Финансовый операции в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТО И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
2. СПЕКТР БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
2.1 Активные и пассивные операции коммерческого банка
2.2 Нетрадиционные операции коммерческого банка
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в РК
3.2 Инновационные банковские продукты и их роль в развитии коммерческих банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кажымуканова.docx

— 126.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ.Д.СЕРИКБАЕВА

КАФЕДРА ФИНАНСЫ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

  ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

«___»__________201__г.

оценка______________

___________подпись  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему:

Финансовые операции в  коммерческих банках


 

                                                                          Руководитель  

                                                                           Ургушева С.С.      

 

                                                                         Студент

                                                                            Д.А. Кажымуканова

                                                                       Специальность

                                                                           финансы

                                                                            Группа 11-БФ-1

 

Оценка защиты курсовой работы ______________

Дата защиты курсовой работы      ______________

Подписи членов комиссии              ______________

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕСТО И  РОЛЬ БАНКОВСКОЙ УСЛУГИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

2. СПЕКТР БАНКОВСКИХ  УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

2.1 Активные  и пассивные операции коммерческого  банка

2.2 Нетрадиционные  операции коммерческого банка 

3 СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Анализ качественных  показателей деятельности коммерческих  банков в РК 

3.2 Инновационные  банковские продукты и их роль  в развитии коммерческих банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская  система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и  обращения шло параллельно и  тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, существенно  повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.


В механизме функционирования кредитной  системы государства большая  роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая  и наиболее массовая группа кредитных  учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.

Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и  предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая  кредитование, прием депозитов, расчет на обслуживание, покупку-продажу и  хранение ценных бумаг, иностранной  валюты и другие.

Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных  продуктов и услуг. Такая широкая  диверсификация операций позволяет  коммерческим банкам сохранять своих  клиентов и оставаться прибыльными  даже при весьма неблагоприятной  конъюнктуре.

Убытки одних операций перекрываются  прибылями других, которые в данной ситуации имеют для выполнения их благоприятные условия, не случайно во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным  операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.

В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.


Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют  важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и  межрегиональное перераспределение  денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.

В ежегодном Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана самое  серьезное внимание уделено вопросам устойчивого развития конкурентоспособной  финансовой системы и, особенно, банковского  сектора. Это связано с угрозами нестабильности мировой финансовой системы, обусловленными ипотечным  кризисом в США и последовавшим  кризисом ликвидности. Сохраняя приоритетность решения стратегических задач, поставленных в посланиях предыдущих годов, Глава  государства акцентирует внимание на необходимости решения в текущем  году задач по устойчивому росту  экономики в целях закрепления  достигнутых результатов экономической  и политической модернизации страны. Неслучайно в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев одним из приоритетов развития экономики выделил повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особенно банковского сектора [1]. Данные обстоятельства и обуславливают актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является раскрытие сущности финансовых услуг коммерческих банков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Описать место и роль банковской  услуги в деятельности современного  банка.

2. Рассмотреть спектр банковских  услуг коммерческого банка.

3. Провести анализ современных  тенденций в развитии банковской  системы Республики Казахстан.

 

1. Место и роль банковской услуги в деятельности современного коммерческого банка

 

Начальным этапом развития теории банковских услуг следует  считать конец 1960-х – начало 1970-х  гг., когда были опубликованы исследования ученых Мичиганского Университета (X. Дуглас "Банковская политика в области  кредитования", 1971), Уэлльского университета (Д. Ревелл "Конкуренция и регулирование  банковской деятельности", 1978), Женевского университета "Кредитные услуги сберегательных банков", 1974), работы Ш. Дерея "Стратегия Британских банков и международная конкуренция" (1977), исследования Г. Брайана "Конкуренция  в банковской сфере" (1970).

Второй этап развития теории банковских услуг – конец 1980-х  – начало 1990-х гг. охарактеризован  как попытки исследования особенностей деятельности кредитно-финансовых систем отдельных стран и возможных  последствий влияния глобализации и централизации банковского  капитала на рынок банковских услуг. К наиболее известным работам  этого периода следует отнести  следующие: Ф. Дерек "Глобальная стратегия  банков" (Нью Йорк, 1990), В. Малпас "Как  работает финансовая система Сити" (Лондон, 1988), О. Доннел "Финансовые операции регионального инвестиционного  банка" (Лондон, 1981), Е. Балларин "Коммерческие банки в условиях финансовой революции" (Кембридж, 1986) и многие другие [2, 56].

