, стремится защитить внутреннего производителя, добиться существенного роста промышленности. Комплексный подход, взгляд на проблемы со всех сторон может помочь сделать этот процесс максимально эффективным. Лизинг в данном вопросе механизм столь необходимый, что уделять ему должное внимание со стороны власти означает быстрее и оптимально решать задачи, поставленные самой же властью перед бизнесом, а для бизнеса это механизм повышенной рентабельности для каждой из сторон. Вопросов конечно много и много проблем, но за последний год сделан серьезный прорыв в технологиях бизнес процессов и на сегодня финансовая аренда уже полноценный партнер в экономическом сообществе России.

 

Заключение

Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Количественная и качественная оценка прибыльности проводится с целью выяснения финансовой устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе той прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы банка,— это итоговые показатели, но вопрос заключается в том, за счет каких факторов она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров еще не свидетельствует о высокоэффективной деятельности кредитной организации. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с анализом ликвидности баланса банка и на основе полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом.  Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга.  Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. 

 

Список использованной литературы

1.Аргунов И. А. Прибыльность  и ликвидность: анализ финансового  состояния банка.- Банковский журнал.- 2006.- № 3.-С.34-45. 

2. Белых Л. П. Устойчивость  коммерческих банков. - М.: Банки и  биржи, ИО «ЮНИТИ», 2006.- 123 с. 

3. Банковское дело /под  ред. В. И. Колесникова. - М., Финансы  и статистика, 4. Воронин Д. В.  Правовая база банковской деятельности - М.: Бизнес и банки.- 2006.-№3.- С.12-16. 

Информация о работе Управление прибылью коммерческого банка