Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:01, реферат
Банк Китая, учрежденный в 1912 г, является старейшим банком в Китае. В настоящее время это китайский банк с наибольшим количеством зарубежных филиалов. Сфера деятельности банка включает полный набор финансовых услуг традиционного коммерческого банка, инвестиционного банка и страховых услуг. В Гонконге и Макао Банк Китая является одним из банков, занимающихся выпуском денег. К концу 2001 г. общий актив банка достиг 3,39 трлн. юаней. По исследованиям английского журнала "Бэнкер" в 2001 г. Банк Китая занимал 18-е место в списке тысячи самых влиятельных банков мира. Банк Китая имеет 559 заграничных филиалов, в т.ч. в России и Казахстане.
Контролирующие и регулирующие органы банковской системы Китая
На настоящий момент в банковской системе Китая существует четыре разновидности кредитных организаций: политические банки (Эскпортно-импортный банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая) государственные банки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая), акционерные банки (China CITIC Bank, China Everbright Bank, Mingsheng Banking Corporation, China Merchants Bank и др.), а также городские и сельские кредитные кооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью.Основным вопросом для государственных банков Китая на данном этапе является реформирование, заключающееся в двух основных аспектах: превращение в акционерное общество и размещение акцией на рынке ценных бумаг. При этом особое внимание уделяется решению проблемы «плохих» долгов. Власти КНР признали существование данной проблемы относительно недавно и предложили достаточно эффективные способы ее решения.По различным оценкам в 2000 г. объем неработающих активов государственных акционерных банков Китая составлял 25-30% от кредитных портфелей банков, причем западные эксперты отличались большим пессимизмом (по их мнению, долги составляли 40-50% от активов банков). На сегодняшний момент эта цифра снизилась до 10-15%, а у некоторых банков приблизилась к 5-8%, что уже отвечает международным стандартам. Эта проблема решается путем рекапитализации, а также списания долгов за счет средств бюджетов и реорганизации предприятий с созданием компаний по управлению активами (КУА). В результате деятельности КУА объем плохих долгов сократился на 10-20%.Также среди мер, направленных на борьбу с «плохими» кредитами стоит отметить создание общенациональной базы кредитных историй, переход на международную систему классификации кредитов, унификацию финансовой отчетности коммерческих банков и совершенствование управления кредитными рисками. Однако кроме проблемы неработающих активов не менее серьезным тормозом для повышения эффективности работы государственных коммерческих банков Китая является система налогообложения. Так, суммарное налоговое бремя банков «большой четверки» накануне вступления Китая в ВТО достигло примерно 75%, что является чрезмерно высоким показателем не только для международной, но и для китайской практики. Поэтому в настоящий момент проводится реформа системы налогообложения банков.Среди акционерных коммерческих банков выделяются три типа – общенациональные, национальные и региональные. Их особенность состоит в том, что они зачастую используются в качестве экспериментальной площадки для нововведений в банковской отрасли. В целом, деятельность акционерных банков более прибыльна, чем государственных, а экономические показатели – лучше, поскольку эти институты начинали свою деятельность без большого портфеля неработающих активов. Тем не менее, спорным остается вопрос о дальнейшей судьбе акционерных коммерческих банков. С одной стороны, развитие данной группы банков означает прямую конкуренцию с банками «большой четверки», и правительство, возможно, будет сдерживать их развитие, но с другой стороны, статистические данные свидетельствуют об обратном и показывают уверенный рост акционерных банков по многим направлениям банковской деятельности.
