Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:20, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
I. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность налогов………………………….……………………………………5
1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 7
1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ 10
II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 13
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 13
2.2. СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
III. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИТЕМЫ РФ 26
3.1. РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ 26
3.2. МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Пенсионный фонд — 20,6%, Фонд социального страхования — 2,9%, фонды обязательного медицинского страхования — 2,6%;
Пенсионный фонд — 19,2%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%;
Пенсионный фонд - 14%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%.
Кроме этого в НК закреплены следующие ставки единого социального налога для всех налогоплательщиков:
Если средняя заработная плата работника на предприятии больше 50000 рублей в год, без 10% самых высокооплачиваемых, то:
Существуют и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так, освобождаются от уплаты налога организации любых организационно-правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100000 руб. в течение года, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Ожидается, что введение единого социального налога станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.
Также предусматривается ввести с 01.01.01 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл. 23 НК РФ).
Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.
Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами, проживающими за пределами РФ, от дивидендов и доходов.
Определена система четких и носящих всеобщий характер, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Стандартные вычеты различны в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан.
В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социальные расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях, как самого налогоплательщика, так и его детей.
Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, в размере произведенных расходов, но этот вычет не может превышать 600000 руб. в год.
Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, — не более 125000 руб.
При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик может уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.
На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
В законе приводится перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К ним относятся государственные пособия (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.
Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и предоставления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц.
В рамках проводимых налоговых преобразований ставки акцизов на бензин и табачные изделия были существенно увеличены; отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций становятся и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, в качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, которые практически не были установлены. Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.
Правительством РФ предлагается отменить налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.
Конечно, Налоговый кодекс не будет идеальным документом на все времена. Как показывает опыт, в том числе и зарубежный, налоговое законодательство — одно из самых подвижных элементов экономики. Даже в тех государствах, где действуют Налоговые кодексы, ежегодно принимается множество поправок к налоговому законодательству, что связано, прежде всего, с изменением налоговой политики государства.
3.2. Мнение российских экономистов
На заседании правительства глава кабинета министров Михаил Касьянов сообщил, что собираемость налогов растет медленнее ВВП России. По мнению Касьянова, эффективность сбора налогов необходимо увеличить до конца года, когда в действие вступит новый Налоговый кодекс.
В своём заявлении Касьянов высказывает, что правительство демонстрирует непонимание того, что налоги образуются не только от роста объёмов продаж, а, прежде всего от полученных предприятиями или физическими лицами доходов.
Трудно, например, требовать уплаты налога на прибыль от компании, которая для захвата рынка проводит распродажи товаров по сниженным ценам. В этом случае объемы ее продаж будут расти что, в конечном итоге, приведет к увеличению и ВВП России, но налогов она платить не будет.
Последствия заявления Касьянова можно предугадать уже сегодня. Во-первых, российские компании до конца года, видимо, ждут неоднократные и усиленные налоговые рейды, которые, по мнению Касьянова, должны увеличить собираемость налогов.
Более долгосрочная перспектива выглядит куда хуже. Внимание Касьянова к собираемости налогов — весьма тревожный симптом. Если правительство не справится с эффективностью их собираемости в 2001 году, то ему придется пересматривать ставки налогов, которые в новом Налоговом кодексе уменьшены по сравнению с ныне действующими нормами.
И тогда, соответственно, вся налоговая реформа потеряет смысл для правительства и уж тем более для честных бизнесменов, решивших “открыться” государству и платить налоги вместо того, чтобы, по российской традиции, прятать прибыль. Таким предприятиям и бизнесменам придется платить налогов больше, чем всем остальным.
Пока, правда, правительство не объявляло о том, какие методы сбора налогов будут им применяться в будущем. Однако, учитывая общий тон реформы исполнительной власти, изменений статуса Центробанка, Налоговой реформы и других законодательных инициатив, можно не сомневаться, что в отношении сбора налогов будут применены радикальные методы.
Приказано повысить собираемость налогов — значит надо повысить любой ценой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы я описала систему налогообложения: виды, сущность и функции налогов, основные элементы и типы налогообложения.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены налоговая система Российской Федерации, а так же налоговая система одной из самых экономически развитых стран мира – Соединённых Штатов Америки. Рассмотрены различные органы власти и налоги, собираемые в их бюджеты в налоговых системах обеих стран.
Третья глава заключается в выявлении противоречий, недостатков и путей их реформирования в налоговой системе Российского Государства. Здесь я попытался раскрыть основные задачи налоговой реформы, изменения в налогообложении, которые вступят в силу с принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Так же в этой главе приведено мнение одного из российских экономистов о возможных проблемах, связанных с общим понижением налогового бремени и интенсификацией сбора налогов.
Налоговая система – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Она является основным инструментом, с помощью которого государство определяет приоритеты социально-экономического развития и влияет на развитие хозяйства. Исходя из этого, налоговая система РФ должна быть надёжной составляющей российской экономики.
Исходя из собранного материала, я могу сделать вывод, что основными проблемами нашей налоговой системы являются:
1) излишняя запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий или увеличения выпуска товаров народного потребления;
2) чрезмерно высокие
налоговые ставки –
3) сокрытие доходов предприятиями и физическими лицами от налоговых органов;
4) нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль в привлечении инвестиций как отечественных, так и иностранных.
Очевидно, что все эти проблемы взаимосвязаны, поэтому необходимо их совокупное решение, а именно упрощение налоговой системы, путём устранения и объединения второстепенных и схожих налогов, снижение общих налоговых ставок и повышение качества сбора налогов.
Все вышесказанное обуславливает
объективную необходимость
Есть надежда, что готовая к принятию часть вторая Налогового кодекса РФ в большей степени способна решить существующие проблемы. Хотя очевидно, что законодательная власть бессильна без поддержки исполнительной власти, какие бы проекты она не разрабатывала, необходим орган, заставляющий “играть” людей по новым более приемлемым правилам.
Таким образом, совершенствование
системы сбора налогов
СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автор, Налоговая эволюция, журнал “Эксперт”, №8(221) 28 февраля, 2000
1 Налоги: Учеб. Пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000
2 Д.Г. Черник, А.З. Дадашева Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь. 1999. – С.22 (В связи с тем, что изменения, внесённые в часть первую НК после её принятия очень значительны, они не были помещены в этот перечень)
3 Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, С. 267.
4 С. 268.
5 С.272
6 Д.Г. Черник Налоги, С.274
7 Государственный бюджет: Конспект лекций/под ред. В.В. Журавлёва, Н.Т. Саврукова. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000, С.25
8 Перечень налогов относящихся к федеральным, региональным или местным налогам рассмотрен в параграфе 1.3 Виды налогов.