Характеристика предприятия ОАО "Сбербанк России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Характеристика предприятия.Структура компании.Органы управления Банка. Основные конкуренты.Основные цели деятельности предприятия. Номенклатура предоставляемых услуг.Финансовая отчетность Сбербанка России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2011 год.
Основные показатели отчета о финансовом положении.Обзор финансовых и операционных показателей

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Сбербанку России.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Проведены масштабные работы по поддержке предпринимательской  деятельности и созданы новые  услуги для корпоративных клиентов:

  • Идет активная стимуляция и поддержка малого бизнеса. Разработаны новые кредитные программы: «Бизнес-авто», «Коммерческая недвижимость», «Экспресс-лизинг» и «Микрокредит субъектам малого бизнеса».
  • В подразделениях банка в Москве и Самаре начала работать система «Сбербанк бизнес ОнЛ@йн».

2010

 

В 2010 году продолжилось устойчивое развитие Сбербанка, был заключен ряд  стратегически важных договоров, проведена  аттестация и оценка работающего персонала, приняты дополнительные меры по улучшению качества обслуживания граждан, реализованы социально-значимые и экономические проекты.

  • Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов.
  • Дважды были снижены процентные ставки кредитования.
  • Создана Служба Заботы о клиентах Сбербанка, призванная оперативно реагировать на жалобы, пожелания и комментарии клиентов.
  • Заключен договор между Сбербанком и профсоюзом, где зафиксированы принципы социальной ответственности банка за своих сотрудников.

Структура компании.

 

ОАО "Сбербанк" - организация  с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу - это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура - это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности  в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим  собранием акционеров Банка в  июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка  России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

Правление Банка. Правление  Банка состоит из 13 членов. Возглавляет  Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные конкуренты.

 

  • Газпромбанк
  • ВТБ24
  • Альфа-банк
  • Райффайзенбанк
  • Росбанк
  • Ситибанк
  • Уралсиб

 

 

Основные цели деятельности предприятия:

Как и цель любой коммерческой организации основной целью Сбербанка является извлечение прибыли. Миссия Сбербанка определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России:

«Миссия Банка»:

  • Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
  • Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников. "

Номенклатура  предоставляемых услуг.

 

Кредитование физических и юридических лиц, вклады, банковские карты, инвестиции и ценные бумаги, переводы, наличная валюта и дорожные чеки, драгоценные металлы и монеты,  аренда сейфов, Онлайн услуги и т. д.

Финансовая отчетность Сбербанка России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2011 год.

 

Основные показатели отчета о финансовом положении:

  • Группа продолжает показывать значительные темпы роста кредитования, в результате чего в 2011г. ее кредитный портфель до вычета резерва под обесценение увеличился на 35,4 %. Рост кредитования был достаточно сбалансированным, так что корпоративный кредитный портфель, вырос за год на 35%, а розничный на 36.8%.
  • Депозиты клиентов выросли за 2011г. на 19.3%, при этом объем вкладов физических лиц увеличился на 18.4%, а объем средств корпоративных клиентов на 21.4%.
  • Собственные средства Группы выросли за 2011 год на 28,4% и составили 1 268,0 млрд. руб. Основным источником роста стала чистая прибыль Группы за год.

Основные показатели отчета о прибылях и убытках:

  • Чистая прибыль за 2011 год составила 315,9 млрд. рублей (или 14,61 рублей на обыкновенную акцию) что на 74% превышает прибыль за 2010 год (181,6 млрд. рублей или 8,42 рублей на обыкновенную акцию).
  • Доходы Группы в 2011г. росли главным образом за счет основной банковской деятельности: чистый процентный доход и чистый комиссионный доход составили за 2011 год 94,5 % всего операционного дохода до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля.
  • Чистая процентная маржа Группы в течение 2011 была на уровне 2010 года и составила 6,4%.
  • Несмотря на более высокие операционные расходы в течение 2011 года, соотношение расходов к доходам оставалось на приемлемом уровне 46,9% (за 2010 год этот показатель составлял 40,9%).
  • Улучшение ситуации в экономике РФ и внедрение новой системы управления рисками и процедур взыскания задолженности положительно сказались на качестве кредитного портфеля, что позволило в 2011г. восстановить резервы под обесценение кредитного портфеля в размере 1,2 млрд. рублей. В итоге доля «неработающих» кредитов в кредитном портфеле снизилась до 4,9 %, тогда как коэффициент покрытия резервами остался на стабильном уровне 1,6х по состоянию на 31 декабря 2011 года.
  • Рентабельность капитала увеличилась и за 2011 год составила 28,0% в сравнении с 20.6% в 2010г.

