Экономический анализ деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая работа – это деятельность финансово – аналитических служб, направленная на повышение эффективности его деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу банка.
Основной целью экономической работы любого коммерческого банка в условиях рыночной ориентации экономики является повышение эффективности деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.
Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 195.93 Кб (Скачать файл)

Цель, виды, этапы и направления  экономической работы

Экономическая работа –  это деятельность финансово –  аналитических служб, направленная на повышение эффективности его  деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу банка.

Основной целью экономической  работы любого коммерческого банка  в условиях рыночной ориентации экономики  является повышение эффективности  деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.

Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической  работе, которая должна вестись в  следующих направлениях:

исследование и анализ деятельности банка, разработка предложений  по определению приоритетных направлений  их развития;

перспективное и текущее  планирование развития банка;

изучение экономики и  финансового рынка региона, в  котором функционирует банка:

осуществление постоянных контактов  с налоговыми службами по вопросам налогообложения.

Исходя из основных направлений  экономической работы, различные  отделы и службы банка, взаимодействуя между собой, выполняют следующие  функции:

организуют и координируют всю экономическую, исследовательскую, финансовую и статистическую работу в учреждениях банка,

анализируют финансово-хозяйственную  деятельность учреждений банка, выявляют причины, влияющие на прибыль, и разрабатывают  предложения по ее увеличению;

осуществляют управление кредитными ресурсами и анализируют  эффективность их использования;

изучают эффективность совершаемых  операций и оказываемых банками  услуг и разрабатывают совместно  с другими отделами предложения  по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов;

разрабатывают предложения  по тарифам комиссионного вознаграждения за услуги, оказываемые учреждениями банка;

осуществляют экономический  анализ привлечения средств населения  и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги;

изучают экономику, включая  инвестиционные программы местных  администраций, финансовый рынок, конкурентов  в регионе;

анализируют уровень и  эффективность организации работы учреждений банка и разрабатывают  предложения по созданию оптимальной  структуры сети;

изучают конъюнктуру цен  в регионе и осуществляют экономическую  экспертизу договоров, заключаемых  учреждением банка;

разрабатывают бизнес-планы  и текущие планы развития учреждения банка;

осуществляют анализ практики применения действующего законодательства и разрабатывают предложения  по оптимизации налогообложения;

обеспечивают сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка: по вкладам и депозитам  физических и юридических лиц, ценным бумагам, кредитам, валюте, доходам, расходам, прибыли, труду, сети и др.

Экономическая работа банка  с клиентом охватывает все стороны  деятельности банка – от привлечения  клиента в данный банк до проведения различных активных и пассивных  операций по его счетам. Используются различные критерии классификации  экономической работы банка.

В зависимости от этапа  работы банка с клиентом и типа проводимых операций могут быть выделены: предварительная; текущая и итоговая работа с клиентом.

К предварительной работе с клиентом относятся следующие  виды деятельности банка:

1.Работа, связанная с привлечением  клиента в банк:

- рекламная деятельность;

- разработка нетрадиционных  форм привлечения депозитов юридических  лиц и вкладов граждан, новых  видов кредитов, предлагаемых клиентуре,  комплексное расчетно-кассовое обслуживание (предполагает предоставление целого  ряда других банковских услуг,  в частности, кредитование оборотных  средств, управление портфелем  ценных бумаг, аккредитивные расчеты,  конверсионные операции, создание  новых перспективных операций (например: банк может выступить организатором  синдицированного кредитования  или выступить в качестве агента  по размещению акций компании);

- работа по внедрению  новых видов банковских операций  и услуг (например, банк может  содействовать компании в привлечении  стратегического инвестора путем  проведения переговоров с ведущими  международными финансовыми институтами  и в подготовке информационных  меморандумов и в оценке акций  компании, и в согласовании других  вопросов с использованием компетентных  банковских специалистов).

2.Ведение переговоров.

Вся работа с клиентами  строится банком на основе заключения договора банковского счета, включающем расчетное или расчетно-кассовое обслуживании, совместную деятельность, об открытии и ведении депозитных счетов и т.д.

Открытие текущих и  расчетных счетов клиентов и проведение операций по ним производятся на основе договоров о расчетном или  расчетно-кассовом обслуживании. В  первом случае договор содержит условия  открытия расчетного или текущего счета  и проведения операций по нему. Указываются  сумма и порядок взыскания  комиссионных за проведение различных  форм расчетов. Расчетно-кассовое обслуживание, кроме вышеперечисленных моментов, предполагает порядок выдачи наличных денег со счетов клиентов.

При осуществлении совместной деятельности банка и клиента  заключается договор о совместной деятельности, в котором оговариваются  права и обязанности сторон и  порядок распределения прибыли  между ними.

Договор заключаются в  результате переговоров, ведущихся  между сотрудниками соответствующих  служб банка и клиентами. Целью  данных переговоров является выяснение  желательных сторон условий заключения этих договоров и выявление возможных  компромиссов. Необходимо отметить, что  каждая экономическая ситуация уникальна  в своем роде и требует от работников банка творческого подхода к  ведению переговоров и заключению договоров.

3.Предварительная работа  по кредитованию:

анализ эффективности  кредитуемых мероприятий;

анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика;

оценка предлагаемого  в залог имущества или иных обязательств клиента, предлагаемых в обеспечение ссуды.

Работа банков с клиентурой, основанная на партнерских отношениях, предполагает анализ не только объекта  сделки, но и ее субъекта. В этой связи  перед банком встает задача анализа  кредитоспособности и финансового  состояния клиента, выделения группы так называемых первоклассных клиентов банка, которым могут быть предоставлены  бланковые (необеспеченные) кредиты.

