Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации делового, управленческого общения на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности производства.
Объект делового общения - психология личности.

Содержание

1. Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики 3
2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение» 12
3. Практическое задание 18
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

del_obshch_Variant_1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Диалогические виды:

  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия;
  • Совещание (собрание);
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений  по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может  быть разделено на:

  • Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • Когнитивное - обмен знаниями;
  • Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным средством коммуникации, т.к. при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика)
  • Пара- и экстралингвистическую (Качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию)
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации
  • Визуальный контакт

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую  вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл. А также выявить намерения участников и другую скрытую информацию. Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует неукоснительно соблюдать для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Специфику рабочей группы можно выразить с помощью определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий и связанных системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.

Рабочие группы делятся на условные и реальные.

  • Условные – их члены непосредственно не контактируют. Обычно это большие рабочие группы (например, железнодорожники).
  • Реальные – это такие группы, в которых их члены непосредственно взаимодействуют друг с другом во имя достижения определенной цели.

Рабочие группы также различаются  по правовому статусу – официальные  и неофициальные.

    • Официальные – формальные, которые учреждены, организованы в административно-правовом порядке, имеют лицензию или аккредитацию. Они имеют общезначимую цель, четкую структуру, обозначенную в уставе, систему управления.
    • Неофициальные – возникают стихийно, естественным путем, внутри официальных групп, и они нигде не зафиксированы, но влияют на психологический климат. Они могут иметь своего лидера.

С точки зрения всего этого, можно сказать, что типичная рабочая группа есть малая, реальная, официальная социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).

По отношению к рабочей группе наука «Деловое общение» изучает:

- стиль руководства,

- стиль общения,

- конфликты (возникновение, урегулирование  и т.д.).

 

Если описывать мою практику общения, то я использую все виды и формы делового общения, вербальное и невербальное общение, а также  во время общения в рабочих  группах (в учебном коллективе, с  подругами), возникают различные  конфликтные ситуации, которые  я  решаю.

Примером используемых видов делового общении служит приветственная речь (каждый день я здороваюсь с большим  количеством людей), информативная  речь (выступление на конференции  в ВЗФЭИ).

Очень часто я использую такую  форму общения, как беседа или передача сообщений по телефону.

Больше всего проблем возникает  при конфликтных ситуациях (общение  в рабочей группе). Выход из этой ситуации – разрешение конфликта  путем переговоров и поиска компромисса.

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.:пер с фр. М.: Мир, 1992.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. М.: Омега-Л.,2005.
  4. Люшер М. Цвет Вашего характера. М.:Вече Персей-ЛЕТ, 1996.
  5. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.
  6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.:Союз,2002.
  7. Психодиагностика: Учебник для вузов/Л.Ф.Бурлачук. – СПб.:Питер.2003.
  8. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2-5 изд., 1997-2006.
  9. Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ.ред.В.Н.Дружинина. – СПб.:Питер, 2000.
  10. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Информация о работе Деловое общение