Городские и сельские кредитные кооперативы являются уникальной особенностью Китая и призваны обеспечивать банковское обслуживание предприятий смешанных и негосударственных форм собственности в городах и предоставлять кредиты на нужды развития сельского хозяйства. Однако в их деятельности есть несколько существенных недостатков: это игнорирование правил членства и принципов функционирования ГКК и СКК как коллективных паевых предприятий, отсутствие представления о риск-менеджменте и, как следствие, наличие большого количества «плохих» кредитов; выделение слишком больших средств на выплату дивидендов и премий сотрудникам, в том числе за счет кредитных фондов, предоставление кредитов государственным предприятиям и местным органам власти. Последняя из обозначенных проблем является, пожалуй, самой трудноразрешимой, так как для местных органов власти СКК до настоящего момента были своего рода «политическими банками», средствами которых они могли распоряжаться практически без ограничений. Контролирующие и регулирующие органы китайской банковской системы, реформирование и проблема долгов в Китае, прямая конкуренция между банками КНР, монетарная и фискальная политика ЦБ Китая
В настоящий момент Народный Банк Китая проводит реформирование ГКК и СКК, в результате которого часть ГКК должна преобразоваться в городские кредитные банки, а в СКК предполагается внедрить подрядную систему по целевым показателям операций, улучшить управление рисками при выдаче кредитов и предоставить СКК дополнительные возможности по самофинансированию и саморазвитию. В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы.Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние экономики, с ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР. Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования.Несмотря на это многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает систематические риски, так как экономика и политика в КНР очень тесно связаны, но возможности чисто политического решения экономических проблем далеко не безграничны.При вступлении в ВТО КНР взяла на себя обязательства в течение 5 лет после приема открыть иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков.Тем не менее, Китай на словах, предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков, тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные НБК, не всегда приносят желаемые результаты.Что же касается притока иностранных инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остаются в собственности у государства, а среди акционеров часто преобладают чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают западные эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее, в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен. Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы. Первые шаги в данном направлении уже были сделаны, причем катализатором этого процесса было вступление Китая в ВТО и необходимость подготовить банковскую систему Китая к международной конкуренции.Процесс открытия банковского сектора для зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы. Кроме того, по мнению целого ряда специалистов, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в лице китайского государства и компартии Китая, поэтому, несмотря на все сложности, испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.
Международными операциями занимаются преимущественно два учреждения - Банк Китая и СИТИК (Китайская международная трастово-инвестиционная компания). Однако право ведения валютных расчетов предоставлено и другим, как чисто китайским, так и иностранным и смешанным банкам. Банк Китая - внешнеторговый банк. Он осуществляет основную массу расчетов по внешней торговле, ведет счета в валюте, предоставляет кредиты в юанях и инвалюте (в т. ч. льготные для экспортного производства), обслуживает СП, выпускает кредитные карточки, привлекает экспортные и другие кредиты из-за границы. СИТИК напоминает инвестиционный банк: основная ее задача - привлечение иностранных капиталов в Китай и капиталовложения. СИТИК получила права Министерства и часто действует по прямым указаниям Госсовета КНР, вместе с Банком Китая осуществляет валютные операции. В состав компании входит собственное банковское учреждение - Промышленный банк (CITIC Industrial Bank).Все расположенные на территории СЭЗ банки имеют право осуществлять операции с депозитами, акциями и другими ценными бумагами в инвалюте, могут создавать рынки инвалюты. Им разрешается занимать или давать в долг инвалюту другим СЭЗ КНР.