Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:27, курсовая работа
Экономическая работа – это деятельность финансово – аналитических служб, направленная на повышение эффективности его деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу банка.
Основной целью экономической работы любого коммерческого банка в условиях рыночной ориентации экономики является повышение эффективности деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.
Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:
Цель, виды, этапы и направления экономической работы
Экономическая работа – это деятельность финансово – аналитических служб, направленная на повышение эффективности его деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу банка.
Основной целью экономической работы любого коммерческого банка в условиях рыночной ориентации экономики является повышение эффективности деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.
Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:
исследование и анализ деятельности банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений их развития;
перспективное и текущее планирование развития банка;
изучение экономики и финансового рынка региона, в котором функционирует банка:
осуществление постоянных контактов с налоговыми службами по вопросам налогообложения.
Исходя из основных направлений экономической работы, различные отделы и службы банка, взаимодействуя между собой, выполняют следующие функции:
организуют и координируют всю экономическую, исследовательскую, финансовую и статистическую работу в учреждениях банка,
анализируют финансово-хозяйственную деятельность учреждений банка, выявляют причины, влияющие на прибыль, и разрабатывают предложения по ее увеличению;
осуществляют управление кредитными ресурсами и анализируют эффективность их использования;
изучают эффективность совершаемых
операций и оказываемых банками
услуг и разрабатывают
разрабатывают предложения
по тарифам комиссионного
осуществляют экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги;
изучают экономику, включая инвестиционные программы местных администраций, финансовый рынок, конкурентов в регионе;
анализируют уровень и
эффективность организации
изучают конъюнктуру цен в регионе и осуществляют экономическую экспертизу договоров, заключаемых учреждением банка;
разрабатывают бизнес-планы и текущие планы развития учреждения банка;
осуществляют анализ практики применения действующего законодательства и разрабатывают предложения по оптимизации налогообложения;
обеспечивают сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка: по вкладам и депозитам физических и юридических лиц, ценным бумагам, кредитам, валюте, доходам, расходам, прибыли, труду, сети и др.
Экономическая работа банка с клиентом охватывает все стороны деятельности банка – от привлечения клиента в данный банк до проведения различных активных и пассивных операций по его счетам. Используются различные критерии классификации экономической работы банка.
В зависимости от этапа работы банка с клиентом и типа проводимых операций могут быть выделены: предварительная; текущая и итоговая работа с клиентом.
К предварительной работе с клиентом относятся следующие виды деятельности банка:
1.Работа, связанная с привлечением клиента в банк:
- рекламная деятельность;
- разработка нетрадиционных
форм привлечения депозитов
- работа по внедрению
новых видов банковских
2.Ведение переговоров.
Вся работа с клиентами
строится банком на основе заключения
договора банковского счета, включающем
расчетное или расчетно-
Открытие текущих и
расчетных счетов клиентов и проведение
операций по ним производятся на основе
договоров о расчетном или
расчетно-кассовом обслуживании. В
первом случае договор содержит условия
открытия расчетного или текущего счета
и проведения операций по нему. Указываются
сумма и порядок взыскания
комиссионных за проведение различных
форм расчетов. Расчетно-кассовое обслуживание,
кроме вышеперечисленных
При осуществлении совместной
деятельности банка и клиента
заключается договор о
Договор заключаются в
результате переговоров, ведущихся
между сотрудниками соответствующих
служб банка и клиентами. Целью
данных переговоров является выяснение
желательных сторон условий заключения
этих договоров и выявление
3.Предварительная работа по кредитованию:
анализ эффективности кредитуемых мероприятий;
анализ кредитоспособности
и финансового состояния
оценка предлагаемого в залог имущества или иных обязательств клиента, предлагаемых в обеспечение ссуды.
Работа банков с клиентурой, основанная на партнерских отношениях, предполагает анализ не только объекта сделки, но и ее субъекта. В этой связи перед банком встает задача анализа кредитоспособности и финансового состояния клиента, выделения группы так называемых первоклассных клиентов банка, которым могут быть предоставлены бланковые (необеспеченные) кредиты.
Анализ кредитоспособности включает расчет и анализ ряда оценочных показателей работы клиентов банка. Эти показатели могут быть разделены на четыре основные группы: показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели привлечения средств; показатели прибыльности.
1.Подготовка различного
рода договоров, их
2.Заключение договоров.
К текущей работе с клиентом относятся следующие виды деятельности банка:
1. Текущая работа с депозитами:
анализ операций, проводимый по счетам клиентов;
открытие на основе этого анализа новых видов счетов клиентам;
начисление и уплата процентов.
