Финансовые аспекты вступления Российской Федерации в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная идея работы организации – ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки.
Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации.

Вложенные файлы: 1 файл

455934_4C527_vstuplenie_rossii_v_vto.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


Краткое описание организации.

Место расположения:

Женева, Швейцария

Членство:

150 стран

Бюджет:

90 млн. долл. США

Штат Секретариата:

500 сотрудников

Глава:

генеральный директор

Вэб-сайт:

www.wto.org

Организация ведет свою историю с 1948 года, когда была первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.

Основная идея работы организации – ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки.

Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации.

По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

Сегодня во Всемирную Торговую Организацию входят полторы сотни стран и еще десятки ожидают приема.

ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистских программ и их балансировка.

Принципы ВТО.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

        торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

        регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;

        транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Функции ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

        контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

        проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

        разрешение торговых споров;

        мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

        техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

        сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества вступления в ВТО.

Основные преимущества для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

    Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Прочие преимущества:

    Выгоды для потребителей: понижение стоимости и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг.

    Экономические выгоды:

    Повышение доходов государства – за счет роста торгового оборота;

    Повышение занятости – за счет роста экспорта;

    Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки.

    Внутренние политические выгоды:

    Защита от лоббирования – государство берёт на себя определённые четко обозначенные международные обязательства;

    Борьба с коррупцией – отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности.

    Внешнеполитические выгоды:

    Обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене;

    Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров;

    Укрепление международной стабильности через систему договоров.

Процедура вступления.

Процедура вступления состоит из следующих этапов.

Этап I. Детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

Этап II. Двусторонние, как правило, консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Этап III. Приведение законодательства страны соискателя в соответствие достигнутым договоренностям.

Этап IV. Формальная процедура регистрации, вступления в силу подписанных документов. Может занимать от полугода до года.

Тенденции развития.

Основной проблемой развития ВТО стало противостояние богатых стран и новичков.

Речь идет о конфликте интересов и несовместимости позиций различных сторон переговорного процесса.

Противоречия внутри организации приводят к следующим последствиям:

Первое, к увеличению количества разбирательств между странами (в 1995 году ВТО рассмотрела 185 торговых споров, а ГАТТ за всю свою история 300).

Второе, к росту антидемпинговых процедур. Так, например, под видом защиты от демпинга американское правительство фактически осуществляет протекционистскую защиту своих неконкурентоспособных отраслей.

Третье, в рамках ВТО развитые страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные правила, условия сертификации продукции, специфические технические стандарты.

Таким образом, богатые страны, “прикрываясь” принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. Так, например, недавно принятое королевство Тонго, Армения и Украина вынуждены были пойти на крайне невыгодные условия. В частности, королевство Тонга не сможет устанавливать размер ввозных пошлины выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350%, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300%. Впрочем, по этому показателю Тонга находится на предпоследнем месте - последнее занимает Армения.

Хотя при этом безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и «естественный» более высокий уровень конкурентоспособности развитых иностранных компаний за счет использования современных производственных и управленческих технологий.

По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов «золотого миллиарда».

В свою очередь, развивающиеся страны демонстрируют солидарный протест против лицемерия лидеров мировой экономики, их стремления к получению односторонних преимуществ и нежелания учитывать жизненно важные интересы той части мира, где проживает 80% населения планеты.

Россия и ВТО.

Вступление России в ВТО.

Переговоры России о вступлении в ВТО продолжаются почти 10 лет.

В переговорах с Россией участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский рынок поставщиков услуг – с 28 членами, по сельскому хозяйству – с около 50 членами ВТО.

Из 156 секторов услуг Россия хочет ужесточить требования по 150. Одним из немногих секторов, где Россия не намерена увеличивать количество требований, является страхование. По действующему законодательству, доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составлять не более 15%. Что касается других секторов по услугам, Россия, в частности, планирует отстаивать долю иностранного участия в уставном капитале российских банков на уровне 25%, в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75%.

Требования ВТО учтены в законах о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах, о валютном, техническом регулировании, а также в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и в Таможенном кодексе РФ. Российское законодательство сегодня практически соответствует всем требованиям торговой организации.

Вступление России имеет несколько аспектов, в том числе и политических.

Нужно ли России вступление в ВТО?

Несмотря на то, что политическое решение о вступлении в ВТО уже принято, предлагаю еще раз рассмотреть весь комплекс факторов:

I.      Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия присоединится к Всемирной торговой организации только на выгодных ей условиях. У России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в ВТО. В наследство от СССР нам достались «некоторые благоприятные условия» для осуществления внешней торговли – Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ряды ВТО. Более того, после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС), РНБ распространяется автоматически на все 15 стран-членов ЕС. Структура текущего российского экспорта весьма специфична (основная экспортная статья – сырье, топливно-энергетические товары), и она не является предметом регулирования ВТО, на неё не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО.

o         С одной стороны, Россия продает сырье и оружие, причем, несмотря на то, что оружия продается достаточно мало, его экспорт имеет существенное значение для технологии защитных производств.

o         С другой стороны, России будет иметь смысл вступать в том случае, если страна станет экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, а ведь именно такие цели и ставятся сейчас имея в виду задачу удвоения ВВП к 2010 году.

II.  Россия – крупнейшая экономическая держава, до сих пор не являющаяся членом ВТО.

III.                      Уже сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, составляет свыше $4 миллиардов. На сегодняшний день против России применяется более 120 антидемпинговых процедур, в то время как пять лет назад их насчитывалось менее 30. Таким образом, с каждым годом отсрочки вступления России в ВТО этот поток будет только нарастать.

IV.                      Все больше стран мира вступает в ВТО и никто оттуда не выходит. Этот процесс рано или поздно приведет к тому, что страны, не вступившие в ВТО, столкнутся с серьезными проблемами и преградами в своей внешнеэкономической деятельности и в отношениях с остальными странами – членами ВТО. Очевидно, именно такое развитие ситуации имел в виду Путин, когда заявлял: «Главное - не проспать вступление в ВТО»

V. «Чем дольше мы будем оттягивать вступление России в ВТО, тем сложнее нам будет отстаивать наши интересы», – Г. Греф. Чем больше стран вступает в ВТО, тем сложнее России вести переговоры – ведь с каждым новым членом приходится договариваться заново. Члены ВТО заинтересованы в том, что бы закрепить в процессе переговоров подчиненное экономическое и политическое положение России, в которое она попала в переходный период реформ. Даже Грузия и Украина поторопились вступить ВТО, чтобы воспользоваться этим рычагом и закрепить максимально благоприятные условия на поставки газа. Грузии это удалось – ведь цена в 110$/м3 более чем в 2 раза выгоднее 230 $/м3, которые платит сегодня Украина.

Информация о работе Финансовые аспекты вступления Российской Федерации в ВТО