Шпаргалка по "деньгам, кредитам, банкам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 12:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Деньги, кредит, банки".

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБшпора.doc

— 474.00 Кб (Скачать файл)
justify">Эмиссионно-кассовые операции отражают работу банков по выпуску денег, своих ценных бумаг, их изъятию, организации их обращения, регулированию денежного обращения, кассовому обслуживанию хозяйства, населения.

Кассовое обслуживание клиента – операции банков по обслуживанию налично-денежного оборота. Операционные кассы коммерческого банка обеспечивают прием, учет, сохранность и выдачу наличных денежных знаков предприятиям, учреждениям, населению в соответствии с существующими положениями и правилами. Банки организуют при наличии лицензии сбор (инкассацию) наличных денег и ценностей в кассах предприятий, организаций и учреждений и доставку их в кассы банков, предприятий (центров) инкассации.

 

49.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача -  регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов, в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег. Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.

Центральный банк – это привилегированное и элитарное финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Различают два пути создания центральных банков – посредством исторического закрепления денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией либо посредством учреждения государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу ХVII века. В тот период функции, выполняемые  центральным банком, были почти тождественны функциям обычного банка, их особенность была главным образом в кредитовании правительства. Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

Под независимостью ЦБ понимается особая форма государственного контроля за состоянием данной сферы в стране. Независимость ЦБ определяется следующими элементами:

1.   Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики. В РБ Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства.

2.   Подотчетность банка. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения, утверждаются Президентом.

3.   Процедура назначения (выбора) руководства банка.  В Республике Беларусь назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

4.   Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства.

5.   Особый юридический статус имущества центрального банка. Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за центральным банком на праве оперативного управления.

В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:

-      функция эмиссионного банка.

-      функция  фирменного банка государства, который кредитует государство, поддерживает ресурсами его эк. программы, выступает  финансовым агентом  и экономическим советником;

-      функция банка банков, т.е. расчетного центра для др. банков и кредитора;

-      функция органа надзора за кредитн. учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой;

-      функция органа валютного регулирования; хранения и учета национальных золото- валютных резервов. 

Из совокупности операций центрального банка можно выделить следующие:

- Кредитование.

- Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов.

- Операции по привлечению денежных средств.  Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами.

- Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. 

- Операции на рынке ценных бумаг.

- Активные депозитные операции (операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.

Со стороны ЦБ государственное регулирование банковской деятельности производится посредством: процедур государственной регистрации и ликвидации кредитных организаций, установления запретов и ограничений, экономических нормативов, установления экономических санкций за нарушения предъявляемых требований, надзора  за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями,  определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.

Система надзора представляет собой совокупность экономических и административных мер, финансовых и юридических инструментов, используемых для поддержания безопасности и повышения эффективности банковской деятельности.

Надзор за коммерческими банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора. В первую очередь объектом надзора является проверка соответствия работы банка законам и нормативным актам, регулирующих данную сферу экономических отношений, и проверка соблюдения экономических нормативов. Тщательной проверке также подлежит порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках. В последнее время со стороны центральных банков усилен контроль качества банковского менеджмента.

В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный размер неденежной части уставного фонда и т.д.

Центральные банки ряда стран (Россия, Республика Беларусь и др.) обладают правом инициировать процесс ликвидации кредитных организаций.

Центральные банки используют не только экономические методы взаимодействия с кредитными организациями, но и административные. В том числе, возможна передача проблемного банка в доверительное управление, наложение запрета на проведение отдельных банковских операций, отзыв, приостановление лицензии, требование замены руководителей и главного бухгалтера, наложение штрафа и другие меры.

Форма образования банка может быть разной: акционерное общество, унитарное предприятие. Учредителями банка выступают юридические и физические лица.

Коммерческие банки РБ имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Нац. банке. До государственной регистрации коммерческий банк должен в полном объеме сформировать уставный фонд. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей. Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно ЦБ. Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Нац. банком.

Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Нац. банк РБ ряд документов: заявление о гос. регистрации; устав банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме и т.д. Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории РБ.

Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться не более двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Нац. банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Нац. банка.

При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации.

Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Решение Нац. банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано  учредителями (участниками) банка в судебном порядке.

 

52.

Кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализир. (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Специализир. кред.-финансовые организации, обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним можно отнести: лизинговые фирмы, кредитные союзы, инвестиционные компании, факторинговые компании, инкассаторские фирмы, финансовые компании, страховые общества, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и т.д.

Небанковские организации ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и финанс. услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем  на обслуж. относительно ограниченного сегмента рынка и, как правило, предоставление услуг специфической клиентуре.

По законодательству РБ небанковская кредитно-финансовая организация - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским Кодексом РБ, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций: привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет в кредиты; открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.

При создании небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено законодательством.

 

 

 

53.

Лизинговые компании – организации, фирмы, осуществляющие лизинговые операции. Лизинговые фирмы могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании имеют дело с одним товаром или группой однородных товаров. Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты.

Участниками (учредителями) лизинговой компании могут быть организации, предприятия, банки, ассоциации и т.п. путем объединения их вкладов на основе учредительного договора. В счет вкладов в уставный фонд фирмы могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, денежные средства, иное имущество.

Отношения по поводу лизинга между его субъектами определяются лизинговым договором (контрактом). При определении срока лизинга, срока действия лизингового договора (контракта) учитывается ряд моментов:

-     срок службы оборудования, зданий, сооружений, определяемый их техническо-экономическими  данными или законодательно;

-     период амортизации объекта лизинга, его первоначальная стоимость;

-     динамика инфляции, влияющая на цены объекта лизинга и размер лизинговых платежей;

-     конъюнктура рынка лизингового капитала (спрос, предложение, плата);

-     условия банковского кредитования, в том числе и лизинговых операций.

За пользование объектов лизинга лизингодатель взыскивает с пользователя лизинговые платежи, размер кот. определяется договором. Цена договора лизинга устанавливается исходя из суммы инвестиц. расходов лизингодателя, связанных с исполнением дан. договора, и дохода.

По окончании договора лизингополучатель имеет право выбора из следующ. возможностей:

-     покупка предмета лизинга по остаточной стоимости;

-     заключение нового лизингового соглашения на этот же предмет лизинга  или на новую более совершенную технику;

-     возврат лизингодателю предмета лизинга в той же натурально-вещественной форме.

 

 

 

 

55.

Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых  организаций, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц  в целях получения прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "деньгам, кредитам, банкам"