Свои особенности в статусе имеют отделения специализированных банков КНР (Торгово-промышленного, Сельскохозяйственного, Строительного и др.) в СЭЗ. Иначе осуществляется и планирование их деятельности. Если в отделения в других районах страны план поступает по вертикали - от их вышестоящих контор, то в СЭЗ - по горизонтали - от местного отделения Народного банка Китая (НБК), до Центрального банка страны. От местного отделения НБК они также могут получать кредиты. (В кредитном плане НБК СЭЗ выделены вместе с Шанхаем отдельными строками вслед за спецбанками.) В СЭЗ, где степень универсальности функций спецбанков выше, раньше, чем в других районах, началась конкуренция между ними. Отделения спецбанков в СЭЗ имеют право привлекать депозиты только находящихся там предприятий и организаций (среди которых немало филиалов иногородних госпредприятий), а кредиты могут получать со всего Китая. Они платят центральным отделениям более низкие налоги. Недостающую сумму в бюджет за них вносят головные отделения. В КНР созданы также 9 акционерных коммерческих банков, два из которых находятся в Шэньчжэне. Иностранным банкам разрешено, помимо представительств, открывать отделения СЭЗ. Наиболее широко представлены гонконгский "Hongkong and Shanghai Bank", английский "Standard Chartered Bank", японский "Bank of Tokyo". Иностранные банки ориентированы на международный бизнес, обслуживают иностранные и совместные предприятия. Круг разрешенных им операций относительно узок, хотя в последние годы приняты меры по его расширению. Как правило, инобанкам запрещены операции в китайских юанях (за исключением открытия трансфертных счетов при осуществлении купли-продажи СКВ по поручению клиентов). С 1997 г. банкам с иностранным капиталом, зарегистрированным в Пудуне, разрешен ограниченный круг операций с китайскими юанями. Отделения иностранных банков могут заниматься: финансированием внешней торговли и отдельных проектов; кредитованием в валюте и приемом депозитов от СП; валютными конверсионными операциями. Иностранным банкам позволено, хотя и с ограничениями, обслуживать китайские предприятия и организации. Общий надзор осуществляется Народным банком Китая (за валютными операциями - Госуправлением валютного контроля, также подчиняющимся НБК). Тарифы и условия по большинству операций иностранных банков, включая аккредитивы, учет векселей, гарантии, переводы за границу, устанавливаются Банком Китая. Иностранные граждане, въезжающие в Китай из Гонконга и Макао, освобождаются от прохождения таможни на основании въездной визы, выданной китайскими учреждениями на посещение соответствующей СЭЗ. Лицам, регулярно посещающим СЭЗ (инвесторам и т. п.), предоставляется многократная виза на 1 год. Процентные ставки и тарифы за услуги определяются Ассоциацией банкиров или в соответствии с положением на мировом кредитном рынке и утверждаются НБК.
Ведущий орган валютной системы страны - Государственное управление валютного контроля (ГУВК), действующее в системе НБК. Действует единый межбанковский валютный рынок. Уполномоченным банкам (этот статус имеют практически все зарегистрированные в КНР банки) дано право покупать и продавать на нем инвалюту. Предприятия обязаны продавать уполномоченным банкам валютную выручку и покупать у них валюту для оплаты расходов по рыночному курсу. В свою очередь НБК устанавливает для уполномоченных банков (за исключением инобанков) лимит открытой валютной позиции, при превышении которого они обязаны продать избыток СКВ Центробанку. Исключение сделано лишь для предприятий, имеющих регулярные затраты в СКВ, а также для СП. Этим категориям предприятий может быть предоставлено право иметь текущий валютный счет. Лимит открытой валютной позиции устанавливается для них ГУВК с учетом специфики хозяйственной деятельности каждого предприятия. Система валютного регулирования КНР находится на переходном этапе. С середины 1996 г. СП получили право купли-продажи СКВ в уполномоченных банках наравне с китайскими предприятиями. Вместе с тем те СП, которые не хотят воспользоваться им, или не прошли аудиторскую проверку по валютным операциям (условием ее прохождения является наличие положительного сальдо валютных расчетов) могут, как и прежде, осуществлять куплю-продажу СКВ в специально созданных центрах валютного арбитража (к операциям в них допускаются только СП и уполномоченные банки). В этом случае СП освобождаются от обязательной продажи валютной выручки. Чтобы открыть инвалютный счет в зарубежном банке, СП должно получить разрешение ГУВК или его отделения, информировать его о своих инвалютных поступлениях и расходах, представлять банковские счета. Филиал СП, созданный за границей, может открыть счет в ближайшем местном отделении Банка Китая. Он обязан ежегодно информировать ГУВК через СП о состоянии своих активов и пассивов.