Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика, как и экономика любой другой страны, претерпевала различные этапы своего развития, естественно, что в связи с этим происходили и изменения и в тенденциях динамики денежного и кредитного секторов экономики.
Использование ЭВМ, многообразие видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов диктуют всё новые и новые условия развития кредитного рынка.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Глава1. Понятие Центрального банка и его функции
Сущность Центрального банка……………………………… 6
Функции Центрального банка………………………………. 7
Глава 2. Роль Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики
2.1. Сущность денежно-кредитной политики………………………………………………………...12
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики……….13
2.3. Виды монетарной политики……………………………………..22
Глава 3. Особенности денежно-кредитной политики в России
3.1. Российская практика обязательного резервирования………….24
3.2. Рефинансирование кредитных организаций Банком РФ……...30
3.3. Особенности операций на открытом рынке России………...…36
3.4. Реализация денежно-кредитной политики в РФ в 2009г………37
Заключение ……………………………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк орган регулирования предложения денег денежнокредитными методами.doc

— 796.00 Кб (Скачать файл)

Объем денежной массы  в национальном определении (денежного  агрегата М2) по состоянию на 1 декабря  составил 14224,1 млрд. руб., увеличившись за одиннадцать месяцев 2009 года на 5,4% (в январе-ноябре 2008 года наблюдалось его сокращение на 0,3%). Снижение агрегата М2 в реальном выражении за январь-ноябрь 2009 года составило 2,8% (в январе-ноябре 2008 года денежный агрегат М2 в реальном выражении снизился на 11,4 процента).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей  денежное предложение со стороны  органов денежно-кредитного регулирования, за 2009 год увеличился на 15,9% (в 2008 году – на 1,2%). Совокупные резервы кредитных организаций за 2009 год возросли на 661,3 млрд. руб., или 37,1% (в 2008 году наблюдалось их снижение на 1,5%). Увеличение совокупных резервов почти полностью определялось приростом депозитов кредитных организаций в Банке России и их задолженности по облигациям Банка России (общая сумма указанных компонентов возросла на 643,6 млрд. руб., или в 5,3 раза). При этом обязательные резервы увеличились за год на 121,5 млрд. руб. (в 5,1 раза), остатки средств в кассах кредитных организаций – на 23,8 млрд. руб. (на 4,1%). В то же время остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизились на 127,7 млрд. руб. (на 12,4 процента).

«Ставка рефинансирования снижена с 13% в апреле 2009 года до 8,25% в настоящее время», - заявил председатель Банка России С.М. Игнатьев в выступлении на XXI съезде Ассоциации российских банков от 9 апреля 2010 года. В итоге, в 2009 году в условиях повышения уровня ликвидности кредитных организаций уменьшилась их потребность в рефинансировании со стороны Банка России – валовой кредит банковскому сектору за год снизился на 2,05 трлн. руб.  (более чем в 2 раза).

Заключение

Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом  государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства  сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без хорошо налаженного денежно-кредитного регулирования не может быть эффективной рыночной экономики.

ЦБ РФ при осуществлении  денежно-кредитной политики оперирует  следующими инструментами: устанавливает  процентные ставки по операциям Банка  России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России; операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование.

Исходя из анализа  денежно-кредитной сферы, можно сделать  вывод, что денежно-кредитный рынок  все более расширяется и требует  более совершенных мер по проводимому  регулированию. Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка и есть путь к оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Приложение

Как центральный банк реагировал на кризисную  ситуацию в стране(с конца 2008 г.); какие антикризисные меры правительства  реализовал Банк России, используя  свой арсенал способов(методов)?12

14 сентября 2008 года  считается днем начала мирового финансового кризиса. За этот период  Банк России реализовал ряд  мер правительства РФ, которые должны были смягчить последствия кризиса для страны. Денежная база в начале 2008 года возросла на 35% в год; в первый год кризиса динамика ушла в минус на 13% - но Банк России продолжал поднимать ставки, "борясь с инфляцией". Так, в период с ноября 2008 по апрель 2009 года ставка рефинансирования поднималась дважды на 1 процентный пункт и достигла 13% годовых. Теперь денежная база вернулась к росту на 48% в год  по состоянию на 1 апреля – и это максимальный темп годового прироста с августа 2007 года, но сейчас уже Центробанк смягчает политику, снижая ставку, прикрываясь снижающимся уровнем потребительской инфляции на фоне отсутствия роста платежеспособного спроса. Ставка была снижена до 8% годовых с 30 апреля 2010г.

Правительство совместно с Банком России реализует  меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей

На увеличение ресурсной базы банков направлен  ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами",  процентная ставка составляет 13 процентов годовых.

Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями. Отмена дисконтов по операциям прямого РЕПО с облигациями федеральных займов и облигациями Банка России (в частности отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с облигациями федеральных займов и облигациями Банка России. По оценкам Банка России, увеличение объема ликвидности в результате введения этой меры составило около 10 млрд. рублей.)

Повышение процентных ставок по сделкам "валютный своп" сроком на один день и по депозитным операциям Банка России (с 1 декабря 2008 г. повышена процентная ставка по сделкам "валютный своп" (рублевая часть) сроком на один день до 13%, а также с октября 2008 г. последовательно повышаются процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях).