2. Контрольная работа банка в процессе кредитования:
анализ представляемой клиентами в процессе кредитования отчетности;
контроль над целевым использованием заемных средств;
контроль над соблюдением правил хранения заложенного имущества и готовой продукции;
контроль над погашением
суммы основного долга и
К итоговой работе с клиентурой относятся следующие виды деятельности банка:
1.Сравнительный анализ
ожидаемого и полученного
2.Расторжение заключенных договоров.
В зависимости от целей проводимой экономической работы (видов банковских операций) выделяются:
1.Работа по привлечению средств:
анализ целесообразности привлечения межбанковского кредита;
работа по привлечению средств на депозитные счета клиентов.
2.Работа по размещению привлеченных средств:
экономическая работа по кредитованию;
экономическая работа по инвестированию в ценные бумаги;
экономическая работа по совершенствованию форм расчетов;
экономическая работа, связанная с предоставлением прочих банковских услуг (агентских, консультационных и т.д.).
Возможность выбора клиентом обслуживающего банка и возможности банков по обслуживанию широкого круга клиентуры ставят перед банком задачу привлечения клиентов в банк. Эта работа тесно связана с деятельностью банка по управлению его активами и пассивами, так как определяет формирование определенной структуры активов и пассивов банка с учетом стратегических целей кредитной политики данного банка, разработанной его руководством.
Банки, стремящиеся к наращиванию
среднесрочных и долгосрочных кредитных
вложений, как правило, планируют
увеличение удельного веса депозитов
соответствующих сроков в пассиве
банка. В связи с этим проводится
работа по открытию депозитных счетов
старым клиентам банка и привлечению
депозитов новых клиентов. С этой
целью может быть расширен перечень
видов открываемых банком депозитных
счетов, изменен на договорной основе
режим ведения открытых ранее
счетов клиентов, проведена работа
по выпуску и размещению депозитных
и сберегательных сертификатов, модифицирована
процентная политика банка. Такая работа,
как правило, проводится в соответствии
со спросом старых клиентов банка
на кредит определенной срочности и
потребностью банка в увеличении
прибыли (среднесрочные и долгосрочные
ссуды предоставляются под
Возможны и иные направления деятельности банка по привлечению клиентуры. Банк может предложить клиенту долю участия в своем капитале. При этом клиента может вполне удовлетворить не контрольный пакет акций в случае, если банк в полной мере будет учитывать интересы компании, а также, если акции банка будут приносить клиенту доход.
При наличии у банка
невостребованных кредитных ресурсов
кредитные учреждения стремятся
к привлечению компаний, нуждающихся
в заемных средствах. В настоящее
время многие перспективные российские
компании еще не накопили достаточного
финансового потенциала, и при
интенсивной финансовой поддержке
одна из таких компаний в отрасли
может достаточно легко выйти
в лидеры, что обеспечит банку
возврат вложенных средств и
получение доходов от развития бизнеса
с данным клиентом в будущем. Очевидно,
выработка стратегии
Банк может также рассмотреть вопрос о предоставлении межбанковского кредита. В последнем случае в качестве клиента рассматривается другое кредитное учреждение.
При проведении такой работы необходимо учитывать требования к ликвидности баланса банка, поддерживать равновесие между задачей достижения желаемой прибыльности и ликвидностью банка.
Независимо от направлений указанной работы и ее задач могут быть выделены следующие этапы работы банка с клиентурой:
привлечение и выбор клиентов;
ведение переговоров и заключение различного рода договоров;
открытие счетов клиентам банка в соответствии с заключенными договорами;
аналитическая и контрольная работа в процессе выполнения заключенных договоров;
анализ эффективности работы по выполненным договорам.
Усиление конкуренции
между банками, в том числе
специализированными и
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом отдельном случае зависит, прежде всего, от категории клиента. Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых клиентов. Особенности хозяйственной деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко отношения к ним, а также условия предоставления им отдельных видов услуг отличаются от таковых для старых клиентов.
В свою очередь среди старых клиентов выделяются различные их группы, отношения банка с которыми также существенно различаются.
Российские банки вынуждены вести острую конкурентную борьбу за укрепление своих позиций на финансовом рынке, а особенно за право обслуживания наиболее перспективных предприятий. «Интересы банка – это интересы его клиентов». Сегодня такое заявление можно увидеть в рекламе большинства банков на страницах газет и журналов. Очевидно, такой подход является оправданным. Практика показывает, что наиболее успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить к работе с крупными клиентами, в частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.