Центральные банки и основы их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и функции центральных банков
Сущность центральных банков………………………………………….5
Независимость центральных банков от исполнительной власти……..8
Функции центральных банков…………………………………………12
Денежно-кредитная политика центрального банка
Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………..17
Регулирование официальной учетной ставки………………………...20
Операции на открытом рынке…………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки (Автосохраненный).docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)
  • Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
  • Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;
  • Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

   Важным  фактором, определяющим возможности  центрального банка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями центрального банка и государственных органов власти повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

   Степень независимости центрального банка  от исполнительной власти в разных странах неодинакова. Считается, что  наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957 г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний. Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

   При принятии решений по вопросам денежно-кредитной  политики Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики правительства.

   Довольно  высокой степенью независимости  от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть охарактеризована как «независимая внутри правительства».

   Одним из наименее независимых центральных  банков является Банк Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа -Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту. Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений Казначейства и центрального банка.

   Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.

   Таким образом, в странах, для которых  традиционно характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства.

   В федеративных же государствах центральный  банк пользуется гораздо большей  самостоятельностью. Кроме того, в  федеративных государствах четко прослеживается стремление должным образом представить  интересы регионов в руководящих  органах центрального банка.

   Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимость многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать центральный банк.

   1.3. Функции центральных банков

   Среди многообразных функций центральных  банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.

   Основные  функции, осуществляемые всеми без  исключения центральными банками, разделяются  на регулирующие, контрольные и обслуживающие.

   К регулирующим функциям относятся:

  • управление совокупным денежным оборотом;
  • регулирование денежно-кредитной сферы;
  • регулирование спроса и предложения на кредит.

   Контрольные функции включают в себя:

  • осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
  • проведение валютного контроля.

   Обслуживающие функции заключаются в:

  • организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
  • кредитовании банковских учреждений и правительства;
  • выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.

   Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.

   Характер  проводимой центральным банком денежно-кредитной  политики во многом зависит от степени  его независимости от правительства, которая может быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.

   С другой стороны, отмечаемые в последние  десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.

   Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включают в себя:

  • определение направлений развития денежно-кредитной политики;
  • выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
  • создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
  • проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
  • составление денежных программ и контроль за их выполнением.

   Не  менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные действия.

   Контроль  за функционированием кредитно-банковской системы - одна из контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.

   Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка. Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними, принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-банковских учреждений совместно с другими институтами.

   Не  менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования.

   Степень жесткости валютного контроля и  валютного регулирования зависит  прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся  странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля.

   Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных  расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка.

   Первоначально деятельность центрального банка в  этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей.

   Другая  обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.

   Посредством кредитования правительства центральные  банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.

   Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им роли финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.

   Дополнительные  функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.

   Функции проведения аналитических  и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов.

Информация о работе Центральные банки и основы их деятельности