Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Контрольная работа по курсу
«Деньги, кредит, банки»
Тема: «Эволюция развития и
устройство денежной системы США»
Выполнила: ст. гр. БЭФЗ13-01
Гасымова Ф.Ф
Проверила: канд. экон. наук,
доцент Казанская Н.Н
Красноярск 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
1. Денежная единица
и денежное обращение………………………..4
2. Инфляция в послевоенный
период…………………………………6
3. Наличный и безналичный
оборот…………………………………..8
4. Регулирование денежной системы………………………………….10
5.Деньги США…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………19
Введение
. Денежная
система - устройство денежного обращения
в стране, сложившееся исторически
и закрепленное национальным
законодательством. Она сформировалась
в XVI-XVII вв. с возникновением и
утверждением капиталистического
производства, а также централизованного
государства и национального
рынка. По мере развития товарно-денежных
отношений и капиталистического
производства денежная система
претерпела существенные изменения.
В зависимости от вида денег
(деньги как товар, выполняющий
роль всеобщего эквивалента, или
деньги как знак стоимости) различают
системы двух типов: система металлического
обращения, которая базируется на
действительных деньгах (серебряных,
золотых), выполняющих все пять
функций, а обращающиеся банкноты
беспрепятственно обмениваются
на действительные деньги; система
бумажно-кредитного обращения, при
которой действительные деньги
вытеснены знаками стоимости, а
в обращении находятся бумажные
либо кредитные деньги.
1. Денежная единица
и денежное обращение
Одной из особенностей
денежной системы США являлось длительное существование
биметаллизма, который поддерживали
не только влиятельные в США владельцы
серебряных рудников, но и широкие круги
заемщиков — мелких и средних промышленников
и фермеров, заинтересованных в повышении
товарных цен в целях снижения реальных
размеров своей задолженности. По закону
1873 г. денежной единицей США был признан
золотой доллар и свободная чеканка серебра
была отменена; но сторонникам биметаллизма
вскоре удалось добиться сначала возобновления
частичной чеканки серебра, а затем —
покупки его казначейством. Все же в конечном
счете победили сторонники монометаллизма,
представлявшие интересы крупной промышленной
буржуазии и банков: в 1900 г, был издан акт о золотом стандарте, утвердивший
в качестве денежной единицы страны золотой
доллар с содержанием чистого золота в
1,50463 г. Однако серебряные доллары не были
изъяты из обращений.
Характерной чертой
денежной системы США было длительное существование
децентрализованной системы банкнотной
эмиссии. До 60-х гг. XIXв. правом выпуска
банкнот пользовались многочисленные
банки отдельных штатов. По закону 1863 г.
это право было предоставлено так называемым
национальным банкам, подчиненным федеральному
законодательству; тем не менее эмиссия
оставалась децентрализованной, поскольку
ее осуществляло несколько тысяч национальных
банков. Другой своеобразной чертой системы
банкнотной эмиссии, просуществовавшей
в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное
обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями
государственных займов. По закону 1863
г. каждый национальный банк мог выпускать
банкноты в пределах купленной им и внесенной
в казначейство суммы облигаций государственных
займов США. 'Такой порядок эмиссии создавал
благоприятные условия для размещения
займов федерального правительства, но
имел тот существенный недостаток, что
размеры банковского обращения были поставлены
в зависимость от величины портфеля государственных
ценных бумаг у национальных банков, а
не от по-требностей товарооборота в деньгах.
В декабре 1913 г. был издан закон, по
которому была создана новая система эмиссионных
банков — Федеральная резервная
система (ФРС). Вся территория США была
разделена на 12 округов, в каждом из которых
был учрежден федеральный резервный банк
с капиталом не менее 4 млн долл. Банкноты
федеральных резервных банков — федеральные
резервные билеты — подлежали размену
на золотые монеты и должны были обеспечиваться
не менее чем на 40% золотом, а на остальные
60% — векселями на срок до трех месяцев,
принимаемыми резервными банками к переучету
от «банков-членов». Все национальные
банки были обязаны вступить в члены Федеральной
резервной системы; другие банки могли
стать ее членами с разрешения руководства
ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный
резервный совет под председательством
министра финансов, в его состав входили
контролер денежного обращения и 6 членов,
назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт внес следующие
изменения в денежную систему страны: 1)
он централизировал банкнотную эмиссию
и 2) существенно изменил систему обеспечения
банкнот, сделав основным обеспечением
их коммерческие векселя вместо государственных
ценных бумаг.
В период мирового экономического кризиса
1929 — 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное
сохранение золотомонетного стандарта.
