Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа
Основу любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и структура бюджетной системы РФ 5
2. Правовая характеристика отдельных бюджетной системы РФ 7
2.1. Федеральный бюджет 7
2.2. Бюджеты субъектов РФ 8
2.3. Местный бюджет 11
3. Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
- другие поступления от использования имущества;
в) Доходы от платных услуг оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
г) Доходы от безвозмездных перечислений, в частности:
- перечисления из федерального и регионального бюджетов в виде безвозмездной помощи;
-
перечисления из
- перечисления от юридических и физических лиц.
Кроме того, в местные бюджеты поступают доходы от:
- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;
- других поступлений, установленных федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами местного самоуправления.6
Основными источниками доходов местных бюджетов являются регулируемые налоги и безвозмездные перечисления, на долю которых приходится более 70%, из них на долю регулирующих налогов более 40%. Доля доходов от собственных доходов не превышает 15%, что является основной проблемой зависимости местных органов власти от вышестоящих инстанций.
Главной задачей деятельности местных органов власти является разработка и реализация планов социального и экономического развития муниципальных образований. Возрастание расходов в муниципальных образованиях связано в последние годы не столько со строительством, сколько с социальным обеспечением граждан и преобразованиям и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
К государственным внебюджетным фондам относят:
• Пенсионный фонд РФ;
• Федеральный фонд социального страхования РФ;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
• территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
• Государственный фонд занятости населения РФ. Средства федеральных внебюджетных фондов относятся к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения.
Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:
• "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ;
• "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ;
• Бюджетным кодексом РФ.7
Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов - представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.
Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
• целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;
• средств бюджета;
• прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;
• займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;
• иных поступлений, не запрещенных законом.
Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.
Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.
Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
• налоговых отчислений;
• бюджетных средств;
• добровольных взносов юридических и физических лиц;
• доходов от аукционов;
• штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.
Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований.
С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:
• социальной защиты населения;
• повышения жизненного уровня населения;
• сохранения и улучшения здоровья населения;
• социальной ориентации безработного населения;
• оказания социальных услуг населению;
• развития социальной инфраструктуры.
Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет.
Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:
• средства бюджетов;
• целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:
• доходы от реализации конфискованного имущества;
• платежи за загрязнение окружающей среды;
• штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:
• дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);
• экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);
• Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;
• Государственный фонд борьбы с преступностью;
• Фонд развития таможенной системы РФ; Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.8
Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов:
• фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно бюджетную структуру;
• наблюдается распыление государственных средств бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному использованию бюджетных средств в рамках централизованной системы;
• наличие большого количества целевых фондов, как и других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов;
• включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования;
• для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.
Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С.160.
Литература из электронной библиотеки ТюмГУ:
1 Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2003. С.752.
2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др. – 3е изд., испр. и перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2004. С.838.
3 Грицюк, Т.В. Бюджетная система
Российской Федерации: учебно-методическое
пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин.
- М.: Финансы и статистика, 2013. С.455. [Электронный
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004. С.160.
5 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. С.456.
6 Годин, А.М. Бюджетная система
Российской Федерации: учебник / А.М. Годин,
В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 9-е изд., испр.
и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. С.321. [Электронный
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004. С.160.
8 Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2008. - № 12. С.25.