Третий этап развития теории банковских услуг начался в 1991 г. и продолжается по настоящее время. Подписание Маастрихтского Договора в 1992 г. о создании Европейского Валютного  союза и введение с января 1999 г. единой европейской валюты – евро – положили начало пересмотру концепции  комплексного банковского обслуживания клиентов. Актуальность приобрела идея "финансового супермаркета", широкое  распространение получили услуги на рынке ссудных капиталов, электронные  услуги начался рост слияний и  поглощений мелких и средних банков крупными. Значительный практический интерес для развития отечественного рынка банковских услуг представляют исследования, посвященные стратегии деятельности банков. Например, М.Портер основную задачу банковской стратегии видит в поисках конкурентных преимуществ банка и концентрации усилий банковского менеджмента на их практической реализации. Дж. Кея, в свою очередь, считает, что конкурентные преимущества банка зависят от качества его стратегических активов, к которым относятся сеть отделений, филиалов и банков-корреспондентов, стабильная база крупных корпоративных клиентов. Дейвис С. определяет банковскую стратегию как "достижение долгосрочной конкурентной позиции, то есть установление и поддержание конкурентного преимущества в одном или нескольких видах деятельности, которое используется в получении приемлемой нормы прибыли на капитал.

Проблема применения банковских услуг изучена мало по причине  закрытости и недоступности информации, наличия преимущественно общих  характеристик и рекомендаций.

Отечественная практика считает  коммерческие банки финансовыми  посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе. При этом выделяются следующие основные банковские операции: прием депозитов, выдача кредитов и  осуществление денежных платежей и  расчетов.

В целом, мнение отечественных  ученых по проблеме разграничения понятий  банковской операции и банковской услуги сводится к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковских операций.

В отечественной практике не наблюдается разграничения по поводу понятий банковская операция и банковская услуга, и все банковские операции представляют весь спектр банковских услуг. Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. В частности, американский экономист  Питер Роуз считает, что банк –  это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями.

Следует отметить исследования природы банковских услуг и тенденции  их развития на современном этапе  таких ученых, как Д. Арист, Б. Бухвальд, Ю. Зайтц, А. Кениона, Дж. Кея, А. Лан-ге, Д. Левеллин, Б. Маруа, С. Матюра, М. Портера, X. Шефера, Э. Штикель, Б. Ш. Хеффермана и  др.

Классификация банковских услуг, рассмотренная А.Н. Ивановым основана на ряде критериев, характеризующих  особенности их предоставления клиентам [3]. В их числе:

а) направленность на удовлетворение потребностей клиента

− прямые услуги – платежные, коммерческие, инвестиционные;

− косвенные или сопутствующие  – клиринговые услуги, телефонное управление счетом (домашний банк), консультационные услуги, выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета;

− услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек овернайты, услуги банка при организации сделки под гарантию Агентства экспортного кредитования;

б) сегментация по группам  клиентов.

Исходя из степени сложности  существует следующая градация сложности  банковских продуктов:

1-й уровень – продукты  и услуги, которые могут быть  востребованы большим количеством  потребителей (открытие счетов, управление  денежной наличностью, клиринговые  услуги);

2-й уровень – услуги, требующие специального уровня  подготовки банковских кадров (управление  активами, инвестиционные услуги);

3-й уровень – услуги, требующие профессиональных знаний  в области использования услуг  (услуги в области корпоративных  финансов, управление смешанными  активами);

4-й уровень – услуги, требующие специальных знаний (в  сфере финансового планирования, финансового инжиниринга).

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта их конечному потребителю, т.е. нуждается в рынке банковских услуг.

Составными элементами рынка банковских услуг являются:

- регулирование и регламентация  рыночных отношений на рынке  банковских услуг нормами международного  права и внутренним законодательством;

- наличие портфеля разнообразных  услуг;

- рыночное ценообразование  на банковские продукты и услуги;

- сочетание рыночного  и государственного регулирования  рынка банковских услуг в целях  поддержания его относительной  стабильности;

- прозрачность информации  о состоянии и тенденциях развития  рынка банковских услуг, его  участниках;

- неограниченное число  участников.

Конъюнктура рынка банковских услуг зависит от совокупности экономических  условий макро- и микроэкономического  характера. Структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

- рынок платежных или  корреспондентских услуг;

- услуги на рынке  ссудных капиталов;

- рынок коммерческих  услуг корпоративным клиентам;

- рынок услуг частным  клиентам;

- рынок услуг по банковскому  обслуживанию внутренней и внешней  торговли;

- рынок электронных  банковских услуг;

- рынок услуг по доверительному  управлению активами.

Особую значимость для  развития отечественной банковской системы представляет анализ тенденций  развития банковских услуг в развитых странах. Изучение и применение опыта  крупнейших западноевропейских и американских банков в области предоставления банковских услуг необходимо для  формирования российского рынка  банковских услуг, который в настоящее  время находится на начальном  этапе своего развития.

Традиционным должно являться: кредитование (бланковые кредиты, ипотечные  ссуды); размещение активов предприятия, которые не участвуют непосредственно  в процессе производства (консультации по капиталовложениям и управление портфелем инвестиций), а также  дополнительные услуги: финансирование торговли, финансовый инжиниринг, управление денежной наличностью.

Информация о работе Финансовый операции в коммерческих банках