Это объясняется прежде I всего тем, что
Соединенные Штаты вступили в Первую мировую
воину лишь незадолго до ее окончания,
а потому им не приходилось нести большие
военные расходы и прибегать для их покрытия
к инфляционному выпуску бумажных денег.
Кроме того, после войны золотой запас
страны значительно возрос, что способствовало
сохранению ею прежней системы свободного
размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США золотой стандарт
рухнул под ударами кризиса 1929 — 1933 гг.
Ликвидации золотого стандарта сопутствовала
девальвация доллара на 41%. Согласно «акту
о золотом резерве», вступившему в силу
31 января 1934 г., новое золотое содержание
доллара не должно было превышать 60% прежнего,
причем президенту предоставлялось право
определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически
новое золотое содержание золота было
установлено на уровне 59,% прежнего путем
повышения бумажной цены золота с 20,67 до
35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое
содержание доллара было снижено с 1,50463
г до 0,888671 г.
По тому же акту о золотом резерве»
было осуществлено огосударствление
централизованных золотых запасов: весь
золотой запас федеральных резервных
банков Передавался казначейству в обмен
на его золотые сертификаты по старой
цене (20,67 долл. за унцию чистого золота),
а за счет прибыли, полученной казначейством
от переоценки золота по более высокой
цене (35 долл.), был создан стабилизационный
фонд в сумме 2 млрд долл. для регулирования
курсов доллара, иностранной валюты и
государственных ценных бумаг. Фактически
стабилизационный фонд был использован
правительством США для ведения валютной
войны против Англии: путем скупки фунтов
стерлингов на доллары за счет средств
этого фонда оказывалось понизительное
воздействие на курс доллара.
Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство
закупать серебро и выпускать взамен его
серебряные сертификат, ставшие одним
из составных элементов денежной массы.
Закупки серебра должны были продолжаться
до тех пор, пока серебряный запас достигнет
25% совокупного централизованного металлического
запаса (золотого и серебряного). Акт 1934
г. был продиктован интересами серебропромышленников.
За 1934 — 1942 гг. казначейство
купило около 2,7 млрд унций серебра, что
привело к повышению его цены
2. Инфляция в послевоенный
период
Особенностью военной инфляции в США явилось
то, что она происходила в условиях заметного роста объема промышленного
производства; это в известной мере сдерживало инфляцию.
Однако рост денежной массы значительно
превосходил рост производства. Так, за
1940 — 1945 гг. количество наличных денег
в обращении увеличилось в 3,7 раза, тоща
как валовой национальный продукт увеличился
только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная
сила доллара, по преуменьшенным официальным
данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная
инфляция в США, как и в других капиталистических
странах, вызвана новой гонкой вооружений
и милитаризацией экономики. Масса наличных
денег в обращении (включая банкноты, серебряные
доллары, мелкие монеты и казначейские
билеты) составляла в 1939 г. 7,6 млрд долл.,
в 1945 г. - 28,5 млрд, в 1950 г. - 27,7 млрд, в 1955 г.
— 31,2 млрд, в 1960 г. — 32,9 млрд, в 1965 г. — 42,1
млрд (все эти данные — на конец года) и
в июле 1972 г. — 62,4 млрд долл. Итак, вслед
за кратковременным сокращением денежной
массы за первое послевоенное пятилетие
начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый
рост ее, причем в первой половине 1950-х
гг. этому способствовала американская
агрессия в Корее, а во второй половине
1960-х гг. — американская агрессия во Вьетнаме.
Значительно выросла и сумма депозитов
до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце
1947 г. до 241,3 млрд. долл. в августе 1972 г.
Рост денежной массы в США значительно опережал
рост производства и товарооборота и имеет
инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная
денежная масса увеличилась на 44%, а розничный
товарооборот в реальном выражении —
только на 26%. |В 1969 — 1970 гг. имел место кризисный
спад промышленного производства США,
но денежная масса продолжала возрастать.
Так, в марте 1971г. общий индекс промышленной
продукции К США был почти на 5% ниже уровня
1969 г., но общая масса денег в обращении
(включая наличные деньги и депозиты до
востребования) возросла с марта 1969 г.
по март 1971 г. на 11%. С марта 1.1971 г. по март
1972 г. денежная масса снова возросла на
11%, а промышленная продукция — только
на 4%.
В результате инфляции и давления
монополий уровень цен в США систематически
рос, а покупательная сила доллара падала.
