Влияние шокирующих впечатлений на психологическое состояние журналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является изучение психологических травм, вызваны
работой журналистов в горящих точках, после терактов или природных
катаклизмов. Многие журналисты, прошедшие через это, в дальнейшем
страдают «синдромом эмоционального выгорания» (понятие, введённое в
психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году,
проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением). Может влечь за
собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития
глубоких когнитивных искажений)
Предмет — обнаружение и лечение травм, способы борьбы, предотвращение
возникновения.

Вложенные файлы: 1 файл

масс.ком..docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

события психическая организация человека расщепляется, раздваивается,

 

диссоциируется на сознательную и подсознательную (Жане), сознательную и

бессознательную (Фрейд). Взаимоотношение между этими двумя образующими

объясняет возникновение психогенной травмы. В современных исследованиях

феномен посттравматического стрессового расстройства (ПТСР - основной

аналог психической травмы в современной литературе), нередко объясняется

перитравматической диссоциацией. Признание связи между так называемой

перитравматической диссоциацией и ПТСР привело к установлению

господствующего в литературе мнения о том, что острая диссоциативная

реакция носит преимущественно патогенный характер. Между тем,

диссоциация может выполнять и противоположную функцию - адаптивную, и в

этом случае под сомнение ставится чисто негативный патогенный защитный

характер диссоциации.

Таким образом, особенностью предлагаемого анализа является то, что связь

диссоциации и травмы мы объясняем с точки зрения темпоральности, а также,

кроме негативной, признаем и позитивную связь между двумя явлениями.

 

Травма и стресс

Один из важнейших моментов — это прояснение отношений между понятиями

«стресс» и «травма». На бытовом уровне стрессом люди называют любое

состояние сильного психического напряжения. Однако, с точки зрения Г. Селье,

автора теории стресса, любая жизненная ситуация, которая вызывает малейшее

напряжение, — это стресс. Он возникает как адаптация организма на новую

ситуацию. Так как по большому счету вся человеческая жизнь проходит в

изменении, соответственно, мы все время испытываем стресс.

Ключевым моментом в теории стресса является описание его динамики.

Динамика стресса

Его протекание состоит из трех фаз:

• фазы тревоги. Это экстренная краткая реакция на любое изменение. Чем

больше изменение, тем больше стресс. Для человека эта фаза (несмотря на

название) чаще всего достаточно комфортна. Состояние здесь скорее похоже на

возбуждение. Так, человек, на которого напали грабители в подворотне, может

проявить чудеса скорости или неожиданную даже для него самого физическую

силу;

• фазы устойчивости. Если с воздействием стрессора невозможно справиться

путем краткой ответной реакции, то активируется «глубокая» адаптационная

энергия. Тем самым человек входит в состояние повышенной

сопротивляемости. Это активное и относительно уравновешенное, но, главное,

работоспособное состояние. Так, студент в ночь перед экзаменом часто

способен выучить гораздо больше материала, чем за неделю в обычном

состоянии;

• фазы истощения. Если состояние повышенной сопротивляемости сохраняется

долгое время, энергия истощается. Это происходит, если закачиваются

приспособительные ресурсы организма. Тогда возникают различные

нарушения: как на уровне эмоций, так и поведения. Главное —

работоспособность человека резко падает.

 

Динамика стресса (по Г. Селье)

фаза тревоги

• фаза устойчивости

• фаза истощения

Если стресс заканчивается истощением и связан с негативными эмоциями, его

называют дистрессом. Именно такое состояние истощения возникает при

травматических событиях, когда есть угроза жизни для себя или своих близких.

Тогда воздействия настолько сильные, что сил приспособиться к ним не хватает.

В этом случае мы назовем ситуацию травматическим стрессом. Однако мы

знаем, что в жизни далеко не всегда острое, напряженное состояние

заканчивается истощением. Скорее наоборот. Истощение (или срыв адаптации)

не возникает тогда, когда напряжение сменяется релаксацией. Если повышение

напряжения (первые две фазы) регулярно сменяется расслаблением, организм

получает возможность:

а) восстанавливать ресурсы;

б) тренировать приспособление к стрессу.

Успешное проживание стресса

• напряжение (тревога, затем устойчивое приспособление)

• расслабление (восстановление ресурсов, подготовка к напряжению)

Более того, желание расслабления заложено в нашем организме. Все помнят,

как после выполнения чего-то важного, трудного, тяжелого (экзамен, сложное

задание) наступало ощущение, что «как будто гора с плеч свалилась». Да,

бывало, наши силы оказывались на исходе. Но после отдыха (т.е. релаксации)

мы часто были готовы выполнить еще большую работу (т.е. перенести

напряжение).

Такой ход вещей в корне отличается от происходящего при травме. Мы можем

стараться забыть то, что произошло, но расслабиться до конца не можем.

Почему?

Механизм действия травмы

 

Целительная реакция релаксации наступает только тогда, когда возбуждение,

накопленное организмом в результате напряжения, разряжается. У животных

этот процесс протекает спонтанно — сам по себе. Вот как пишет об этом П.

Левин: «Эта разрядка венчает нашу реакцию на угрозу, позволяя нам вернуться

к нормальному функционированию. В биологии процесс данного рода

называется гомеостазом, указывая на способность организма адекватно

отвечать на любые предлагаемые условия и затем возвращаться к исходному

уровню, называемому «нормальным» функционированием.