Анализ кредитоспособности включает расчет и анализ ряда оценочных показателей работы клиентов банка. Эти показатели могут быть разделены на четыре основные группы: показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели привлечения средств; показатели прибыльности.

1.Подготовка различного  рода договоров, их юридическая  экспертиза.

2.Заключение договоров.

К текущей работе с клиентом относятся следующие виды деятельности банка:

1. Текущая работа с  депозитами:

анализ операций, проводимый по счетам клиентов;

открытие на основе этого  анализа новых видов счетов клиентам;

начисление и уплата процентов.

2. Контрольная работа  банка в процессе кредитования:

анализ представляемой клиентами  в процессе кредитования отчетности;

контроль над целевым  использованием заемных средств;

контроль над соблюдением  правил хранения заложенного имущества  и готовой продукции;

контроль над погашением суммы основного долга и процентов.

К итоговой работе с клиентурой относятся следующие виды деятельности банка:

1.Сравнительный анализ  ожидаемого и полученного эффекта  от проведенных операций.

2.Расторжение заключенных  договоров.

В зависимости от целей  проводимой экономической работы (видов  банковских операций) выделяются:

1.Работа по привлечению  средств:

анализ целесообразности привлечения межбанковского кредита;

работа по привлечению  средств на депозитные счета клиентов.

2.Работа по размещению  привлеченных средств:

экономическая работа по кредитованию;

экономическая работа по инвестированию в ценные бумаги;

экономическая работа по совершенствованию  форм расчетов;

экономическая работа, связанная  с предоставлением прочих банковских услуг (агентских, консультационных и  т.д.).

Возможность выбора клиентом обслуживающего банка и возможности  банков по обслуживанию широкого круга  клиентуры ставят перед банком задачу привлечения клиентов в банк. Эта  работа тесно связана с деятельностью  банка по управлению его активами и пассивами, так как определяет формирование определенной структуры  активов и пассивов банка с  учетом стратегических целей кредитной политики данного банка, разработанной его руководством.

Банки, стремящиеся к наращиванию  среднесрочных и долгосрочных кредитных  вложений, как правило, планируют  увеличение удельного веса депозитов  соответствующих сроков в пассиве  банка. В связи с этим проводится работа по открытию депозитных счетов старым клиентам банка и привлечению  депозитов новых клиентов. С этой целью может быть расширен перечень видов открываемых банком депозитных счетов, изменен на договорной основе режим ведения открытых ранее  счетов клиентов, проведена работа по выпуску и размещению депозитных и сберегательных сертификатов, модифицирована процентная политика банка. Такая работа, как правило, проводится в соответствии со спросом старых клиентов банка  на кредит определенной срочности и  потребностью банка в увеличении прибыли (среднесрочные и долгосрочные ссуды предоставляются под более  высокий процент, чем краткосрочные  ссуды и ссуды до востребования).

Возможны и иные направления  деятельности банка по привлечению  клиентуры. Банк может предложить клиенту  долю участия в своем капитале. При этом клиента может вполне удовлетворить не контрольный пакет  акций в случае, если банк в полной мере будет учитывать интересы компании, а также, если акции банка будут  приносить клиенту доход.

При наличии у банка  невостребованных кредитных ресурсов кредитные учреждения стремятся  к привлечению компаний, нуждающихся  в заемных средствах. В настоящее  время многие перспективные российские компании еще не накопили достаточного финансового потенциала, и при  интенсивной финансовой поддержке  одна из таких компаний в отрасли  может достаточно легко выйти  в лидеры, что обеспечит банку  возврат вложенных средств и  получение доходов от развития бизнеса  с данным клиентом в будущем. Очевидно, выработка стратегии конкурентного  поведения компании на рынке –  одно из возможных направлений ее совместной работы с банком.

Банк может также рассмотреть  вопрос о предоставлении межбанковского кредита. В последнем случае в  качестве клиента рассматривается  другое кредитное учреждение.

При проведении такой работы необходимо учитывать требования к  ликвидности баланса банка, поддерживать равновесие между задачей достижения желаемой прибыльности и ликвидностью банка.

Независимо от направлений  указанной работы и ее задач могут  быть выделены следующие этапы работы банка с клиентурой:

привлечение и выбор клиентов;

ведение переговоров и  заключение различного рода договоров;

открытие счетов клиентам банка в соответствии с заключенными договорами;

аналитическая и контрольная  работа в процессе выполнения заключенных  договоров;

анализ эффективности  работы по выполненным договорам.

Усиление конкуренции  между банками, в том числе  специализированными и коммерческими, за привлечение клиентов требует  от всех кредитных учреждений особого  внимания к проблеме организации  отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения  их качества, установления партнерских  отношений между банком и его  клиентами.

Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом отдельном  случае зависит, прежде всего, от категории  клиента. Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых  клиентов. Особенности хозяйственной  деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко  отношения к ним, а также условия  предоставления им отдельных видов  услуг отличаются от таковых для  старых клиентов.

В свою очередь среди старых клиентов выделяются различные их группы, отношения банка с которыми также  существенно различаются.

Российские банки вынуждены  вести острую конкурентную борьбу за укрепление своих позиций на финансовом рынке, а особенно за право обслуживания наиболее перспективных предприятий. «Интересы банка – это интересы его клиентов». Сегодня такое  заявление можно увидеть в  рекламе большинства банков на страницах  газет и журналов. Очевидно, такой  подход является оправданным. Практика показывает, что наиболее успешно  развивается бизнес тех банков, которые  сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих  клиентов с ориентацией на общую  доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить  к работе с крупными клиентами, в  частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.

Информация о работе Экономический анализ деятельности банка