Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение особенности формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- охарактеризовать организацию и основную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- дать определение таким понятиям как унитарное предприятие, государственное и муниципальное предприятия.
Введение 2
Глава 1. Понятие, признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 10
1.3 Имущество унитарного предприятия 15
1.4Особенности финансов унитарных предприятий 18
Глава 2. Виды и гражданская правосубъектность унитарных предприятий 23
2.1 Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.2 Правоспособность унитарных предприятий 25
2.3 Дееспособность унитарных предприятий 27
Заключение 29
Список литературы: 31
Итак, среди всех коммерческих
организаций унитарные
Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права. Признаки унитарных предприятий таковы.
Организационное единство
Характерной чертой унитарных предприятий с точки зрения организационного построения является отсутствие высших органов управления и контрольных органов, которые присутствуют в большинстве юридических лиц иных организационно-правовых форм. Соответствующие функции выполняют образования, находящиеся вне государственных (муниципальных) предприятий. Из-за этого отсутствие контрольных органов и органов высшего управления в рамках унитарных предприятий не ослабляет воздействия собственника на деятельность унитарных предприятий. Напротив, данное воздействие усиливается, поскольку органы власти, заменяющие органы высшего управления и контрольные органы, обладают большими полномочиями по сравнению с указанными органами в иных юридических лицах. Кроме того, органы власти не руководствуются непосредственно интересами предприятий, «оторваны» от них, что позволяет им принимать решения, нацеливающие данные организации на выполнения функций публично-правовых образований независимо от их соответствия интересам предприятия, его коллектива или руководителя.
Законодательное ограничение
структуры унитарных
В отличие от совещательных органов создание иных, кроме исполнительного, органов с самостоятельными полномочиями в рамках унитарных предприятий законодательство не допускает. Их организация на основе положений уставов является незаконной. Однако до принятия Закона об унитарных предприятиях практика их создания в рамках унитарных предприятий была достаточно распространена. Это свидетельствует о том, что дополнительные к исполнительному органы с самостоятельными полномочиями в рамках унитарных предприятий могут иметь место и потребность в их организации в отдельных случаях существует. Наличие данных органов позволит усилить контроль за действиями унитарных предприятий, будет способствовать ограничению полномочий исполнительного органа и обеспечит принятие органами власти решений более адекватных положению дел на предприятиях. На унитарных предприятиях возможно создание органов с контрольно-управленческими и управленческими полномочиями (наблюдательных советов), а также контрольных органов (ревизионных комиссий). Безусловно, в законодательстве нужно четко определить полномочия, которыми подобные органы могут обладать, а для наблюдательных советов и случаи, когда допускается их создание. Это позволит избежать неопределенности в правовом положении предприятий, а также иных негативных последствий.
Имущественная обособленность.
Анализ форм имущественной обособленности унитарных предприятий - прав хозяйственного ведения и оперативного управления позволил установить ряд их особенностей. Во-первых, это - относительный характер имущественной обособленности унитарных предприятий, которую права хозяйственного ведения и оперативного управления обеспечивают. Прежде всего, подобное положение проявляется в том, что права хозяйственного ведения и оперативного управления не обеспечивают устойчивого владения государственными и муниципальными предприятиями принадлежащим им имуществом. Неустойчивость владения выражается в праве собственника изымать имущество предприятий, нечетком отделении их имущества от имущества, закрепленного за другими предприятиями и учреждениями, предоставлении собственнику права предъявлять в суд вендикационные иски наряду с унитарными предприятиями. Во-вторых, права хозяйственного ведения и оперативного управления предполагают наличие ограничений правомочий пользования и распоряжения субъектов указанных вещных прав в отношении принадлежащего им имущества. Соответствующие ограничения касаются как содержания правомочий пользования и распоряжения, так и возможностей по осуществлению данных правомочий.
Относительность таких форм
имущественной обособленности, как
права хозяйственного ведения и
оперативного управления, порождает
другую их особенность, а именно: данные
формы имущественной
Чем более специальный и относительный характер имеет та или иная форма имущественной обособленности, тем более она подходит для реализации функций публично-правовых образований. Поэтому в законодательстве наметилась тенденция сокращения сферы применения права хозяйственного ведения, расширения применения права оперативного управления. Однако в ближайшее время полный отказ от права хозяйственного ведения, как представляется, нереалистичен и нежелателен. Поскольку рассматриваемые особенности прав хозяйственного ведения и оперативного управления связаны с их предназначением - обеспечивать выполнение функций публично-правовых образований через участие в имущественном обороте, то данные особенности указанных вещных прав следует укреплять.
В то же время, ограничение имущественной обособленности унитарных предприятий нужно сочетать с укреплением гарантий соблюдения законных интересов их контрагентов.
Гражданско-правовая ответственность государственных (муниципальных) предприятий.
Отличительной чертой признака
самостоятельной имущественной
ответственности унитарных
Выступление в гражданском обороте от собственного имени.
Особенности признаков организационного
единства, имущественной обособленности,
самостоятельной имущественной
ответственности унитарных
Учитывая место и роль
унитарных предприятий в
В заключение отметим, что
правовое положение унитарных
Способы использования имущества унитарного предприятия:
-хозяйственное ведение;
-оперативное управление.
Имущество унитарного предприятия
находится в собственности
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает
вопросы создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности,
его реорганизации и
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не
имеет права учреждать дочерние
предприятия. Закон «О государственных
и муниципальных унитарных
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
-имущество, переданное
предприятию по решению
-иное имущество, переданное
предприятию по решению
-прибыль, полученная в
результате хозяйственной
-заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
-амортизационные отчисления;
-капитальные вложения и дотации из бюджета;
-дивиденды (доходы), поступающие
от хозяйственных обществ и
товариществ, в уставных
-добровольные взносы
и пожертвования организаций,
предприятий, учреждений и
-иные источники, не
противоречащие
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия