Дорошевич В. М. «Как я попал на Сахалин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 09:59, реферат

Краткое описание

Исследование журналистской деятельности Дорошевича на острове Сахалин является целью моей работы. Для достижения поставленной цели мне предстоит решить следующие задачи:
углубить свои теоретические знания о жанре журналистское расследование;
установить, какие методы использовались В.М. Дорошевичем в расследовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Журналистское расследование как жанр…………………………………..5

2. На Сахалин вслед за Чеховым……………………………………………....9

Заключение…………………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

дорошевич.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

        Дорошевич В. М. «Как я попал на Сахалин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

1. Журналистское расследование как жанр…………………………………..5

 

2. На Сахалин вслед за Чеховым……………………………………………....9

 

Заключение…………………………………………………………………….12

 

Список используемой литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

 

Более века тому назад  известный русский журналист  Влас Михайлович Дорошевич посетил остров Сахалин, эта поездка определила дальнейшее развитие общественной направленности его таланта. Впечатлений очевидца хватило на две книги, в которых он ярко обрисовал все зверства сахалинского ада.

Дорошевич был не первым писателем, осветившим проблемы заключенных  на каторге, до него эту тему затронули  А.П. Чехов в своей книге «Остров  Сахалин» и Ф.М. Достоевский своими «Записками из мёртвого дома». «Со страстной разоблачительной силой Влас Дорошевич вслед за своими гениальными предшественниками рисует разлагающее влияние каторжного быта на личность человека, садизм и тупое равнодушие тюремного начальства, в котором, как в капле воды, отражалось отношение властей Российского государства к простому маленькому человеку».1

Важным аспектом в работе журналистов ХIХ века являлось донесение до умов общества волнующих их вопросов. Деятельность Дорошевича является красочным примером честной дореволюционной журналистики, король фельетона, гений «короткой строчки» также был мастером журналистского расследования. Именно Влас Дорошевич сформулировал один из важнейших принципов журналистского расследования: «Не верьте. Проверяйте. Убедитесь сами. Не убедившись, не рискуйте писать. Часто окажется противоположное. Ничему не верьте. Не верьте горю, не верьте страданию, словам, слезам, стонам. Верьте своим глазам. Оставайтесь следователем, спокойным, бесстрастным, все проверяющим, во всем сомневающимся, все взвешивающим».2

Не смотря на то, что  имя В.М. Дорошевича неоправданно забыто, а всероссийская каторга на Сахалине была закрыта в 1906 году, тему своего реферата я считаю актуальной, ведь история всегда тянет за собой последствия, и внимательно изучив  и сопоставив все факты можно предугадывать события, находить объяснения многим явлениям, происходящим в настоящем. Не даром один восточный мыслитель, живший в VI век до н. э. сказал: «Если хочешь видеть, что было тысячу лет назад, вникай в современность; если хочешь познать огромное множество вещей, начинай их изучение с одной или двух». 3 Также я считаю, что начинающему журналисту всегда пригодятся знания о выдающихся «тружениках пера».

Исследование журналистской деятельности Дорошевича на острове Сахалин является целью моей работы. Для достижения поставленной цели мне предстоит решить следующие задачи:

      1. углубить свои теоретические знания о жанре журналистское расследование;
      2. установить, какие методы использовались В.М. Дорошевичем в расследовании.

 Структура моего реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Для того чтобы достичь поставленной выше цели, первую главу я посвятила изучению методов и средств жанра. Во второй главе я на практике рассматриваю, какие именно технологии в расследовании применялись мастером этого жанра. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Журналистское расследование как жанр.

Понятие «журналистское расследование» появилось в начале 1990-х годов, но свои исторические корни этот жанр ведёт ещё с дореволюционной литературы и журналистики. Свой след в расследовательской деятельности России оставили такие известные люди как А.С. Пушкин, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, В.М. Дорошевич, В.А. Гиляровский. «…заложенные ими отечественные традиции, принципы расследовательства как служения идеалам добра и справедливости, равенства перед законом, разоблачения зла, человеконенавистничества».4

В советские времена  журналисты, работающие в этом жанре, старались публиковать информацию положительного характера, которая пропагандировала советский образ жизни, а расследование велось в строго установленных рамках (критические корреспонденции и фельетоны).  Перестройка позволила «акулам пера» писать о тех сторонах общественной жизни, которые раньше были под контролем партийного аппарата. В наше время темами расследования чаще всего становятся события негативного характера.