В видеофильме Национального географического общества «Бдительный белый

медведь» фигурирует испуганный медведь, преследуемый летящим самолетом,

из которого по нему стреляют снотворным. Затем его окружают биологи и

связывают. Когда большой зверь выходит из состояния шока, он начинает

дрожать, сотрясаясь в почти конвульсивных движениях. Кажется, что его

конечности двигаются хаотично. Движения завершаются тремя глубокими

вздохами, которые распространяются по всему телу. Комментатор фильма

(биолог) говорит, что такое  поведение медведя необходимо  для того, чтобы 

«сдуть стресс», накопленный во время поимки. При замедленном повторе

становится ясно, что «случайные» подрагивания ног на самом деле

представляют собой скоординированные движения бега — подобным образом

животное завершило свой бег (прерванный в момент поимки), разрядило

«застывшую энергию», а затем «оголтело» задышало всем телом». Это

естественный процесс. Но если нормальная реакция разрядки останавливается

и/или подавляется, возникают симптомы травматического стресса. Если у

животного подавить спонтанную разрядку, скорее всего оно погибнет.

Однако у людей все происходит немного сложнее, чем у животных. В

результате действия различных, до конца еще не исследованных механизмов

травматическое событие запечатлевается в психике. Даже забывая на уровне

сознания, мы не забываем о случившемся на уровне тела. Память тела

позволяет нам обучаться сложнейшим действиям — от починки часов до игры

на фортепиано. Та же самая память не дает нам сбросить возбуждение — ведь

 

внутри организма травматическая ситуация еще не завершена. Таким образом,

человек, даже выйдя из внешней травматической ситуации (например, из зоны

обстрела), несет ее внутри. Причем это может быть не сильно заметно

посторонним — часто люди внешне выглядят достаточно обычно. Вот еще один

пример из работы П. Левина: «Три девочки сидят на пластиковых стульях в

приемном покое больницы. Они кажутся тихими, ничем не выражая ужаса,

который испытали прошлой ночью. В ту ночь они были связаны, трехлетней

угрожали пистолетом, затем девочки видели, как их сестра подросток была

ранена в голову выстрелом. Они кажутся «спокойными» снаружи, но их

физиология говорит совсем о другом. Сердце по-прежнему делает 100 ударов

минуту, кровяное давление остается высоким. Биологические вещества стресса

насыщают их мозг. Как неподвижная антилопа, эти оцепеневшие дети, хотя

внешне и выглядят спокойно, внутренне готовы к экстремальной активации для

борьбы или бегства, которых они никогда не смогут предпринять. Эти вещества

работают сейчас против их будущего».

Естественно, нельзя быть одновременно «готовым ко всему» (фаза

устойчивости по Г.Селье) и находиться в состоянии расслабления. Таким

образом, человек попадает в состояние постоянного внутреннего напряжения —

травматический стресс.

Механизм возникновения травматического стресса

1. В травматической ситуации:

• нарастание напряжения,

• запечатление ситуации в психике.

2. После травматической  ситуации:

• невозможность завершить ситуацию,

• симптомы «повторения» ситуации (на всех уровнях

психики),

• невозможность расслабления

 

«Синдром эмоционального выгорания»

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и

происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению

как к пациентам (клиентам), так и к сотрудникам, ощущением собственной

профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в

явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества

жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и

психосоматические заболевания.

Развитию этого состояния способствует

необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с

эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом.

Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только

материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет

человека думать, что его работа не имеет ценности. Фрейденберг указывал, что

такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию,

идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных

к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром

эмоционального выгорания может представлять собой механизм

психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения

эмоций в ответ на травмирующие воздействия. Отдельного изучения требует

фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома

эмоционального выгорания. Встречается нередко и у лиц работа которых

связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов,

работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-

машина», менеджеров, руководителей и т. д.

Существуют стратегии профилактики выгорания на уровне организации в

целом. Политика и цели организации должны быть четкими и

последовательными, насколько это возможно. Существенное значение имеет

 

обучение и развитие работников, исследование новых областей. Забота о

клиентах и оказываемая им помощь должна осуществляться в сотрудничестве с

их семьями, социальным окружением (общиной) и организациями-партнерами.

Необходимо разработать эффективные механизмы для группового и

организационного принятия решений и решения проблем. Важно поощрять как

самостоятельность сотрудников, так и их участие в совместном принятии

коллективных решений. Полезны разнообразные тренинги для всего персонала,

посвященные управлению временем, решению конфликтов и групповому

принятию решений, борьбе со стрессом. Кроме этого, существенные

положительные результаты могут принести тренинги по самопознанию,

которые позволят участникам познать собственные границы, понять, что в их

работе вызывает у них гнев, чувство вины или фрустрацию. Для профилактики

выгорания необходимо разделение между профессиональной и частной

жизнью. Как только границы между работой и домом начинают стираться, и

работа занимает большую часть жизни, усиливается риск выгорания. Чувство

привязанности в семейной жизни способствует развитию уверенности в себе,

доверия и эмоциональной безопасности. Важно, чтобы сотрудники имели

какие-либо увлечения помимо работы, что позволит им отвлекаться и

восполнять утраченную энергию.

 

 


Информация о работе Влияние шокирующих впечатлений на психологическое состояние журналистов