Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:24, дипломная работа
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. С точки зрения собственности на капитал центральные банки разделяют: на государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия); акционерные (США, Италия); смешанные – акционерные общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность и функции центральных банков…………………………..……5
2. Роль центрального банка в регулировании деятельности банковской системы России……………………………………………………….……12
3. Дискуссионные вопросы независимости центрального банка…………18
Заключение……………………………………………….………………………23
Список используемой литературы………………………………………………25
Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами (не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (далее - Сбербанк), Банка внешней торговли (далее - Внешторгбанк), а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне).
Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.
Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
Роль центрального банка в регулировании деятельности
банковской системы России
Традиционными инструментами регулирования экономики для центральных банков являются дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов взаимодействия и сочетание их применения банками разных стран отличаются, что объясняется различной ориентацией и уровнем стабильности национальной экономики. Но общая тенденция такова, что в настоящее время при реализации стратегии центральных банков все чаще приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.
Дисконтная (учетная) политика центрального банка – одна из форм денежно-кредитной политики ЦБ, направленная на регулирование экономики. Осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки в целях воздействия на объем кредита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс. Залоговая политика центрального банка также является одной из форм денежно-кредитной политики ЦБ,. Направленной на регулирование экономики. Осуществляется при помощи выдачи гарантий и выполнения денежных обязательств. Смысл дисконтной (учетной) и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Если целью ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. При осуществлении дисконтной или залоговой политики ЦБ может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода изменением требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей.
Политика обязательных (минимальных) резервов – требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, ЦБ выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. За рубежом центральными банками используются различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитными институтами при их рефинансировании.
Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, ЦБ уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В некоторых странах минимальные резервы практически не используются как инструмент жесткого регулирования, там ЦБ перешли на более гибкую политику открытого рынка.
Политика открытого рынка – проведение операций по покупке и продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Если целью ЦБ является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. В этом случае у ЦБ есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого ЦБ будет предложено любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Данная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.
Депозитная политика – регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в ЦБ, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Валютная политика (внешнеэкономическая функция ЦБ) – ее направление и формы зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Средством реализации служат валютное регулирование и валютный контроль.
Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами в целях воздействия на экономику и национальный валютный рынок. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства – поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.
С помощью инструментов валютного регулирования центральный банк страны создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивает возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Система валютного регулирования представляет собой комплекс особых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля).
Валютный контроль в данном случае является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдение законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк России, Правительство РФ) и их агентами (организации, которые могут осуществлять функции валютного контроля в соответствии с законодательством).
Органы валютного контроля | ||
Центральный банк РФ |
Правительство РФ | |
|
Агенты валютного контроля | ||||
Уполномоченный банк |
Банк |
Банк |
Уполномоченный банк | |
|
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность | ||
Импортеры товаров и услуг |
Экспортеры товаров и услуг | |
Имеют право:
Обязаны:
|
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную(учетную) политику, направленную на регулирование валютного курса и платежного баланса и девизную политику – при покупке или продаже иностранных валют (девизов), воздействуя в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы.
Валютная политика центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики ЦБ в каждой конкретной экономической ситуации, что может выражаться в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Дискуссионные вопросы независимости центрального банка
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Информация о работе Центральный банк и его роль в банковской системе страны