Предметом отображения  журналистского расследования могут  быть преступления, происшествия, конфликты, в общем, те чрезвычайные события, информацию о которых кто-то пытается скрыть от общества. Здесь любителям подвигов стоит опасаться судебного иска, заключения под стражу, лишения свободы по приговору суда или реальной угрозы физической расправы. Всё зависит от темы расследуемого дела, если оно имеет отношение к деньгам или власти, то существует угроза собственной жизни. 

Мастера этого жанра  своей главной целью видят  искоренение человеческих пороков и восстановление социальной справедливости, их не интересует погоня за сенсациями. Они также как и сто лет назад считают, что их задача состоит в том, чтобы заставить читателя размышлять.

Но что важно знать  журналисту, что он должен уметь  и как отличить правду от вымысла, оставаясь при этом объективным? Ответы на эти вопросы я постараюсь найти при написании данной главы.

Для проведения журналистского расследования может быть бесконечное  множество тем, и чтобы эти  темы найти надо уметь слушать, наблюдать, сомневаться, работать с документами, строить версии, общаться с людьми. «При разработке темы расследования необходимо решительно отбрасывать вновь открывающиеся, сопутствующие темы, как бы интересны они не были».5

Подготовка расследования  — это, прежде всего, поиск информации. Журналиста должны интересовать чрезвычайные злободневные факты и события, они могут быть малодоступными, конфеденциальными, а могут лежать на поверхности. Здесь всё зависит от самого расследователя, от того каким источником информации он решит воспользоваться: информационным агенством или собственным корреспондентом, публикациями иных СМИ или документами властных структур. Источников может быть нескончаемое множество, от официального документа до случайного информатора, в роли которого может выступить даже бабушка, которая сплетничает на лавочке у подъезда. «Источники, с которыми приходится иметь дело любому журналисту, и журналисту-расследователю в особенности, можно разделить на несколько категорий, например:

    1. одушевленные и неодушевленные;
    2. открытые, частично открытые и закрытые (конфиденциальные);
    3. официальные и неофициальные;
    4. разовые и постоянные».6

При этом не стоит забывать проверять информацию, даже если вам кажется, что ваша гипотиза верна, лучше всего найти документальное подтверждение такому сообщению или обратиться к нескольким независимым источникам, например направиться за помощью к юристу. Если начальные сведения не удается подтвердить, то в этом случаи расследование стоит отложить.

 Расследование — это жанр, которому нужно уделять много времени и внимания, поэтому совсем нелишним будет, если журналист перед тем как его материал выйдет в свет проведет генеральное интервью. На этом этапе журналист-расследователь выслушает обе стороны конфликта, такое интервью позволит людям, чьи интересы были затронуты расставить оканчательные акценты в материале. При использовании данного метода в расследовании важно учитывать, то как ты будешь выглядеть в глазах собеседника, необходимо предстать перед интервьюируемым в роли компетентного человека, хорошо подготовленного журналиста. В короткие сроки невозможно стать специалистом в какой-либо области, на этот случай есть прекрасный совет для неопытных журналистов от Анатолия Аграновского, который позволяет начинающему автору выйти из неловкой ситуации, заявив: «Я об этом знаю немного. Примерно как и двести тысяч читателей моей газеты. Могли бы вы объяснить всё так, чтобы они, а вместе с ними и я, поняли самое главное в этой проблеме?»7 Но если герой вообще не посчитал нужным давать какие-либо комментарии о ситуации, то об этом можно упамянуть в своём материале, данный факт только усилит доверие аудитории.

Прежде чем начать написание материала необходимо обсудить с редактором варианты его изложения, в противном случае работа может пойти насмарку. Во-первых, нужно отчетливо сформулировать идею текста, затем определить его структуру, чтобы отобрать только важные факты. Для того чтобы ничего не упустить и грамотно написать статью, можно составить план. Стиль материала должен соответсвовать его содержанию. Авторская оценка к факту должна быть беспристрастной, журналист обязан избегать острых высказываний, показывающих его мнение, иначе он потеряет доверие читателей.