Обзор финансовых и операционных показателей:

Процентный доход за 2011 год увеличился на 6,9% по сравнению с 2010 годом и составил 850,6 млрд. рублей. Увеличение обусловлено ростом процентных активов и увеличением в них доли наиболее доходных активов, преимущественно кредитов.

Процентные расходы сократились за 2011 год на 8,5% по сравнению с предыдущим годом и составили 289,6 млрд. рублей. Основным компонентом процентных расходов стали проценты по депозитам физических лиц, которые являются ключевым источником финансирования Группы. Стоимость привлечения средств физических лиц продолжала снижаться в течение 2011 года как результат погашения вкладов с высокими процентными ставками, привлеченных в 2008 – 2009-х годах.

Чистый процентный доход за 2011 год вырос на 17,1% по сравнению с 2010 годом и составил 561,0 млрд. руб. Этот рост был обеспечен расширением объемов работающих активов и изменением их структуры, а также снижением стоимости средств клиентов. Чистый процентный доход остается основным компонентом операционного дохода Группы, составляя 75,5% в общем операционном доходе до формирования резервов под обесценение кредитного портфеля.

Чистый комиссионный доход Группы за 2011 год вырос на 13,8% по сравнению с 2010 годом и составил 140,6 млрд. рублей. Рост этого показателя был обеспечен расширением объемов операций, приносящих комиссионный доход, в особенности операций с банковскими картами.

Прочие операционные доходы, которые включают чистые доходы от операций с ценными бумагами, иностранной валютой, производными финансовыми инструментами и драгоценными металлами, а также убытки от переоценки основных средств и другие статьи, составили 5.5% операционных доходов Группы до резервов под обесценение кредитного портфеля. В целом объем доходов по этим статьям сократился на 13% с 47.2 млрд. рублей в 2010г. до 41.2 млрд. рублей в 2011г.

Операционные доходы до резервов под обесценение кредитного портфеля за 2011 год составили 742,8 млрд. рублей, что на 14,3% выше показателя за 2010 год (649,8 млрд. рублей). Основными источниками роста операционных доходов стало увеличение чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода.

Чистые доходы от восстановления резервов под обесценение кредитного портфеля за 2011 год составили 1,2 млрд. рублей, в то время как за 2010 год чистые расходы по созданию резервов равнялись 153,8 млрд. рублей. Это свидетельствует о повышении качества кредитного портфеля в целом на фоне улучшения российской экономики. Кроме того, на показателях Группы положительно отразилась работа по оптимизации системы управления проблемными и «неработающими» кредитами.

Операционные расходы Группы за 2011 года выросли на 31,0% по сравнению с предыдущим годом. При этом рост расходов на персонал составил 26.4%, в то время как остальные статьи операционных расходов увеличились на 38%. Основными источниками роста операционных расходов стали продолжающиеся инвестиции в повышение качества персонала Группы, а также в развитие инфраструктуры ИТ и переформатирование офисной сети в соответствии со стратегией развития Группы. В результате, отношение операционных расходов к доходам Группы составило 46,9% за 2011 год в сравнении с 40,9% за 2010 год.

Чистая прибыль Группы за 2011 год составила 315,9 млрд. рублей по сравнению с 181,6 млрд. рублей за 2010 год. Основным источником увеличения чистой прибыли на 74% стал рост операционных доходов.  
По состоянию на 31 декабря 2011 года активы Группы составили 10 835,1 млрд. рублей, увеличившись на 25,6% с 31 декабря 2010 года.

За 2011 год кредитный портфель за вычетом резерва под обесценение кредитов увеличился на 40,6%. Кредиты физическим лицам до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля выросли на 36,8% и составили 1 805,5 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года, в то время как кредиты корпоративным клиентам до вычета резерва увеличились на указанную дату на 35,0% и составили 6 576,6 млрд. рублей. Этот рост кредитного портфеля вызван как расширением спроса на кредиты в течение 2011, так и деятельностью Группы по развитию продаж и маркетинговой активности.

