Драматургическая структура фильма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить специфику использованных в фильме драматургических и художественно-выразительных средств, закономерности в построении драматургии
Предмет исследования – исследовать особенности драматургической структуры и художественно-выразительных средств и определить их специфику. Использовать приобретенные в ходе исследования знания и опыт при создании своего произведения

Вложенные файлы: 1 файл

Драматургическая структура фильма.docx

— 21.13 Кб (Скачать файл)

Введение

Объект исследования – документальный фильм «Белинского, 6». Автор Каролина Белявска. Хронометраж 26 минут, 2005 год

Цель исследования: выявить специфику использованных в фильме драматургических и художественно-выразительных средств, закономерности в построении драматургии

Предмет исследования – исследовать особенности драматургической структуры и художественно-выразительных средств и определить их специфику. Использовать приобретенные в ходе исследования знания и опыт при создании своего произведения

Актуальность данного исследования заключается в том, что данный фильм выполнен студентом, ровесником. Притом работа выполнена в другой стране и за небольшой промежуток времени.

Метод исследования – описательный, эмпирический, аналитический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава

Драматургическая структура

 

В самом начале фильма в качестве пролога мы видим фотографии, характеризующие условия и среду обитания героев: грязная дверь с пятью звонками, ободранные обои. Затем мы  поочередно встречаем героев в темном коридоре. Видим их на кухне: кто-то моет голову, кто-то чистит зубы, что определяет время суток - утро. Каждый из жителей коммуналки, сидя у себя в комнате отвечает на первый вопрос – как их зовут, возраст и где родились. Мы видим убогость условий, захламленность старыми вещами, неаппетитную еду. В экспозиционной части фильма можно увидеть обманчивый конфликт  между героями и условиями, в которых они живут, что бедность и отсутствие возможностей мешают им выбраться оттуда и идти к успеху. Но начиная с завязки фильма, где мы видим окно одного из жителей – композитора и слышим звуки шумного города, мы начинаем чувствовать изолированность героев от внешнего мира, их ограниченность. С этого момента автор начинает выстраивать драматургию так, чтобы привести к мысли, что не условия мешают развитию героев, а отсутствие в героях стремлений к этому развитию и веры в свои мечты делает невозможными какие-либо перемены.

Конфликт становится очевидным, когда герои отвечают на второй вопрос  - что бы они хотели сделать в жизни? У всех героев есть желания и все кажутся достойными, но автор дает ответы героев закадровым голосом на контрапункте с видеорядом. Девушка Раида хочет, чтобы ее муж был счастливым, при этих словах она жует еду с равнодушным взглядом, муж сидит за музыкальной колонкой с безликой нервирующей музыкой.

Следующий герой Паша говорит, что хочет перевернуть мир при помощи своего искусства, эти слова противопоставляются кадрами, на которые они наложены  - Паша, как конвейер, клеит и раскрашивает безвкусные сувениры. Далее автор еще больше старается подчеркнуть  бесполезность Паши. Он продает на мосту сувениры, а мимо него пробегает яркая, шумная жизнь – молодожены, счастливые лица, ликующие. Он незамеченный никем читает книжку.

Вадим показан наиболее активным героем. В его комнате самая современная мебель, он все время говорит по телефону, договаривается о встречах.  Говорит, что хочет развить свой бизнес.  И это звучит не в закадровом голосе, как у предыдущих героев, а Вадим говорит это на камеру, сидя в своей комнате. Возможно, этим автор немного противопоставляет  Вадима другим героем, подчеркивая в нем реальные стремления, совпадающие с его действиями.

Ольга показана в потоке людей в метро, затем в своей комнате на диване – она хочет рисовать портреты, привнести что-то новое. Затем она показана на работе – официантка в ресторане. Зачем-то автор показал в метро именно Ольгу. Возможно, ради того, чтобы выбить из этих трех последующих кадров следующий смысл: поток людей, в котором она затеряна и безлика, камера статично концентрируется на ее лице, выделяет из толпы. Затем мы слышим, что, у нее высокие мечты. Затем видим ее снова безликой в качестве официантки. То есть автор демонстрирует не противоречие ее возможно временной работы и стремлений, а создает ощущение невыполнимости ее стремлений в  такой безликой серой жизни, а может и ощущение несоответствия ей этих желаний  и их надуманности.

Раида с Димой с равнодушными лицами играют в карты, звучит все та же безликая музыка. Закадровым голосом звучат слова Димы как оправдание о том, что нет такой работы приносящей пользу людям, нет работы подходящей ему.

Виктор, смотрит на город через свое окно. Говорит, что нет смысла задавать себе вопрос чего ты хочешь сделать в жизни. Затем садится за синтезатор и  опять играет одну из своих песенок о Петербурге. Эти кадры в своей последовательности дают ощущение бессмысленности. Поэт выглядит изолированным от мира, поглядывающим на Петербург исключительно через окно в своей комнатушке, сочиняющим и поющим  песни для себя.

Фильм приходит к кульминации,  когда Паша отвечает на третий вопрос - о чем ты мечтаешь?  Паша стоит на мосту, ночь, продает сувениры. За его спиной река со светящимися фонарями выглядит, как коридор коммуналки, который присутствовал лейтмотивом в течение фильма. Затем план меняется. Паша стоит на ограждении моста и идет на нас, мост в этот момент еще больше напоминает затемненный коридор. Он говорит, что мечтать вредно. Мечты не исполняются. Мы видим контраст между красотой города и опустошенностью Паши. Он выглядит как тень, идущая по этому коридору.