И при всём этом важно  помнить, что журналисты не вершители  судеб, их задача состоит в том, чтобы предавать гластности факты незаконной деятельности, обозначать проблемы, а иногда предлагать пути её решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На Сахалин вслед за Чеховым.

Влас Дорошевич оставил заметный след в русской литературе, журналистике и общественной мысли, но в настоящее время о нём почти забыли, о Дорошевиче почти не помнят даже в Интернете. Мне самой пришлось убедиться в том, что имя талантливого репортёра практически осталось в прошлом, сведений о его поездке на «мёртвый остров» крайне мало. Но сам того, не желая, Дорошевич стал продолжателем сахалинской темы.

Прочитав, несколько глав из двухтомника Дорошевича, я пришла к выводу, что его очерки не устарели спустя столетие. Если сравнивать очерки Дорошевича и литературный труд Чехова, то можно отметить, что работа второго читается тяжело и нудно, но, не смотря на это, обе книги во многом перекликаются, повествуют об одном, о будничных ужасах каторги.

«Наряд», «Раскомандировка», «Тюрьма кандальная», «Вольная тюрьма», «Женская тюрьма», «Приговаривается к каторжным работа», «Смотрители тюрем», «Палачи», «Телесные наказания» – по названиям нескольких глав из книги, можно понять, что видел Дорошевич на каторге, что его там интересовало.

Цель у Дорошевича была совершенно конкретной – увидеть каторгу «такою, какова она есть» собственными глазами. А не такой, какой чиновникам  и другим заинтересованным лицам, ничего не смыслившим в деле, выгодно показать её.

Гений «короткой строчки» рассчитывал написать о Сахалине серию очерков-репортажей, даже не книгу, но всей собранной информации хватило на целый двухтомник. Но с самого начала на пути журналиста стояли препятствия. «…Дорошевич при всей живости своего воображения не мог представить себе тех сложностей, с которыми ему придётся столкнуться».8 После «каторжных откровений» Чехова, главное тюремное начальство не желало пускать очередного расследователя. «Главное тюремное управление предупредило меня на случай, если бы я вздумал поехать на том пароходе, на котором перевозят каторжников, что «какое бы то ни было общение с арестантами строжайше воспрещено и ни в каком случае допущено не будет. С этим «волчьим паспортом» в кармане, не говоря о нём ни одной душе, я сел пассажиром на «каторжный» пароход «Ярославль».9 С «волчьим паспортом» он рисковал не только ничего не увидеть, но и что ему просто не дадут сойти на сахалинский берег.

Помня о запретах, Дорошевич  всё равно искал способы, чтобы  увидеть и услышать правду. Во Владивостоке ему не давали разрешения выехать на Сахалин. И тогда он решает выдать себя полиции за бродягу, «за бродяжничество по законам Российской империи следовало полгода каторжных работ».10 Но всё устроилось, и местное сахалинское начальство позволило журналисту осмотреть каторгу. Профессия снова взяла вверх над страхами и запретами, помогла преодолеть  препятствия и попасть на «грешную» землю Сахалина. 

На самом Сахалине, куда он все-таки попал, старались не пустить, не разрешить, не дать, не показать. Дорошевич упорно искал выход из каждой такой ситуации – к этому обязывала одержимость профессией. Автор остаётся до конца честным со своими читателями, он признаётся в одном из очерков, чего ему стоило это путешествие: «Несколько раз препятствия, которые мне ставили на каждом шагу, доводили меня – стыдно сказать – до нервных припадков. Боясь заплакать при других, я уходил к себе в каюту и плакал там, и злость просыпалась в моей душе. Я со злобой думал и повторял: «Я узнаю всё! Узнаю всё! Всё узнаю!»11

Не ставившему себе ничего другого, кроме прямой задачи журналиста – описать в газетных корреспонденциях правду, Дорошевичу удалось главное – рассказать честно о реалиях каторжный жизни  на острове. Об этом также говорят заключительные слова вступления к книге о Сахалине: «Заканчивая предисловие, я считаю долгом выразить глубокую признательность всем, кто «противодействовал» мне попасть на Сахалин. Только благодаря этому, я избег величайшего несчастья, — смотреть чужими глазами.

Информация о работе Дорошевич В. М. «Как я попал на Сахалин»