На протяжении послевоенного периода,
с 1945 по 1972 гг., общий индекс потребительских
цен повысился более чем вдвое, причем
только за 1963 — 1972 гг. (по июль 1972 г.) его
рост составил 37%. Характерно, что в своем
послании 1970 г. об экономическом положении
страны президент Никсон был вынужден
признать развитие инфляции в США и ее
тесную связь с ростом расходов на воину
во Вьетнаме.
Особенностью послевоенной
инфляции в США по сравнению с рядом других
капиталистических стран явилось то, что
обесценение доллара по отношению к товарам
длительное время не сопровождалось снижением
его официального золотого содержания,
которое до конца 1971 г. оставалось на уровне,
установленном еще в 1934 г. Однако за последние
годы развитие валютного кризиса все более
подрывало доллар. В марте 1968 г. США пришлось
пойти на установление двойной цены золота:
по официальной цене (35 долл. за 1 унцию)
золото продолжало продаваться только
казначействам и центральным банкам других
стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся
рыночные цены, устанавливающиеся на частных
рынках золота. В 1968 г. было отменено обязательное,
25%-е золотое обеспечение банкнот федеральных
резервных банков.
В результате ухудшения валютно-финансового
положения в конце 1971 г. на Вашингтонском
совещании министров финансов 10 капиталистических
стран США согласились осуществить девальвацию
доллара: официальная цена унции золота
была повышена с 35 до 38 долл., а золотое
содержание доллара снижено с 0,888671 до
0,818513 г. Это решение было осуществлено
в 1972 г., причем конвертабельность долларов
в золото, прекращенная ранее, не была
восстановлена.
Дальнейшее ухудшение
экономического положения США, в частности большой пассив
и давление на доллар, в феврале 1973 г. вынудили
администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты.
Золотое содержание доллара было снижено
до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена
повышена до 42,22 долл. за одну тройскую
унцию, или на 11,1%.
В связи с переходом ведущих западных
стран в начале 70-х гг. к так называемым
«плавающим» курсам фиксация официальной
пены золота в долларах утратила свое
реальное значение. Ямайское валютное
соглашение официально установило систему
«плавающих» валютных курсов и отменило
использование официальной цены золота
в долларах как базы твердых валютных
паритетов. Кроме того, была отменена фиксация
масштаба цен в золоте, оно стало продаваться
свободно из государственных запасов
и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте
были заменены на СДР.
Говоря об инфляции
в США, необходимо отметить, что наиболее
высокий ее темп наблюдался в период с
конца 60-х гг. до начала 80-х гг. Это объяснялось
рядом экономических и военно-политических
причин. К ним прежде всего следует отнести
обострение мирового валютно-финансового
кризиса, стремление освободиться от доллара,
крупный пассив платежного баланса, особенно
с Японией, огромные военные расходы, связанные
как с войной во Вьетнаме и новой программой
военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым
кризисом 1973—1975 гг., а также повышение
цен рядом корпораций. В результате с 1964
по 1980 г. портфель гособлигаций у федеральных
резервных банков возрос в три раза —
с 37 до 121 млрд долл., эмиссия банкнот увеличилась
также в три раза — с 35,3 млрд долл. до 124,2
млрд . долл., а индекс розничных цен (в
1967 г. равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная
способность доллара упала до
40% по сравнению с 1967
г. При этом к началу 70-х гг. золотой запас сократился
до 11,2 млрд дол. по сравнению с 24,6 млрд
долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза. К началу 80-х
гг. инфляция пре- Браталась в главную
экономическую проблему. Активные антиинфляционные
меры, принятые администрацией Р. Рейгана
в 1981 г., способствовали снижению ее уровня.
В их основу была положена монетаристская
концепция регулирования экономики. В
числе этих мер прежде всего назовем повышение
процентных ставок, ограничение денежной
эмиссии, сокращение бюджетного дефицита
за счет урезания государственных расходов,
уменьшение пассива платежного баланса,
снижение налогов с юридических и физических
лиц и некоторое уменьшение военных расходов
(вследствие подписания ряда соглашений
с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).
3. Наличный и безналичный
оборот
В настоящее время США располагают следующей
структурой денежного обращения, которую определяют три основных
эмитента денег. Это министерство финансов
(казначейство), центральный банк (ФРС)
и коммерческие банки.
Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные
(казначейские денежные) билеты от 1 до
10 долл., серебряные монеты и разменные,
так называемые неполноценные монеты,
изготовленные из обычных металлов (никеля,
меди). До последнего времени эмиссия казначейских
денег составляла 11% налично-денежной
массы. При этом большая часть приходится
на монеты.