Кульминация развивается в ответах остальных героев на тот же вопрос – о чем ты мечтаешь.  Композитор Виктор потерянно сам себе задает вопрос: о чем я мечтаю? Не отвечает на него. За окном контрастирует с ним красивая вечерняя городская жизнь.  Ольга говорит о том, что мечтает о любимом, в глазах пустота и потерянность. Дима говорит, что мечтает о счастливой семье, при этом они с Раидой  ложатся спать, их глаза пусты, в их действиях отсутствует нежность, они выглядят чужими друг для друга.  Вадим тоже не мечтает, живет сегодняшним днем. Но в последних кадрах  Вадим выходит и закрывает за собой дверь. Он меньше отчужден от жизни, чем остальные герои. Автор оставляет его судьбу открытой, он выходит из квартиры, образно оставляя остальных жителей закрытыми в стенах этой квартиры. В последнем кадре мы видим окна, в одном из них Виктор закрывает шторой свое окно.

Конфликт остается открытым. Спад действия отсутствует. В качестве эпилога финальные титры с фотографиями коммуналки.

 

Выводы:

Жанр  - групповой портрет поколения, выраженный через жителей одной коммуналки, живущих в одинаковых бытовых условиях.

Драматургическая структура фильма строится на стремлении автора выстроить конфликт между фатальностью и свободой, целеустремленностью. Автор раскрывает конфликт через героев – жителей одной коммуналки, примерно одного возраста и социального положения. Действие выстроено, как один день жизни героев. Утром действие завязывается и развивается согласно текущему дню.  Развитие драматургии построено на трех  вопросах, заданных всем героям, что поставило героев в равные условия.

В данном фильме я увидела три драматургических решения, объединяющих и уравнивающих всех героев. Первое это модель одного дня, все герои проживают один день, их быт и распорядок дня показан с утра и до вечера. Второе – действие выстроено  на трех одинаковых вопросах, заданных героям. Третье – ограниченность драматургии стенами коммунальной квартиры,  все разговоры, являющимися основным развитием истории происходят внутри квартиры. Автор уравнивает героев между собой, демонстрируя их одинаковую проблему. Желания разные, а проблема одна – отсутствие целей, желаний, изолированности их жизни от внешнего мира. Герои представлены  закрытыми от мира в своей коммуналке, нет ни телевизора, ни радио, на город смотрят через окно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава

Режиссерская структура

 

Композиционное решение кадра

В фильме используется довольно большое количество интересных композиционных  решений кадра. Автор постоянно показывает героев через старые зеркала. Грязные зеркала, зеркальные шкафы разбивают в отражении фигуры героев. Создает ощущение разбитости, потерянности личности героев. Где-то отражена голова, где-то ноги. Либо отражается только тело, нет головы. Мы видим жителей коммуналки через отражения в грязных зеркалах, что подчеркивает изолированность их жизни, среди старых вещей, зависшего времени.

Старые потрепанные временем тумбочки и шкафы в некоторых кадрах композиционно разделяют героев. Как правило, это молодые пары, видимо автор образно обрекает их, не видя в них будущего. В комнате Ольги и Паши, когда они сидят за столом их разделяет массивный черный шкаф. Ольга ест, Паша занят работой с сувенирами, общение между ними отсутствует, их образное разделение шкафом подчеркивает их одиночество и отсутствие близости между ними. В общем кадре на кухне, кадр делит ровно посередине старый советский буфет. В одной половине стоит Паша, в другой Вадим, они стоят друг к другу спиной. Они живут в одном пространстве, но оно разделяет их, они чужие друг другу и одиноки.

 

Операторская работа

Камера преимущественно статична. Практически отсутствуют наплывы. В коридоре камера стоит фронтально, мы видим глубину. Герои появляются из темноты. Часто использованы панорамы горизонтальные и вертикальные. Наш взгляд следует вместе с камерой по предметам обстановки. От героев уходит к окну, как будто уходя взглядом от них, обнаруживая мир за окном. Именно этими кадрами подчеркивается их ограниченность, изолированность в стенах комнат. Так же панорама используется для перехода к деталям, для прослеживания движений, как бы своими глазами, что бы создавалось ощущение наблюдения.

 

Работа с не актерами

Хочу отметить работу автора с героями. В связи с тем, что у автора не было большого количество времени для съемок, то отсутствует метод длительного наблюдения. Очень многие кадры постановочны, то есть, сделаны по просьбе автора. В этом, конечно, есть небольшой минус, в фильм из-за этого становится менее убедительным. Игра в карты Димы и Раиды явно происходит по просьбе автора. Паша вряд ли, что идет по своей инициативе по ограждению моста. Причина не только в отсутствии времени, но и подход автора, она подчеркивает только одну сторону героев, возможно даже искажая что-то и недоговаривая важные факты, но это необходимо для воплощения ее идеи, что другим методом скорее всего сделать было бы не возможно.

 

 

Использование звуков

В фильме используется большое количество интрешумов. Интершумы  есть внутренние, в квартире - вода текущей из крана, шум скребущей по сковороде ложки, музыка. И внешние контрастирующие, идущие из окон – шум улицы.

Основная музыка звучит из комнаты Раиды и Димы. Это хаус-музыка долбящая, ритмичная, безликая, пустая. Музыка слышна по всей квартире, наполняя ее безумным ритмом. При этом она контрастирует с ритмом жизни  героев.

У композитора Виктора своя музыка собственного сочинения. Легкая, слегка нелепая, заполняющая только его обособленное пространство.


Информация о работе Драматургическая структура фильма