Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 03:25, курсовая работа
В работе, используя учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы………………………5
Глава 2. Основные аналитические жанры……………………………………..7
2.1 Аналитический отчёт………………………………………………….7
2.2 Аналитическая корреспонденция……………………………………9
2.3 Аналитическое интервью…………………………………………….11
2.4 Беседа……………………………………………..…………………..13
2.5 Комментарий…………………………………………………………15
2.6 Рецензия………………………………………………………………21
2.7 Статья…………………………………………………………………24
2.8 Журналистское расследование……………………………………..25
2.9 Аналитический пресс-релиз…………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы…………………………………………….34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ИНСТИТУТ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
факультет технологий кино и телевидения
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы журналистской деятельности»
на тему: «Жанры аналитической журналистики»
Выполнила:
студентка 217 группы
I курса ФТКиТ
Казанцева В.А.
Научный руководитель:
кандидат философских наук
Синельников Д. П.
Санкт-Петербург
2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы………………………5
Глава 2. Основные аналитические жанры……………………………………..7
2.1 Аналитический отчёт……………………………
2.2 Аналитическая корреспонденция…
2.3 Аналитическое интервью……………………
2.4 Беседа……………………………………………..……………
2.5 Комментарий…………………………………………………
2.6 Рецензия…………………………………………………………
2.7 Статья………………………………………………………………
2.8 Журналистское расследование………
2.9 Аналитический пресс-релиз……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….34
Введение.
Общеизвестно, что журналистская информация доносится до читателей в жанровых формах. Между теоретиками журналистики нет согласия в том, что конкретно считать жанром. Более того, многие утверждают об отсутствии необходимой жанровой палитры. Главное - глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. «Кроме того, заявляют некоторые ученые, эталонных текстов, своего рода шаблонов в творческом деле существовать не может…, надо признать, что форма- это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельной случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше…».
Классическая концепция жанровой дифференциации терпит нападки, а сам жанр теснится новым понятием «текст». Многие журналисты объясняют этот процесс различными причинами, но факт остается фактом: в науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной журналист–исследователь творит собственную теорию жанров, порой, не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Однако именно такой разброс мнений свидетельствует в пользу жанра - этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности, которая помогает плодотворно работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях.
Различия между жанрами определяются выбором средств и способов раскрытия темы, степенью детализации, объемом информации и включенностью авторской оценки в предмет описания. Жанровые формы дифференцируются также в зависимости от конкретной функции, объекта изображения, цели, характера освещаемого факта, количества собранной информации, специфики издания, для которого готовится публикация. В одних случаях от журналистских материалов требуется констатация, активность, информативность, в других - исследование, анализ, комментарий. Поэтому знать об этой классической концепции любому журналисту необходимо: она всего лишь облегчает процесс создания текста, суммирует и организует факты, помогая автору сконцентрироваться на главном.
В своей работе, используя учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики. А теперь обо всем об этом подробнее…
Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы.
Как известно, под журналистскими
жанрами подразумеваются
В современной теории журналистики
выделяются, как правило, в качестве
основных, следующие факторы: предмет
отображения, целевая установка (функция)
отображения и метод
Предмет отображения.
Предметом журналистского отображения может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, все-таки не стоит соглашаться с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие “предметные совпадения” могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.
Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах.
Предмет отображения, интересующий
автора аналитической публикации, в
подавляющем числе случаев
Целевая установка.
“Сильным” жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.
Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их “свернутом” виде, а во втором случае он “развертывает” такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.
Таким образом, целевая установка проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.
Глава 2. Основные аналитические жанры.
2.1 Аналитический отчёт.
Отчет является одним из наиболее “древних” жанров журналистики. Прежде всего это касается той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов о различных форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях императорам, царям или населению, с появлением газет отчет перекочевал на их страницы. Активно этот жанр использовался, например, уже в первой российской газете — петровских “Ведомостях”. Так же активно используется отчет и в современной журналистике. Это утверждение существенно и для той разновидности отчета, который называется аналитическим.
Предметом современного аналитического отчета, выражаясь языком современной науки, является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря — выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т. п. Этот же предмет может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции, информационного отчета присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики. Он отличается от других жанров рядом признаков. Так, если в публикациях информационных жанров главным образом констатируют ход собрания, конференции, сообщают, кто выступил, что сказал (или даже показывают, как сказал и как это было воспринято аудиторией), то есть отображают внешнюю сторону предмета, то аналитический отчет “берет” в предмете другое, а именно — отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей.
Цель информационного отчета — проинформировать аудиторию о ходе собрания, конференции и т. д. Цель аналитического отчета — показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.
Иными словами, выступления участников предстают как бы “мостиком” для переключения внимания аудитории данного СМИ с конкретного съезда, собрания, конференции на то, что происходит в жизни самой аудитории. Такой переход помогает уже самим читателям, слушателям, зрителям судить об описываемом съезде или собрании, об отдельных его участниках с позиции тех реальных проблем, ситуаций, процессов, в которые включены сами эти читатели, слушатели, зрители.
При этом автор аналитического отчета может, в отличие от автора информационного отчета, не ставить перед собой цель сообщить о всех выступлениях или выступивших, но сконцентрировать внимание на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения взаимосвязи речей с реальными делами, которую он анализирует. Отбор может производиться, например, на основе тематического единства ряда выступлений. И в этом случае автор получает возможность рассмотреть какую-то одну сторону актуальной действительности с позиций разных докладчиков. Он может сосредоточить внимание на каком-то одном, наиболее значительном выступлении и с его позиций рассмотреть разные проблемы реальной жизни. В любом случае анализ выходит за рамки прозвучавших выступлений. Однако это не может восприниматься автором аналитического отчета как повод для искажения содержания и формы выступлений участников. Он может трактовать, интерпретировать, объяснять эти выступления, но это должно быть сделано так, чтобы аудитория легко смогла отличить, мысли самого автора от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.
В зависимости от сложившейся
реальной ситуации, реальной проблемы,
реального процесса, с которым
соотносятся выступления
2.2 Аналитическая корреспонденция.
Журналисты российской прессы
понятие “корреспонденция”