Специальные меры предпринимаются по обеспечению  доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. Выделение субординированных кредитов коммерческим банкам, банкам с государственным участием и "Внешэкономбанку" (в 2008 г. 500 млрд. рублей Сбербанку России, 200 млрд. рублей ВТБ, 250 млрд. руб. иным кредитным организациям, в 2009 г. 500 млрд. руб. Сбербанку России, 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. ВЭБ, 225 млрд. руб. коммерческим банкам)  В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

Регулирование нормативов обязательных резервов  (Снижены по каждой категории с  действовавших летом  2008 г. 8,5% до уровня 0,5%. В общей сложности данная мера обеспечила банкам более 350 млрд. рублей свободных средств; снижены до 0,5% в октябре 2008 г. Установление с 1 мая2009 г. – 1,5%, с 1 июня 2009 г. – 2,5%.)

Участие Банка  России в торгах на фондовом рынке (Федеральный  закон от 27 октября 2008 г. №176-ФЗ)

Дотации на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  - объём дополнительного финансирования 150 млрд рублей

Расширение  возможностей получения бюджетных  кредитов  - объём дополнительного  финансирования 150 млрд рублей

Как вы считаете,в настоящее время какая кредитно-денежная политика проводится Банком России – «политика дешевых» или «политика дорогих денег»?почему?13

На мой взгляд, в настоящее время Банком России проводится политика «дешевых денег»,хотя в начале кризиса (2008г.) политику ЦБ можно было охарактеризовать  как сдерживающую, так как  именно эта политика проводится в фазе «бума» кризиса, об этом свидетельствует и понижение ставки рефинансирования на 2 процентных пунктах с 11 до 13%,но уже с апреля 2009 года Банк Росси снижал  ставку рефинансирования 13 раз. В итоге,  с 30 апреля 2010 года и по сей день ставка рефинансирования составляет  8% годовых. « ЦБ признает, что восстановление экономики неустойчиво и «сохраняется необходимость поддержки динамики внутреннего спроса», кредит дешевеет, но растет медленно. Регулятор надеется, что снижение ставок повысит доступность займов для реального сектора», - сообщает газета «Ведомости» от 29.042010г. основываясь на вышесказанном, я могу сделать вывод о том, что фаза бума прошла и настала фаза спада, где ЦБ РФ проводит  политику «дешевых денег».

Почему  экономисты-монетаристы считают  кредитно-денежную политику более эффективной,чем  бюджетно-налоговую?

Монетаристы  утверждают, что налоговая политика оказывает лишь незначительное влияние  на реальный объем валового национального продукта (ВНП), поскольку наиболее важным фактором, определяющим экономический рост, является увеличение массы денег. Любая политика стабилизации не имеет шансов на успех, поскольку ее авторы столкнутся с трудностями, пытаясь своевременно предпринять необходимые меры. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Потребность в  деньгах - это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения  денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение - то количество денег, которое находится  в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают  влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы - выше спрос на товары. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

По мнению кейнсианцев,  кредитно-денежная политика оказывается  ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой  эффективности кредитно-денежной политики. Они предлагают отличную от кейнсианцев( у них деньгам отводится второстепенная роль) цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности: изменение кредитной политики > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение совокупного спроса > изменение номинального ЧНП.

Таким образом, монетаристы исходят из того, что  главная функция денег - служить  финансовой основой и важнейшим  стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, "помогает" техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Они полагают, что  среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.

 

Список  использованной литературы и ресурсов Интернет:

Нормативные акты

  1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов Центрального Банка Российской Федерации
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г.№86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  4. Положение Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».
  5. Инструкция Банка России от 16 января 2004 года № 110 – И «Об обязательных нормативах банков» .
  6. Положения Банка России от 29 марта 2004 года №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
  7. Положение Банка России от 14 июля 2005 года №273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

Учебные пособия

 

  1. Видяпин В.И., Журавлёва Г.П. Экономическая теория(политэкономия). - М.,2007, 640 с.
  2. Матвeeва Т.Ю. Ввeдeниe в макроэкономику, М: ГУ- ВШЭ, 2007 г, 428с.
  3. Самуэльсон П. Экономика/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1964, 688 с.
  4. Селищев А.С. Деньги.Кредит.Банки. -  Питер, 2007, 432 с.
  5. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности Центрального банка. – М., 2008, 432 с.
  6. Чепурин М. Н., .Киселева Е. А. Курс экономической теории – Киров, 2000, 752 с.

Публикации  периодической печати

  1. Фетисов Г.Г. Монетарная политика России:цели,инструменты и правила// «Вопросы экономики», 2008,№11
  2. Кудинов В, Котов А. Антикризисные меры ЦБ пополнят бюджет//Ведомости, 17.05.2010
  3. Стеркин Ф. ЦБ не испугался роста цен//Ведомости ,29.04.2010
  4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год//Российская газета, 20.03.2009

Интернет-ресурсы

  1. http://www.economy.gov.ru/
  2. http://www.cbr.ru
  3. http://www.economicus.ru/
  4. http://bankir.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами