Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является исследование основных принципов организации и функционирования центральных банков. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
Выявить основные функции центральных банков;
Определить роль центральных банков в развитии экономики;
Выделить основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь;
Установить роль центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ…………………5
В-седьмых, хранение централизованного золотовалютного запаса страны. Данную функцию можно отнести к древнейшей функции. Она позволяет центральным банкам производить международные расчеты по всем кредитам и займам государства, активно участвовать на рынке международных ссудных капиталов, регулировать платежный баланс по счетам текущих операций и по счетам операций с капиталом и финансовыми инструментами. Эта функция обусловлена, прежде всего, взаимоотношениями и обязательствами центрального банка с международными фондами и организациями.
Одновременно с вышеизложенными функциями центральные банки выполняют ряд системных мероприятий, которые дополняют их деятельность в денежно-кредитной сфере страны, и способствуют выполнению их первоочередных задач. [9, с.278]
И, наконец, в процессе своей деятельности центральный банк проводит работу по международным расчетам, сотрудничает с центральными банками других стран, международными кредитно-валютными организациями, что позволяет говорить о выполнении им внешнеэкономической функции.
В разные периоды наблюдается изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. В настоящее время на первое место выходит функция денежно-кредитного регулирования экономики. [1, с. 52]
Таким образом, центральный банк – это привилегированная и элементарная финансовая организация, наделённая функциями административного органа. В разных государствах они создавались различными путями и поэтому, сегодня имеют неодинаковый статус. Большинство центральных банков является собственностью государства. Однако он может быть и акционерным обществом, где правительству принадлежит часть акций. Главной задачей центрального банка обычно считается обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы и соответственно поддержание стабильных внутренних цен. Для решения этой задачи центральные банки выполняют свои основные функции.
Цель денежно-кредитной политики в развитых странах с рыночной экономикой состоит в обеспечении экономического роста, повышении благосостояния населения, снижении инфляции, ограничении безработицы.
Цель денежно-кредитной политики должна определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам, т.е. интересам как можно большего числа экономических агентов. На практике различаются несколько первичных целей денежно-кредитной политики: ценовая стабильность, комбинация макроэкономических приоритетов, устойчивый валютный курс и финансовая стабильность. [11, с. 5]
Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита.
Суть денежно-кредитной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. [12, с. 73]
Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.
Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.
Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются, прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения ценных казначейских бумаг возлагается на центральный банк. [13, с.21]
Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.
Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.
Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.
Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.
Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика.
Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели.
Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. [14, с.135]
Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.
Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.
Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).
В последние несколько лет в мировой
экономической науке и практике возник
большой интерес к проблеме независимости
центральных банков. Проходят научно-практические
дискуссии, широко публикуются исследования
по этому вопросу.
Очевидно, в
разных странах причины его разные, но
есть и общая — необходимость найти для
центральных банков такое место в структурах
государственной власти, соответственно
предоставить такие полномочия, которые
бы позволяли им наиболее эффективно выполнять
свои функции и задачи с учетом изменений,
происходящих в каждой из стран и в мире
в целом.
Классификация
центральных банков экономически развитых
стран по степени их независимости в вопросах
денежной политики осуществляется в литературе
по различным критериям, среди которых
выделяют следующие:
• участие государства в капитале ЦБ и
распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства
банка;
• степень отражения в законодательстве
целей и задач центрального банка,
• права государства на вмешательство
в денежно-кредитную политику,
• правила, регулирующие возможность
прямого и косвенного финансирования
государственных расходов центральным
банком страны.
Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.
По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:
1. Государственные: капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;
2. Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
3. Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц). [5]
Однако наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.
Информация о работе Формы организации и роль центральных банков, проблемы их независимости