Качество кредитного портфеля Группы улучшилось наряду со снижением объема «неработающих» кредитов (кредиты, по которым просрочка по выплате основной суммы и/или процентов превышает 90 дней), с 452,3 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2010 года до 407,4 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года. Доля «неработающих» кредитов в совокупном кредитном портфеле снизилась до 4,9% по состоянию на 31 декабря 2011 в сравнении с 7,3% на начало года. По состоянию на 31 декабря 2011 года отношение резерва под обесценение кредитного портфеля к «неработающим» кредитам составило 160%. Резервы под обесценение кредитного портфеля снизились на 5,7%, достигнув 662,4 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года. Отношение резервов под обесценение к совокупному кредитному портфелю составило 7,9% в сравнении с 11,3% на начало года.

Портфель ценных бумаг Группы снизился на 10,8% и составил 1 625,8 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года. Уменьшение в основном произошло за счет продажи / погашения облигаций Банка России в первом полугодии 2011 года. По состоянию на 31 декабря 2011 года ОФЗ составили большую часть портфеля ценных бумаг с долей 43,8%. Доля корпоративных облигаций в общем портфеле ценных бумаг увеличилась с 19,4% по состоянию на начало года до 31,7% по состоянию на 31 декабря 2011 года. В абсолютном выражении портфель корпоративных облигаций составил 514,7 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года, увеличившись на 45,8% по сравнению с началом года главным образом за счет приобретения корпоративных облигаций российских эмитентов.

Группа не имеет вложений в долговые ценные бумаги государств-членов Европейского Союза или компаний из этих стран. Все вложения Группы в ценные бумаги, выпущенные иностранными государствами или компаниями, составляют менее 3% портфеля ценных бумаг Группы и относятся в основном к странам ее присутствия.

В соответствии с действующей  учетной политикой Группа произвела  переоценку стоимости офисной недвижимости по состоянию на 31 декабря 2011г. (предыдущая такая переоценка производилась по состоянию на 31 декабря 2009г.). Чистый доход Группы от переоценки офисной недвижимости составил 25.6 млрд. рублей, из которых доход в размере 36.9 млрд. рублей показан в Консолидированном отчете о совокупных доходах, а убыток в размере 11.3 млрд. рублей отражен в Консолидированном отчете о прибылях и убытках.

По состоянию на 31 декабря 2011 года, общий объем обязательств Группы составил 9 567,1 млрд. рублей, увеличившись на 25,2% за период с 31 декабря 2010 года. Структура обязательств Группы оставалась стабильной на протяжении 2011 года. Средства физических лиц на общую сумму 5 726,3 млрд. по состоянию на 31 декабря 2011 года остаются основным источником финансирования Группы: на них приходится 60% всех обязательств Группы. Объем депозитов физических лиц увеличился в течение 2011 года на 18,4% по сравнению с концом 2010 года. Депозиты корпоративных клиентов выросли по сравнению с концом 2010 года на 21,4% до 2 205,8 млрд. рублей и составили 23,1% от общего объема обязательств по состоянию на 31 декабря 2011 года.

Собственные средства Группы, принадлежащие акционерам, составили 1 264,5 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2011 года и выросли на 28,6% в течение 2011 года. По состоянию на 31 декабря 2011 года коэффициент достаточности общего капитала Группы, рассчитанный в соответствии с требованиями Базельского соглашения (Basel 1), составил 15,2%, что значительно выше установленного минимума в 8%; коэффициент достаточности капитала 1-ого уровня составил 11,6%.

Вывод.

Надежность и безупречная  репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых  агентств. Сбербанк России является системообразующим  финансовым институтом, занимающим лидирующее положение на российском финансовом рынке. Филиальная сеть банка охватывает все регионы страны. Сотрудниками банка являются свыше четверти миллиона граждан. Клиенты банка - многочисленные частные клиенты из всех уголков страны, российские предприятия всех форм собственности и отраслей экономики, исполнительные органы власти, государственные учреждения. Банк осознает значимость своей социальной ответственности:

  • перед клиентами и партнерами - за высокое качество предоставляемых услуг,
  • перед сотрудниками - за предоставление благоприятных и равных условий труда,
  • перед государством и обществом - за развитие социальных проектов.

 

Список использованной литературы.

  1. Внутренние нормативные документы ОАО "Сбербанк России".
  2. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, 2003. – 423 с. 
  3. Кузьмин А. И. Сбербанк России: надежность и динамизм // Деньги и кредит, 2002, № 6, с. 24-29
  4. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги,2003,№7,с.31-35.
  5. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К.Р. -М.: Издательский дом "ИНФРА-М",2004,c.720. 
  6. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2002, c. 448. 
  7. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2002. – 453 с. 
  8. Тасунян И. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 1995. – 453 с. 
     
     
     
     

Информация о работе Характеристика предприятия ОАО "Сбербанк России"